Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Освобожденные территори. Что это значит?

Дата: 26.12.2008

Арцахская война и победа армянского оружия в этой войне, может, одна из самых ярких страниц нашей истории, которой по сей день не дана достойная оценка, и до сих пор не поняты истинные ценности этой победы, ее последствия для истории армянского народа, на его дальнейшую судьбу. Истинная причина лежит на нескольких плоскостях. Прежде всего, по сей день не только для широких слоев населения, но и так называемой интеллигенции не понятно, что такое Карабахский вопрос. Второе. Многим непонятно, как пользоваться плодами этой победы и какое значение может иметь она для безопасности и развития армянского народа.

Карта Арцаха

Что такое Карабахский вопрос?

Это вопрос, ответ на который, кажется, не уточнен по сей день. Является ли Карабахский вопрос вопросом проживающего в Карабахе армянства? Или это вопрос всего армянства? И, может, этот вопрос имеет стрежневое значение для понимания проблемы, следовательно, и для поиска его решения. В некоторых кругах армянского общества создалось впечатление, будто Карабахский вопрос - задача карабахцев. Авторы этого опасного и антиармянского тезиса, к сожалению, по сей день находятся и во властных кругах, и в лагере оппозиции. Опасность подобного восприятия вопроса в том, что создается ложное мнение, будто в случае разрешения Карабахской проблемы Армения освобождается от большой головной боли. Именно этим ложным тезисом обусловлен поиск "решения" вопроса, которым занимается большая масса считающих себя элитой полуграмотных деятелей. В действительности же в лице Карабахского вопроса мы имеем дело с проблемой разрешения Армянского вопроса, для чего необходимо не только создание Армянской государственности, что является главным гарантом безопасного существования этнического элемента, называющегося армянством, но и тот территориальный минимум, при наличии которого армянский этнос может существовать и даже развиваться. То есть, иначе говоря, нам необходимо обеспечить создание минимальных территориальных условий для безопасности и развития этнической группы, называемой армянами. Это жизненно важное условие необходимо для каждой этнической группы во всем мире, но намного важнее для нации, живущей на островке, окруженном тюрко-азербайджанскими племенами. Следовательно, необходимо четко понять, что Карабахский вопрос является составляющей Армянского вопроса, который имеет стратегическое значение для проживающего в этом регионе этноса. Следовательно, этот вопрос может быть разрешен в границах той территории, которую в настоящее время контролирует армянский воин, а это 42 тысячи квадратных километров, тот минимум территории, уступка которой угрожает дальнейшему существованию армянской этнической группы. То есть, Карабахский вопрос является составляющей Армянского вопроса, который обеспечивает территориальный минимум для существования и безопасности армянского народа.

Почему нельзя идти на уступки

Карабахизация Арцахского вопроса, то есть создание того ложного мнения, что это - задача карабахцев и пусть они решают, как хотят, или наоборот, пусть как можно быстрее пойдут на уступки, чтобы мы освободились от этих проблем, до опасного доходящее заблуждение, так как отклоняет от реальной проблемы и с легкой руки многих политических деятелей делается попытка создать иллюзию, будто в случае освобождения от этой проблемы для нас откроются все дороги. Через Армению будут проходить все нефтепроводы, и мы будем жить счастливо и даже не будет необходимости в собственной армии. Апологеты подобного мнения, присущего умственно отсталым и трусливым, так и не хотят понять, что в действительности наша проблема - турецкий фактор. Возникновение Армянского вопроса и дальнейшее углубление в основном связано с появлением на нашей территории турецкого этноса и с нашей несостоятельностью вести сознательную и централизованную борьбу против этой опасности. Годами продолжающееся насильственное отуречивание, а также мусульманизация армян, избиения и, наконец, Геноцид привели к потере 90% исторической родины, и армянство оказалось на краю уничтожения. То есть, живя рядом с турками, надо четко понимать, что проблема не в карабахском или иных вопросах, проблема в наших соседях-турках и их имперских устремлениях, первой жертвой которых стал армянский народ, а завтра может стать Республика Армения. Освобожденные территории - тот залог, который обеспечивает безопасность не только армянства Арцаха, но и Республики Армения и ее южной, самой уязвимой области - Сюника. Пока еще армянские войска стоят в Горадизе, мы можем быть спокойны, что юг Армении и, следовательно, имеющая для нас стратегическое значение граница с Ираном безопасны. Однако если мы уступаем эти территории и азербайджанцы без единого выстрела доходят до Мегри, то нет в мире никаких гарантий, что азербайджанская армия остановится на этой границе не пойдет дальше - в направлении Нахичевана.

То есть, освобожденные территории являются территориями стратегического назначения не только для армянства Арцаха, но и населения Республики Армения, что может обеспечить безопасность и мир на длительный период.

Пролитая кровь как политическая категория

Последние годы некоторые представители нашей интеллигенции во власти и особенно из близких к оппозиции кругов выдвинули тезис, будто пролитая кровь - это не политическая категория, следовательно, не может служить основанием для сохранения территорий. Государства, которые сегодня в своем развитии достигли больших высот и даже имеют статус держав, всем этим обязаны пролитой воинами крови, которую они, в отличие от наших горе-деятелей, считают политической категорией. И в США, и во Франции, и в России можно встретить сотни памятников солдатам, погибшим в войне во Вьетнаме, Афганистане, Алжире и др. Участники этой войны и их родные пользуются привилегиями, предоставленными государством, и все это делается потому, что крупные державы понимают одну простую истину: независимость и могущество стран зависит не только от экономического или политического состояния, но и от готовности граждан данной страны не колеблясь бороться за свою страну, если этого требует безопасность родины. Следовательно, страна, которая считает, что пролитая кровь не является политической категорией, и она сможет спокойно уступить те территории, которые завоевала ценой пролитой крови, обречена на гибель.

Старая истина гласит: войну можно оттянуть, но избежать ее невозможно, и страна, уступившая территорию, встанет перед фактом, что ее граждане не захотят воевать за государство, которое уступает территории и не уважает кровь своих же солдат, ценой которой оно добилось победы и завоевало территории. Следовательно, только пролитая кровь является политической категорией, и память и уважение только к этой крови - тот путь, которым воспитывается новое поколение, которое в случае необходимости будет готово, как и его предки, бороться во имя своей родины. Страна же, гражданин которой готов защитить свою родину, имеет все гарантии, что враг еще подумает, стоит или не стоит начинать войну против народа, который как один готов встать на защиту своей родины.

Как-то посетивший Ереван мой британский друг спросил: «Знаешь, почему мы - англичане - хорошо живем, а вы - армяне - нет?». На мой ответ, что, вероятно, англичане больше работают и их экономика намного мощнее, он заметил, что в действительности «мы хорошо живем, потому что тогда, когда мы, британцы - воевали в разных уголках земного шара, вы - армяне - молились». Он пришел к такому выводу после того, как побывал в разных уголках Армении, увидел здесь большое количество церквей и мало крепостей. Так что победа на поле боя - важный залог в вопросе экономического усиления и процветания государства, и потому их надо холить и лелеять.

Наконец, что делать с освобожденными территориями?

Установление связи с Арменией через Лачинский коридор - это был тот необходимый шаг, на который пошел армянский народ в горячий период войны. Однако уже сегодня ясно, что он недостаточен для обеспечения связи с Арцахом. Необходимо расширить и создать новые пути сообщения, железнодорожную связь, что укрепит экономическое сотрудничество. То есть, при нынешних развитиях Республике Армения для связи Армении с Арцахом, кроме дороги, проходящей через Кашатах, необходимо иметь еще три направления: Ереван-Вайоц Дзор-Кельбаджар, с юга - Мегри-Зангелан-Гадрут, связать заканчивающуюся в Сотке железную дорогу с Мартакертом. Таким образом, Арцах станет не тупиком, а важным перекрестком для севера, востока, запада и юга Армении. Подобная широкая и действующая сеть дорог позволит использовать их в случае военных действий, во время перемещения военной силы. Эта широкая сеть дорог будет способствовать также решению задач, связанных с заселением региона, что никак не удается.

Заключение

Под словом «Арцах» не надо понимать только территорию бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области. Он включает все те районы, которые сегодня находятся под контролем армянского воина. Арцах не отдельный край или регион, а часть Армении, хотя и провозгласила себя государством, однако армянское общество это должно воспринимать как средство для окончательного объединения Армении и приведения в соответствие с правилами политической игры международного сообщества. Заметим, что это ситуация, которую понимают все - и посредники, и азербайджанская, и даже турецкая сторона. Не понимают только некоторые круги в самой Армении, считающие себя политической элитой, и которые всячески хотят «решить» эту проблему путем сдачи территорий Азербайджану, когда ясно, что противоположная сторона не имеет ничего существенного для компенсации и, следовательно, для взаимоуступки.

Таким образом, Арцах является основным, и может быть, единственным залогом для всего армянского этноса, проживающего в Республике Армения и регионе. Арцах является и важным условием для избежания войны, он является важным гарантом развития, повышения международной и региональной роли страны. Если не дай Бог, когда-нибудь кому-то действительно удастся сдать эту территорию, то это приведет к длительной и кровопролитной войне, ослаблению государства Армения и ее гибели и окончательному изгнанию из этого региона армянского этноса.

/Азг/ По публикации Армена Манвеляна, Перевод М.З.