Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Роберт Аветисян: Правовых препятствий для международного признания независимого НКР не существует

Дата: 03.08.2010

Интервью с постоянным представителем НКР в США Робертом Аветисяном.

1. Азербайджан внес в повестку 65-ой Генассамблеи ООН проект резолюции по Нагорному Карабаху. Как вы относитесь к попыткам вынести процесс урегулирования за рамки Минской группы ОБСЕ?

К сожалению, Азербайджан не прекращает попыток перевести обсуждение азербайджано-карабахского конфликта за рамки действующего международного формата – Минской группы ОБСЕ. Руководство НКР неоднократно высказывало свою позицию по данному вопросу: мы поддерживаем переговорный процесс в рамках Минской группы. Мы считаем, что попытки Азербайджана перенести обсуждение проблемы в иные инстанции деструктивны, потому что подобные инициативы направлены в первую очередь на торпедирование переговорного процесса. Кстати, хочу с удовлетворением подчеркнуть, что наша позиция по данному вопросу полностью совпадает с мнением как руководителей стран-сопредседателей Минской группы, так и с позицией Генерального секретаря ООН г-на Пан Ги Муна.

Действенными и конструктивными шагами со стороны Азербайджана были бы не попытки искусственного затягивания переговорного процесса, а выполнение международных рекомендаций по укреплению режима прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта и реализации мер по установлению доверия, что представляется абсолютной необходимостью для достижения долгосрочного мира и стабильности в регионе.

2. Соответствует ли действительности информация о том, что Армения совместно с руководством НКР готовится внести в повестку ООН свой документ?

Отвечая на Ваш предыдущий вопрос, я отметил, что руководство НКР не считает попытки перенести обсуждение карабахской проблемы в ООН конструктивными.

Вместе с тем, мы готовы предпринять необходимые меры для противодействий деструктивным внешнеполитическим инициативам Азербайджана относительно процесса урегулирования конфликта. Однако при выборе мер по пресечению азербайджанских инициатив мы будем руководствоваться принципом “не навреди” международным посредническим усилиям в рамках Минского процесса.

3. Ваша оценка консультативному заключению Международного суда ООН по Косово? Применимо ли данное заключение к иным непризнанным субъектам, и конкретно к Нагорному Карабаху?

Заключение Международного суда ООН по Косово является очень важным с правовой и политической точки зрения. Суд подтвердил юридическую правомерность активно отвергаемого азербайджанской стороной тезиса о полном соответствии одностороннего провозглашения независимости всем нормам и принципам международного права, в том числе и принципу территориальной целостности.

Данное решение по Косово имеет прецедентное значение, применимое к иным конфликтным ситуациям, имеющим схожие, а в случае с НКР – более прочные политико-правовые основы. Также важно, что своим постановлением Гаагский суд дает Баку понять, что легитимость НКР как субъекта международного права не может зависеть от Азербайджана или звучащей из Баку своевольной интерпретации положений международного права.

Заключение международного суда подтверждает неоднократные заявления руководства НКР об отсутствии каких-либо правовых препятствий для международного признания независимого Арцаха. Мы продолжим усилия в данном направлении, и рассматриваем последние тенденции развития современной мировой системы как способствующие в достижении нашей цели.

4. Как складываются отношения постпредства НКР в США с аккредитованными в Вашингтоне азербайджанскими и турецкими дипломатами? Каковы основные проблемы, с которыми вы сталкивается при осуществлении вашей миссии?

Деятельность дипломатического корпуса, в том числе взаимодействие между сотрудниками различных посольств и постоянных представительств подвержено политической конъюнктуре. При отсутствии официальных контактов между НКР и АР с одной стороны, и НКР и Турцией с другой, говорить о каком-либо сотрудничестве между нашими ведомствами не приходится.

Надо отметить, что подобная позиция служит для международного сообщества еще одним наглядным доказательством степени нетерпимости азербайджанцев по отношению ко всему арцахскому. Армянофобия в Азербайджане возведена в ранг государственной политики, и мы не питаем иллюзий относительно готовности азербайджанских дипломатов к цивилизованному, конструктивному диалогу.

5. Какова позиция Степанакерта относительно возможности проведения повторного референдума в НКР?

С первого дня заключительного этапа Арцахского освободительного движения, власти Нагорного Карабаха действовали в строгом соответствии с международными нормами и действующим на соответствующий период законодательством. Назависимая Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена по результатам проведенного в декабре 1991 года общенародного референдума, легитимность которого ни у кого не должна вызывать сомнений. С тех пор Республика четыре раза избирала Президента, в НКР функционирует Парламент пятого созыва. Кроме того, в 2006 году в Арцахе был проведен еще один рефереднум, в результате которого была принята Конституция НКР, закрепившая на законодательном уровне основные принципы суверенитета республики.

Очевидно, что каждый из упомянутых процессов следует рассматривать в том числе и как подтверждение стремления арцахского народа жить в свободной и независимой стране. Карабахский народ доказал, что ни разрушительная военная агрессия со стороны Азербайджана, ни трудности послевоенного восстановления в условиях блокады, ни достаточно неутешительная перспектива продолжительного противостояния с Азербайджаном не заставит нас свернуть с избранного пути. Исход любого референдума в НКР относительно будущего страны вполне предсказуем.

Вместе стем, проведение еще одного референдума относительно вопроса, по которому народ Арцаха уже выражал свою коллективную волю, представляется малопродуктивным. И скорейшее признание итогов уже состоявшихся референдумов придаст процессу урегулирования конфликта значительно более существенный импульс, чем проведение повторного референдума.

6. Ваше видение относительно содержания «волеизъявления, имеющего обязательную юридическую силу» (legally binding expression of will)?

С нашей точки зрения данный тезис является подтверждением права народа Арцаха самому решать свою судьбу. Этим правом народ Арцаха уже воспользовался.

Источник: Panorama.am