Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Как не олигарх - олигарху

Дата: 06.11.2009

Взгляд, который покажется несколько спорным, но тема «крутится» в голове и единственный способ избавиться от нее – сделать наброски в виде поста. Меня сильно напрягают разговоры и мнения, что в основн

Взгляд, который покажется несколько спорным, но тема «крутится» в голове и единственный способ избавиться от нее – сделать наброски в виде поста.
Меня сильно напрягают разговоры и мнения, что в основным виновником армянских проблем – как внутренних, так и в некоторой степени внешних, является олигархическая форма ведения хозяйства. «Во всем виновата олигархия и олигархи...» и немедленный рецепт выхода из ситуации – избавиться как от олигархов, так и олигархии как таковой. При этом происходит незаметное смещение акцентов, «направления главного удара». Что имеется в виду? Олигархия это форма, - форме крупного капитала, не более. Сводить армянские проблемы к «неправильной» форме есть яд на дне бокала. Форма важна, но не она является решающим элементом рассматриваемого уравнения. Тот же советский опыт хозяйствования, опыт Второй Республики показывает, что можно добиваться успеха и прорыва даже в рамках диких, оторванных от всех человеческих основ форм хозяйствования. Проблемы армянской экономики связаны не с формой собственности, капитала, хозяйствования, но их природой. И это намного сложнее и глубже. Олигархия, как форма хозяйствования, как явление нейтральны и максимум, о чем можно говорить, это ее эффективность, - насколько она эффективна, что уже совсем другая проблема, неизбежно приводящая к дискурсу о метрике и цели, относительно которой проводятся оценки. Что вновь выводит к проблеме природы. Таки образом, олигархия как таковая не несет с собой какой либо знак, как та же демократия или авторитаризм. Все зависит от реализации и к каким целям вы применяете тот или иной инструмент, - адекватно ли вы ее применяете. Вспомним, что та же Япония после второй мировой войны поднималась на ноги, опираясь на кланы, Южная Корея, другие восточные тигры выстраивались на основе кланового, олигархического подхода к построению экономики. Рывок из послевоенной разрухи, рывок как явление, реальность возможен только на основе и с опорой на крупные формы собственности, позволяющие аккумулировать соответствующий потенциал и затем распорядиться им, направить на точку прорыва, - задачи, которые по самой своей сути являются уже не экономическими и даже не совсем политическими, но национальными и идеологическими. Только крупные формы способны обеспечить «крупный рывок», - это было справедливо во все последние века и тем более справедливо для глобального 21 века, который «держат», в том числе, транснациональные корпорации. На фоне того, как остальные народы и государства всеми силами поддерживают свои корпорации рассуждать о необходимости «демонополизации» армянских выглядит мягко говоря неубедительно и лично у меня ассоциируются с разговорами в начале перестройки о «вреде» тоталитаризма и авторитаризма и «благе» демократии и открытого общества. Такие дискурсы изначально выглядят и пахнут подозрительно если не выражаться более жестко.
Таким образом, повторим еще раз, - армянские экономические проблемы связаны не с самой формой капитала, но его природой. Армянский капитал «сидит» на торговых операциях, контроле экспортно-импортных обменов и финансовых спекуляциях. Все они важны и нужны, как инструмент поддержки экономической жизни общества, обеспечения производительных сил общества, но теряют смысл и становятся паразитическими, когда производительная база сворачивается, тем самым отрывая торгово-финансовую надстройку от экономической реальности общества. Ничего нового для «советских людей», в свое время вынужденных штудировать Маркса, Ленина, политэкономию. Старики были конечно же подлецами, но сама экономическая теория работает, вне зависимости от личностей и отношения к ним. Чем все это закачивается сегодня, сейчас можно увидеть на примере мирового кризиса. Сказанное выше подводит нас к выводу, что пытаясь решить проблему армянской экономики надо ставить вопрос не о ликвидации крупных форм хозяйствования данной сферы, но их «привязке» к армянской государственности, армянской экономике, производящей блага, продукт, - твердый, осязаемый, имеющий вес, цвет, а не только цену.
Более того, в такой привязке во многом спасение армянского олигархического капитала как такового, так как армянские негоцианты и банкиры не имеют никаких шансов выжить в конкурентной борьбе с внешним миром без опоры на Армению. Если не будет развернута «армянская производственная база», на которую начнет опираться армянский капитал, то он обречен.
Пока что надо констатировать, что в рамках армянской государственности мы смогли пройти этап первоначального накопления капитала и создания крупных форм собственности, который, как показывает история, нигде и никогда не был справедливым, легким и безболезненным. Думаю мы отделались неплохо, могло бы быть намного хуже, если учесть, что параллельно Армянский мир прошел через катастрофическое землетрясения, политическую революцию и, увы, демонтаж и разграбление крупных форм собственности Второй Республики. Армянский народ выстоял и победил в войне, расширив границы Армении,. Решить все эти задачи, зачастую вопреки политической воле и намерениям элиты, выжить, выстоять и за 20 дет создать уже новые формы капитала. Это очень и очень немало.
Теперь надо сделать следующий шаг и донести до хозяев и групп, владеющих капиталом, что без постановки и решения задачи экономической революции, рывка Армении, они не сохранят ни капитал, ни власть, на основе которой он выстроен. Чтобы сохранить власть и собственность актуальная армянская элита должна сама инициировать процесс реструктуризации армянского капитала, когда значительная ее часть переводится на производительную базу Армении, начинает опираться на Армению, а не международные институты. Армянский капитал должен быть переориентирован на производительные сектора экономики, опирающиеся на «объективную реальность», а не только на символические и тонкие обмены. Да, это более медленный путь, оборот капитала становится на порядок более медленным, когда прибыль получается не «завтра», а через 10-15 лет, но зато и более надежным, так как опирается на ресурсы, которые ты контролируешь, которыми владеешь монопольно. В этом случае власть Армении, доверие и поддержка народа, который, защищая армянскую землю и армянскую собственность, в значительной части защищает вашу собственность и капитал становится тем непотопляемым базисом, на котором можно удержаться на плаву и рвануть вперед и верх.
Кроме того, такое отношение к собственности, такое понимание ее основ, в свою очередь, станет индикатором зрелости армянской элиты, помогающий ей приблизиться к вступлению в мировой клуб веселых и находчивых игроков. К ним станут серьезнее относиться. В чем же проблема? Проблема в мелочности, ограниченности и жадности актуальной армянской элиты, которая имеет все шансы проверить на своей шкуре справедливость старой истины, что жадность фраера губила, губит и будет губить. А те, кто держит мир, конечно же, не боги, но и не фраера, и все видят.
Основная проблема в том, что актуальная армянская элита не в состоянии мыслить такими категориями и что еще печальнее она никогда не была и не умеет быть самостоятельной, заявлять о своей независимости. Она мыслила, мыслит и будет мыслить категориями «административно-хозяйственной системы», в которой она всего лишь небольшой и ничего не решающий элемент, обязанный с благоговением подчиняться вышестоящему мнению и «зверствовать» по отношению к нижестоящим. Подобострастная, заискивающая улыбка вверх и свирепый оскал вниз. И неуемная страсть в поиске легитимизации своей власти где угодно, только не в своей стране и в своем народе, который они презирают. Презирать свой народ можно, но это не означает, что на него не надо опираться. Более того, понимание того, что только через такую опору и можно выстроить что-то путное остается недоступным для армянской элиты.
Вывод. В состоянии ли актуальная армянская элита «разглядеть» данный путь выхода из набирающего скорость и размах системного кризиса. Думаю что нет. Хотя есть исчезающе малая вероятность того, что они поймут и опомнятся, - чудо, которое мы не имеем права скидывать со счетов. Вероятнее всего мы будет наблюдать попытки «вывоза» капитала из Армении, во время которого уже граждане мира с удивлением обнаружат для себя, что его вывезти невозможно. Да какую-то часть собственности они с собой могут взять, но не капитал, который жестко связан с Арменией, армянской землей. Вне армянской государственности они никому не нужны и не в состоянии конкурировать с внешним миром. Все, что «нажито непосильным трудом» будет спущено за пару поколений с неизбежным возвращением туда, откуда вышли. Из грязи в грязь, - на дно.
Если господа будут упорствовать, то рано или поздно будет инициирован (изнутри или извне) вопрос перераспределения собственности, - дрянной во всех смыслах процесс, который никогда не бывает справедливым. Успешными и бескровными бывают только революции, сознательно инициированные сверху, самой элитой. В любом случае во всех такого рода процессах важно не пойти по пути разрушения всего и вся, но понять и принять, что некоторые важнейшие элементы армянской государственности, – армия и силовые структуры, административный аппарат, а также крупные формы собственности должны быть сохранены и переориентированы на решение армянских национальных задач. Как и каким образом? Это сложные, объемные задачи, которые должны быть отражены в платформах политических сил, ставящих задачу построения Четвертой Республики.

Источник: http://www.miacum.am/gazeta/2009/11/06/181075