Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

В Армении общество не расколото и не раскололось бы

Дата: 02.07.2008

Митинг, организованный 20 июня радикальной оппозицией, внес несколько новых штрихов в ход внутриполитической борьбы в Армении, но в то же время ничего не изменил в главных программах оппозиции, объединенной вокруг АОД и Левона Тер-Петросяна.

Армения

Однако, прежде всего о митинге. Этот митинг примечателен тем, что, будучи первым, после 1 марта, крупным митингом, к счастью прошел без инцидентов. Это - самое главное, так как люди, не принимавшие участия в политических процессах, с тревогой ждали этого митинга, думая, что в очередной раз будут спровоцированы беспорядки.

Второе. Митинг показал, что повторяющиеся непрерывно заявления о расколе в обществе беспочвенны. Да, в довыборный и поствыборный период наше общество действительно было расколото. А авторами этого раскола являются те, кто сегодня периодически говорят о якобы крайней расколотости общества, что, по их словам, очень опасно и для преодоления чего надо предпринять шаги, которые, по сути, не что иное, как мероприятия, соответствующие политическим интересам упомянутых сил.

В период выборов эти силы, во главе с лидером - Левоном Тер-Петросяном, нас всех разделили на «сержевских» и «левоновских», на «карабахских» и «не карабахских», на «подонков» и «сливки нации». Не жалели ярлыков в адрес тех, кто не поддерживал их кандидата в президенты. В эти дни действительно были очевидны поляризованность и расколотость значительной части населения. Однако поствыборный период прошел, и сегодня те же напряженность и нетерпимость в отношении друг друга если и не исчезла, то хотя бы значительно смягчилась. Это означает, что общество было расколото искусственно, в результате довыборной и поствыборной пропаганды Левона Тер-Петросяна, которая, по сути, была жестокой борьбой против собственного государства, а не действующих властей. Сегодня нетерпимость заметна у нескольких тысяч людей, которые принадлежат АОД-овским кругам или безнадежно заболевших в результате той же АОД-овской пропаганды. И доказательством тому является не численность участников состоявшегося 20 июня митинга (10 или 20 тысяч человек), которая Левону Тер-Петросяну казалась удесятеренной. Доказательством тому является то, что сегодня хотя бы возможен обмен мнениями со многими из тех, кто голосовал за вышеупомянутого человека, а некоторые из них даже признают недопустимость некоторых шагов их избранника.

Что касается числа участников митинга 20 июня, то, независимо от того, участвовало ли в нем 10 тысяч или 20 тысяч человек, однозначно то, что какая-либо другая политическая сила в настоящий момент не в состоянии организовать митинг такой масштабности. Однозначно и то, что число людей, симпатизирующих Левону Тер-Петросяну и ставшему ОНД (Общенародное движение) АОД теперь уже равно не 350 тыс. Однако очевидно и то, что их намного больше, чем вышеупомянутые 10 или 20 тысяч. Но отметим здесь и другое. Это вовсе не означает, что наше общество расколото. Даже в период выборов этого раскола могло бы и не быть, если вышеупомянутая политическая сила искусственно не внесла бы его.

Большая часть избирателей свои голоса отдала за 4 кандидатов в президенты. Около 30 процентов не приняли участия в выборах. Однако это не означает вовсе, что мы расколоты, даже наоборот, - это нормальное явление в любой мало-мальски демократической стране. Когда в Италии партия, возглавляемая Сильвио Берлускони, побеждает во время выборов с разницей в несколько процентов, это вовсе не означает, что итальянцы расколоты. И конкурент Николя Саркози - Сеголен Руаяль периодически не указывает на расколотость французского общества. Мы бы жили в ненормальной стране, если бы Серж Саргсян получил 90 процентов голосов и никто бы не проявил недовольства по этому поводу, если бы против действующих властей не была бы часть населения - большая или меньшая. Рейтинг Джорджа Буша тоже порой падает до 20-30 процентов. Неужели это означает, что американское общество расколото? Следовательно, говоря о якобы расколотости или поляризованности населения, те же АОД-овские круги и поддерживающие их политические силы просто желают не дать потухнуть поствыборному «пламени» и в очередной раз раздуть его.

Что касается программ Левона Тер-Петросяна и его окружения, то можно сказать, что независимо ни от чего, а также мирного характера последнего митинга, он не отказался от своей основной стратегии - добиться власти любой ценой. Бывший кандидат в президенты отлично знает, как увеличить численность участников митингов и как можно сохранять митинговую волну. В этом нет ничего отрицательного, если эта волна будет сохраняться в рамках законности, не будет провоцироваться очередное «1-ое марта». Отметим также, что власти в свою очередь не должны способствовать возникновению новой напряженности. Недопустим принцип постоянного неразрешения проведения митингов. До сих пор непонятно, почему сначала не было разрешено проведение митинга у Матенадарана, а потом разрешение на его проведение было дано. Это, по крайней мере, несерьезный подход и его повторение недопустимо.

Что же касается рядовых граждан, то они, в конце концов, должны понять, что это - только и только вопрос возвращения Левона Тер-Петросяна во власть и больше ничего. И кроме негативных, это никаких иных положительных последствий не может иметь. Один раз мы имели несчастье убедиться в этом, приведя его к власти, и не стоит снова нести те же лишения во имя осуществления устремлений одной личности.

/Азг/ По публикации Ара Мартиросяна, Перевод М.З.