Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Bloomberg: «Пропасть между правящей верхушкой Азербайджана и народом может привести к революции»

Дата: 03.02.2011

Влиятельное агентство Bloomberg, приближенное к американским финансовым и бизнес кругам опубликовало аналитический материал, в котором британский аналитик агентства Анна Уолкерс пишет: После снятия ограничения на полномочия президента, Ильхам Алиев может ...

Влиятельное агентство «Bloomberg», приближенное к американским финансовым и бизнес кругам опубликовало аналитический материал, в котором британский аналитик агентства Анна Уолкерс пишет: «После снятия ограничения на полномочия президента, Ильхам Алиев может долгие годы оставаться у власти. А это может привести к массовым народным волнениям в Азербайджане, где между уровнем жизни правящей верхушки и населения зияет пропасть».

Как сообщает «Ени Мусават», по мнению эксперта, основной отличающим Азербайджан от богатых энергоресурсами стран обстоятельством является то, что в этой стране запасы нефти и газа иссякнут раньше. «В Азербайджане большая пропасть между богатыми и бедными слоями населения. Поэтому волнения с требованием перемен тут могут начаться гораздо раньше»,- пишет Уолкер.

«Bloomberg» отмечает, что в Азербайджане государственные телеканалы и газеты мало места уделяют освещению событий в Египте, а оппозиционные СМИ с удовольствием освещают перспективу устранения режима 82-летнего Мубарака. В качестве примера приводится газета «Ени Мусават».

«27-го ноября во время поездки Ильхама Алиева на Всемирный экономический форум в Давосе, глава администрации президента Рамиз Мехтиев созвал заседание Госсовета по борьбе с коррупцией под предлогом ужесточения мер по борьбе с коррупцией. Однако рядовые азербайджанцы сомневаются, что нынешние власти Азербайджана готовы бороться с коррупцией. Учитель английского из Баку, 48-летний Фуад Агабалы считает, что в 21-ом веке люди хотят пользоваться свободами и освободиться от коррумпированных режимов»,- пишет «Bloomberg».

В свою очередь эксперт Зафар Гулиев в своей статье «В ожидании протестной волны» на сайте информагентства «Туран» пишет, что псевдодемократический режим в Азербайджане в последние годы постепенно трансформировался в авторитарно-полицейский режим с сильными самодержавными амбициями, с исполнительной властью, полностью подмявшей под себя власть законодательную и судебную, с неистребимой тягой к этатистской модели развития, к мобилизационной и теневой экономике, к примитивному культу личности и к тоталитарной советской практике.

Несмотря на показную стабильность, такой режим раскалывает общество и в социальном, и в экономическом, и в политическом, и в нравственно-психологическом плане. Такой режим плохо управляем, абсурдно расточителен, неадекватно жесток, потенциально нестабилен, тяготеет к теневой политике, к однопартийности, к монополизации власти и рынка, к закручиванию гаек, к углублению противоречий.

По сути, Азербайджан переживает три взаимосвязанных кризиса, которые подстегивают друг друга и создают реальную угрозу и самой власти, и благополучию страны.

Первый кризис обусловлен тупиком «мехтиевской» модели модернизации страны на базе неосоветской реорганизации и ужесточения авторитарной системы власти. Миллионные нефтедоллары страны транжирятся на поочередную реализацию в каждом уголке страны стандартного «букетного набора»: памятника Г. Алиеву, музея и парка его имени, новой школы, грандиозного олимпийского комплекса и ультрасовременного диагностического центра. Страна охвачена грандиозным строительным бумом, но жизнь и климат в обществе почти людей не меняется к лучшему.

По сути, комплексной модернизации не получилось, да и не могло получиться в такой небольшевистской форме, а вот с демократией справились мастерски: окончательно девальвированы принципы правового государства, блокированы все возможности созидания гражданского общества и свободной экономики, ограничены до предела свобода слова и политическая конкуренция, полностью дискредитирован и сведен к минимуму институт выборов, мертворожденными оказались органы местного самоуправления, общественное телевидение, институт омбудсмена; и без того хилое правосудие стало полностью ручным, а парламент превратился в виртуальную реальность.

Второй кризис – это кризис системы управления. Глава государства – продолжатель курса отца и неотъемлемая часть этой коррумпированной бюрократической системы - ее роскошная декорация. И, конечно, он органически не в состоянии пойти против этой властвующей олигархо-бюрократии. Даже если бы захотел, он не смог бы этого сделать, поскольку не имеет иной опоры, кроме той же бюрократии. Но масштабная коррупция — это всего лишь одно из проявлений неэффективности управления. Разложение бюрократии, неисполнительность, полное игнорирование общественных интересов и интересов страны росли все эти годы так же быстро, как коррупция.

Третий кризис – политическая инфляция. Несмотря на самоуверенность и атмосферу вседозволенности и безнаказанности, нынешняя правящая номенклатура живет в состоянии тревоги, постоянного предчувствия угрозы и сверху, и снизу. Набивая карманы, бюрократия вынуждена время от времени хотя бы имитировать решение общественно значимых проблем. Но всякий раз, в силу полной неэффективности власти или в силу рекламно-кампанейского характера этих акций, потуги наших чиновников превращаются в быстро лопающийся мыльный пузырь. А проблемы между тем накапливаются и обостряются.

Источник: http://www.panorama.am/ru/region/2011/02/03/bloomberg/