Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Война в лицах: Захар Любчий – юноша, обретший Землю Обетованную

Дата: 20.06.2011

Война в Карабахе тронула за живое не только армян в различных концах света. Считая борьбу свободолюбивых карабахцев своей, поддержать братьев-христиан приехали и сыны других народов, оставив благополучную жизнь в далеких краях. Они плечом к плечу с армянами помогали отстоять Родину, достоинство и честь. Среди них был Любчий Захар, девятнадцатилетний юноша из столицы Украины – Киева.

«Он долго искал правильных, честных людей и свою Землю Обетованную, – прослезившись, рассказывает мать Захара  Джульетта Любчая о единственном сыне. – Он всегда говорил, что хочет друзей, которые не предавали бы. И он нашел их. Это очень горько, конечно, что я его потеряла, но он приобрел свою Землю и своих друзей. Он лежит в земле с теми, кто отдал жизнь за свою Родину. Я горда ими».
Мать вспоминает, как в 14 лет Захар прочитал книгу об Армянском геноциде и три ночи не мог спать, очень сильно переживал.


«Мне кажется, что это все отложилось у него в голове. Заговорила моя армянская кровь. Он близко к сердцу принял трагическую историю армянского народа», – говорит Джульетта Ишхановна.
Когда в 1988-м началось Карабахское движение, Захар, тогда еще школьник, поднял ребят на демонстрации.


«Тогда мы жили в Армении, на время переехав из Украины. Учителя были удивлены, поражены его действиями. Директор школы ругал Захара, даже ударил. Время было советское, еще не понимали сути движения, его активистов считали бунтарями», – рассказывает мать героя.


В начале мая 1993 года, при содействии армянской диаспоры Киева, Захар летит  в Карабах, где второй год продолжаются горячие бои. Воюет на одном из самых тяжелых участков – в Мартакертском районе. С ним из Киева приехали ребята. Они сражаются плечом к плечу, ходят в разведку. Именно о таких верных друзьях мечтал юноша…


 «Я не пыталась удержать, зная его характер. Такие люди, как Захар, подобно Прометею, дают окружающим огонь, сгорают и умирают. Именно такую жизнь он прожил и оставил о себе добрую память», – говорит мать, и в ее словах вместе с неизбывным горем чувствуется гордость за сына.


В сентябре того же года друг-украинец  приносит ей страшную весть – Захар погиб, попав в кольцо вражеского окружения. Погиб геройски, иначе он не мог. Захара похоронили в Степанакерте, на кладбище в парке Героев, поставили надгробный камень, посмертно наградили медалью «За отвагу», которую прислали в Киев и вручили в торжественной обстановке.


В первый приезд в Степанакерт Джульетте Ишхановне помог журналист, ныне начальник госархива Нагорно-Карабахской Республики Вардгес Улубабян, который показал матери могилу сына. Благодарные карабахцы поставили герою надгробную плиту, носят на могилу живые цветы.


«Захар Любчий наравне с нашими ребятами воевал в Мартакертском районе. Понимая, что наше дело правое, ребята других национальностей добровольно пришли, чтобы бороться рука об руку вместе с нашими ребятами и одержать победу. К сожалению, многие из них погибли. Их портреты вместе с фотографиями других ребят, павших за нашу святую землю, бережно храним в музее», – говорит председатель Союза родственников погибших воинов НКР Галина Арустамян, которая также потеряла на войне сына Григория, почти одногодка Захара.


Мама Галя, как многие любовно называют ее в Нагорном Карабахе, призывает матерей из разных стран приезжать в независимый Арцах (историческое название Карабаха), делиться радостями и печалями, понять и поддержать друг друга, вместе жить памятью о сыновьях-героях.

Ашот Бегларян, Степанакерт