Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ
Во времена владычества эламитян Армянское царство давно
уже было окончательно низложено, а остатки ишханов,
лишенные всего, рассеявшись, скитались по всей стране,
отказываясь повиноваться друг другу особенно те, кто
жил в неприступных твердынях страны Арцах. Они, как
разбойники, жили в горах, недосягаемых местах и, засев
на горных дорогах, грабили и обирали людей всякого
племени, с кем только могли справиться. Они причиняли
немало беспокойства христианам, требуя от них налогов.
Так что и к нам пр'именительны слова: «И нет
у нас в настоящее время ни князя, ни вождя, который
пас бы нас» и т. д.
Вторит пророк плачу моему: «О, кто даст голове
моей воду и глазам моим — источник слез! Я плакал
бы день и ночь о бедах моего народа», который,
лишившись всего, покинув свой дом, подобно волнам,
затерявшимся в бушующем море, не пристал к гавани.
Из-за великого коварства и мерзкого алчного нрава своего
они [ишханы] сами стремились к этому, ибо предпочли
быть в услужении у любого народа, чем повиноваться
друг другу и быть свободными. Вследствие этого их угнетают
и притесняют неверные и нечестивые народы из сыновей
Хеттуры, Исмаила и эламитян, чье иго для христиан тяжелей
железного ярма, особенно для жителей страны Понтийской,
которые из-за непосильных налогов продавали своих сыновей
ради собственного спасения. Вследствие это-то вспыхивало
много мятежей. Ибо они разрушали богозданные церкви,
пожалованные нам взамен рая, сравнивали с землей монастыри,
превращали в хлев для скота часовни мучеников, унижали
достопочтенных мужей, ни во что не ставили мудрецов.
По этой причине многие христиане поколебались в вере,
как об этом предвещал [еще] в древности апостол Павел:
«В последние времена отступят некоторые от веры,
внимая духам обольстителям». Царь соседней с
Албанией Иверюи также захотел опустошить страну [Албанию],
лишить ее людей и скота; особенно сильному разрушению
подверг он плодородную и богатую страну Утикскую. Все
это случилось с нами вследствие умножившихся грехов
наших, поскольку мы вели незаконный и неправедный образ
жизни. Ибо патриархи, так же как епископы и священники,
рукополагали за серебро, как сказал Исайя: «Священник
и пророк обезумели», и настолько все обнаглели,
что настоятелями церкви становятся не только миряне,
которые не рукоположены в священники, но и их
жены. И всякий смело вершит зло, не боясь никого и
не осуждаемый никем.
В такое время неожиданно воссиял, как ослепительная
звезда, новый мученик Христа — Хосров.
Поведаем историю его мученичества.
Св. Хосров был христианином и сыном родителей христиан.
Родом же был из страны Арран, [жил] недалеко от города,
называемого Гандзак. С детских лет он отличался умом,
жил в смирении и со страхом Божьим в сердце. А злокознитель
сатана, сразившийся с Адамом с помощью женщины, начал
воевать с юношей следующим образом.
В Арранском крае, в пределах великого города Гандзака,
в деревне Арханашен жил некий незнатный и неприметный
перс. Часть населения [этого села] была христианской,
часть же состояла из язычников. Они жили как добрые
соседи и друзья. Перс этот имел сыновей и дочерей от
разных жен. Один из его сыновей воспылал низменным
чувством к сестре своей, у которой с ним были разные
матери. И, обесчестив ее, он прелюбодействовал с ней.
Забеременев, она очень испугалась, что родители, узнав
[о содеянном], убьют ее.
Между тем до того времени она была пленена юношей Хосровом.
Ибо, светловолосый, белокожий и румяный, он был изумительно
красив. И, поскольку они были соседями, она всегда
видела его при входе и выходе из дома. Случалось, что
она встречала отрока наедине. Тогда лукаво и ласково
заговаривала с ним, надеясь ввергнуть его [в грех]
и тем самым скрыть свои преступные дела и не быть убитой.
Так она поступала многократно. Но непорочного и целомудренного
юношу отнюдь не совращали слова девушки, и он противостоял
злу, как в древности Иосиф, а возможно, с большей [стойкостью],
если это не дерзость [так говорить]. Ибо тот, после
столь [великого] целомудрия, вступил в законный брак
и родил детей Ефрема и Манассию. Хосров же в наше время,
не достигнув возмужания, вступил на плаху и удостоился
венца победы.
Отец девушки, узнав о том, что она забеременела от
прелюбодеяния, стал истязать дочь и допытываться: «Скажи
мне, кто обесчестил тебя?». Порождение же сатаны
дочь его применила испытанное оружие, которое во все
времена являлось причиной многих зол для рода людского
— оклеветала отрока Хосрова, думая таким образом
избавиться и в то же время добиться своего. Она надеялась,
что, подвергнутый пыткам, он отречется [от христианской
веры] и возьмет ее в жены.
Тогда отважный мученик Христа Хосров был предан судье,
который приказал бросить его в темницу. Он оставался
в тюрьме примерно месяц, довольствуясь малым, не принимая
пищи и благословляя Бога.
По истечении этих дней судья приказал вывести его из
темницы. Пришли родители святого, показывали на свою
седину и говорили о том, как любовно его растили. Мать
молила: «Пожалей несчастную мать и не предавай
себя в руки кровожадных зверей». Также отец,
обливаясь горькими слезами, рыдая, говорил: «Перед.
судом возьми [вину] на себя, сынок, лишь бы тебе избежать
истязаний и смерти. После мы отвезем тебя в Иверию,
и ты открыта можешь там исповедовать Христа».
Однако он отворачивал лицо и не прислушивался к их
словам. Поняв, что отрок тверд и непоколебим в своем
решении, они ушли от него с плачем. Судья же, услышав
об этом, сказал: «Потерпим еще несколько дней,
возможно, увещевания помогут ему образумиться».
И вновь приказал бросить его в темницу. А сам думал
о том, как поступить со святым. Святой еще восемь дней
пробыл в темнице, не принимая в эти дни ни пищи, ни
воды. По истечении этих дней судья приказал привести
его к нему.
Заговорив с ним, судья сказал:
— Хосров, зря не пребывай в заблуждении. Обратись
[в нашу веру] и исповедуй ее, тогда мы дадим тебе много
золота и ту девушку в жены, а также [удостоим] тебя
других почестей. Если же ты ослушаешься меня, я подвергну
тебя многим жестоким мучениям.
— Дары твои да сгинут с тобой! — отвечал
святой.— Я верю в Христа, царя моего, сотворившего
небо, землю и море и все сущее в них.
— Пожалей свою юность и делай, что тебе говорю,—
молвил судья.—Будь с нами, и я назову тебя своим
сыном, и ты станешь им если же ты не согласишься, я
изуродую твое прекрасное лицо..
Св. Хосров ответил:
— Я тебе уже сказал и повторяю снова —
не приму я сплетенной вами лжи и рано или поздно я
должен умереть. Судья сказал:
— Предам тебя огню, если ты не отступишься от
своего упрямства.
— Не можешь ты разжечь такого огня, какой уготовил
Христос для грешников и подобных вам нечестивцев,—
ответил Хосров.
— По крайней мере признай Магомета, который дал
нам сей мир и на том [свете] уготовил для нас рай,—
молвил судья. [Тогда] святой сказал:
— Ты предлагаешь отречься от живого [Бога] и
поклоняться смертным, которые сами заблудились и вас
свели с пути истинного.
Разгневанный, судья приказал двум воинам связать блаженному
руки сзади, надеть на шею железное ярмо и водить по
городу на обозрение рамикам. Многие из язычников дивились
смелости и непреклонному решению святого и тому, что
он умирает с ложной надеждой. После этого судья, поняв,
что решение его непоколебимо, вынес приговор —
подвергнуть его побиению камнями. Взяв его, толпа [мусульман]
вывела за город с северной стороны, к каменистому месту,
на берег высохшей реки. Христиане, бывшие в городе,
также тайком все пошли, чтобы стать свидетелями кончины
св. мученика. Приведя блаженного на место, где ему
суждено было умереть, они вновь [стали] говорить, согласно
повелению судьи: «Не упорствуй подобно младенцу.
Слушай нас и исполняй волю судьи, тогда мы попросим
его, чтобы он простил тебя. Только прими нашу веру,
и он простит тебе твое дерзкое поведение с ним».
Святой говорит: «Кому заставляете вы мне поклоняться—колдуну
и заблудшему мертвому псу?»
Зарычав, как разъяренные звери, и заскрежетав зубами,
они набросились на него и стали немилосердно избивать.
Затем привязали к тутовому дереву. Но, прежде чем дать
себя связать, он пал на колени и стал молиться: «Тебя
прославляю, Христос, с Отцом и всесвятым Духом».
Варвары же, подбадривая друг друга, избивали его камнями.
А блаженный стоял среди них, как овца среди волков.
Не было человека, который сжалился бы над ним, и не
было никого, кто поддержал бы его. Все пришлые и местные
персы, подобно бешеным псам, пускали в него стрелы
упрека.
И от града камней, который ливнем сыпался на святого,
переломались все кости его и суставы разошлись. Тело
кусками падало на землю. Так святой испустил дух во
славу Бога, во исполнение слов Писания: «Души
праведных в руке Божьей».
Вслед за этим тиран приказал накинуть на шею блаженного
веревку и волочить на виду у народа по улицам христиан
и за пределами города, считая это великой победой [мусульман].
Тогда сатана вкрался в сердца насильников, ибо они
решили сжечь тело блаженного. Однако, брошенное в огонь,
[оно] не загорелось. В ту же ночь пришли родители святого,
взяли мощи мученика и похоронили на общем сельском
христианском кладбище, не сознавая цены подвижника
и в то же время страшась [гнева] поработителей.
По истечении двух лет [мощи] были перенесены в часовню,
[построенную] на том же месте кладбища. При перенесении
мы были очевидцами того, что веревка, которой были
связаны его руки, не истлела и не пострадал ни один
волос на голове. Мощи святого в обоих местах приносили
много исцелений от всяких болезней во имя Бога. Поскольку
Бог прославляет прославляющих его в этом жизни и на
том свете.
Однако давайте поведаем и о чудесном свечении, которое
показалось над мощами святого. Его видели не только
верующие, но и неверующие, и не один раз, а дважды.
История первого {видения] такова:
У персов села был обычай в дни поста держать муэдзина,
чтобы тот среди ночи своим пением будил их к молитве;
точно так же он звал их на молитву и днем. Служитель
безбожия, арабский волк, пришел в деревню, где находилась
усыпальница св. Хосрова. Встав как-то ночью, он хотел
призвать [армян] к отречению, но, поднявшись на возвышение,
увидел на могиле св. мученика чудесное видение —
ослепительный свет, который был гораздо сильнее солнечного
света. Охваченный ужасом, он лишился дара речи, упал
замертво и так пролежал до утра. Утром рано его нашли
бездыханным словно мертвец. Персы стали спрашивать
его: «Почему в эту ночь ты не встал и не разбудил
нас, ведь мы тебя назначили для того, чтобы ты созывал
нас к молитве».
Еле придя в себя, он встал и рассказал о ночном видении.
Они были чрезвычайно изумлены и пошли рассказали судье.
Судья пригрозил им никому не рассказывать о чудесном
видении, сам же послал одного из своих слуг с тайным
поручением, так чтобы никто, не знал об этом. Придя
по повелению судьи [на могилу Хосрова], слуга всю ночь
караулил. И видит он среди ночи лучезарный свет, освещающий
сверху усыпальницу святого. Охваченный ужасом, он весь
задрожал, не в силах смотреть на луч света. Утром спозаранку,
трепеща от страха, он отправился в город и рассказал
об изумительном и дивном чуде. Однако подлый и безбожный
судья, не пожелал признать изумительное чудо, о котором
рассказал ему слуга, а также многие до него.
По прошествии некоторого времени какие-то люди из неверных
ненароком срезали на дрова дерево, к которому был привязан
мученик. Некий священник, видевший это, дал им взамен
дров и взял его. Те колебались, однако, узнав о причине,
согласились. Он обрадовался, ибо и раньше хотел [взять
его себе], но не осмеливался. И это случилось по воле
Господа. Он понес и положил дерево в притворе церкви.
Много исцелений было от коры его — как до среза,
так и после него. Здоровье возвращалось также ко многим
из неверных. По прошествии нескольких дней верующие
издали увидели свет, снизошедший на притвор. Придя,
они поведали об этом священнику. И другие верующие,
бывшие неподалеку от церкви, рассказали о ночном видении
и голосе, раздавшемся при этом: «Придайте мне
форму креста, благословляйте мной и назовите святым
Степаном». Услышав об этом, священник немедленно
исполнил сказанное, и вырезанное в форме креста древо
стало приносить исцеление; с его помощью Господь послал
немало здоровья слепым и страдающим иными недугами
во славу и хвалу мученика.
А женщине, оклеветавшей мученика, Господь воздал
в этой жизни достойно ее делам. Она родила урода —
получеловека-полузверя, при этом сама скончалась, благодаря
чему многие верующие и неверующие познали справедливый
[суд] Божий. Жестоко поплатились также остальные родственники
женщины — в одних вселился бес, другие умерли,
словом, никого не осталось из ее рода.
Св. мученик Христа преставился в Арране, в столице
Гандзак в 616 г. [1167 г.], на третий день месяца арац,
в начале поста Преображения Господня, в царствование
греческого императора Кир-Мануила, в правление армянского
князя Тороса, которого греческий император и грузинский
царь Георгий почтили княжеским титулом, в княжение
Гасана, сына Вахтанга из Хачена, и в патриаршество
[духовных] владык Великой Армении родных братьев Григориса
и Нерсеса, при духовном владыке страны Агванк Степаносе
и владыке Иоанне, епископе Гандзака, при правителе
восточных [стран] Ильдегизе, в паоствование Асланшаха,
государя эламитов и персов, у нас же в царствование
Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобают слава,
власть и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.