Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

“Родина надежды, родина света”... Президент призывает переосмыслить уроки Туманяна

Дата: 25.02.2009

“Единство — в главном, свобода — во вторичном и любовь — во всем” — этот принцип великого Нерсеса Шнорали стал своеобразным талисманом для действующего президента Сержа Саргсяна. С ним он пошел на выборы и победил ровно год назад, к этим словам прислушались большинство избирателей, отдавших ему свои голоса, по этому принципу он старался строить свою политику весь прошедший год. А год был трудным, и необходимость единства в главном по-прежнему актуальна, быть может, даже больше, чем тогда... Впереди трудные времена, кризис... И не надо быть провидцем, чтобы понять — выйти из него достойно мы сможем только в том случае, если будем вместе.

Мы далеки от мысли подводить итоги президентского года. Если уж отсчитывать по-настоящему, то отталкиваться нужно с апреля, с момента его вступления в должность, и эта возможность еще представится. Но пройти мимо 19 февраля тоже не совсем верно. Тем более что в этом году это символичная дата — 140-летний юбилей великого армянского поэта Ованеса Туманяна. Его безграничное духовное наследие укладывается в одну удивительно емкую фразу: “Все хорошее будет создано любовью, но мечом — никогда”. И в этом контексте параллели с принципом “любви во всем” Нерсеса Шнорали практически неизбежны.

Этот день президент провел в рабочей поездке по Лорийскому марзу, где посетил также и родину Туманяна, село Дсех, приняв участие в торжествах по случаю юбилея поэта. Кому-то такое совпадение может показаться умелым пиаром, но политическая терминология в данном случае не уместна. Планка взята повыше. Речь идет о попытке озвучить духовные ориентиры и сделать это, прибегнув к непререкаемому для всех образу — образу великого поэта, который по праву считается и душой, и сердцем народа. “Если вы хотите узнать армянский народ, узнайте Ованеса Туманяна”, — так говорили о нем еще при жизни. Сегодня, когда мы пытаемся вернуться к истокам и найти опору в прошлом, учреждая праздник национальной идентичности, самое время вспомнить именно о Туманяне. “Никто не имеет большего права быть духовным учителем армянского народа, чем Туманян, никто не может больше помочь в разработке правильного национального поведения” — а это уже авторитетное мнение известного туманяноведа академика Э.Джрбашяна.

В 1910-м году Туманян в статье “Душа армянина” провозглашает особенностью нашего национального духа “стремление к мирной жизни и мирному труду... неприятие крови и войны, неприятие уничтожения и разрушения”. Знакомый, не правда ли, посыл? На этом сегодня строятся основные акценты внешней политики Армении. Их озвучил президент совсем недавно в Мюнхене: “Мы войны не хотим, но воевать не боимся”.

А вот еще хорошо известная всем еще со школьной скамьи цитата из письма Туманяна полководцу Андранику: “Перед ужасным моментом каждый человек должен принести на общий алтарь все, что у него есть и что может, — как для предотвращения нависшей опасности, так и для достижения вожделенной победы. У меня четыре сына, все четверо находятся в распоряжении правительства страны, Национального совета и в твоем распоряжении, а четыре мои дочери с готовностью идут на тыловые работы. У меня нет ничего дороже этого. Следовательно, я ничего не пожалею...” Впрочем, цитировать можно бесконечно. Публицистические статьи, сказки, стихи — это поразительная калька нашей современной жизни.

Президент предлагает переосмыслить наследие великого поэта, найдя в нем то, чего нам так недостает сегодня. “В Туманяне мы видим, с одной стороны, горячий патриотизм, с другой — подчеркнутое уважение к другим народам, их ценностям. Видим с одной стороны — храбрость, личное мужество, хладнокровие и уравновешенность, исключающие панику в самых роковых ситуациях, с другой — миролюбие. И не случайно было, что в самых разных вопросах, будь то литературные, культурные или политические, там, где нужен был посланник, выбор падал на поэта. ...Он с великой мудростью и благоразумием вел любой диалог, независимо от того, был ли перед ним грузинский интеллигент, царский чиновник, мусульманский пастырь, революционер-большевик, член правительства Армении или простой лорийский сельчанин, — сказал Серж Саргсян в Дсехе, высказав убежденность, что растущие сегодня в Армении и Диаспоре сыны армянского народа нуждаются в “туманяновской прививке”. — Я убежден, что каждое поколение армянского народа обязано не только читать Туманяна и получать эстетическое наслаждение, но и усваивать уроки человека, чья биография является примером беззаветной преданности собственной стране и народу”.

“По интересному совпадению сегодня также праздник Вардананц, — продолжил президент. — Подвиг и образ воинов Вардана также на протяжении веков прививали растущим поколениям как пример национального самосознания, как урок — ценить свободу больше жизни. Воины Вардана и их последователи, Ованес Туманян и его последователи — критерии духовно-нравственного и, почему бы нет, политического настоящего и будущего Армении. Найти более высокие критерии просто невозможно”.

Следующий урок от Туманяна, по мнению президента, в политической терпимости и оптимизме, в его непотопляемой вере во внутренние возможности нашего народа и грядущий день Армении. “И именно в 1915 году — обращаю ваше внимание — в 1915 году, в самый роковой для армянского народа момент, он называл свою страну Родиной надежды, Родиной света”. В этом контексте глава государства вновь обращается к проблемам современности, выражая свое несогласие с теми, кто не упускает случая, чтобы охаивать собственную страну.

Не будем называть имен, но, каждый раз внимая очередным стенаниям про “бандократическое государство”, испытываешь внутреннее сопротивление такой установке. Не потому, что в нашем государстве все в порядке, недостатков тьма, и со многими из них действительно мириться нельзя. Но установка должна быть на позитив, и этому учит нас наша история. Посыл, построенный на разрушении, на отрицании всего и вся, неконструктивен в случае любой страны, в случае же с Арменией по целому ряду известных обстоятельств неприемлем вдвойне. Этот путь не соответствует армянскому национальному духу и способен завести куда угодно, но не в лучшее будущее.

Вернемся, однако, к речи президента в Дсехе. Резюмируя, он признался — пребывание на родине поэта в день, когда исполняется ровно год со дня его избрания, символично. “Я считаю своим долгом так работать и управлять, чтобы мы все едиными усилиями смогли приблизить тот день, когда с гордостью и достоинством назовем ту Армению, о которой мечтал Ованес Туманян и мечтаем мы: Моя новая Родина, Моя могучая Родина”, — сказал он.
Вспомнилась другая цитата из его речи ровно год назад на предвыборном митинге: “За что нас должны уважать? У нас нет нефти, у нас пока нет газа и, значит, нам никто не будет прощать просчетов. К нам будут уважительно относиться, если мы будем конкурентоспособными, если мы не будем уступать в знаниях, если, опираясь на наши национальные ценности, будем соблюдать европейские правила... Я хочу, чтобы мы стали гордой страной, чтобы руководитель с гордостью представлял свой народ”... И далее: “Давайте объединим наши усилия, не будем радоваться несчастью других, будем доверять друг другу и через несколько лет сможем жить в два раза лучше, чем сейчас”...

Сегодня нет поводов упрекать президента в том, что он отступил от заданной им же самим планки. Но, к сожалению, пока нет и главного условия — диалога и единения вокруг общих целей. Протянутая рука повисла в воздухе только потому, что его оппонентам не с руки упускать подходящий момент в виде годовщины со дня трагедии 1 марта. И пока есть хоть маленький шанс дожать ситуацию, они готовы его использовать. Чем это обернется для страны в условиях мирового кризиса — вопрос для них второстепенный, на повестке — обеспечение митингового кворума и дежавю по примеру 88 года. Только на этот раз есть большая разница — сегодня носителем национальной идеи является не Театральная площадь с памятником Туманяну, как тогда, а президент, предлагающий переосмыслить уроки великого поэта.


Тамара Овнатанян. "Новая Газета"