Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ
Преисполненный неизреченной милостью Духа, святой и
блаженный вардапет Григор был сыном благочестивых родителей.
Отец его, по имени Саргис, происходил из Каджберуника,
из города Арчеша, а мать была из селения Парби. Из-за
гнета неверных они перебрались в Сюник и поселились
в области Вайоц-дзор. [Мать его], заимев детей, [со
временем] перестала рожать. Но дети отошли к Богу,
и они остались бездетными. Тогда, возложив свои упования
и надежду на Бога и взяв себе в заступники Григора
Лусаворича нашего, они с молитвами и смиренными мольбами
обратились к Всевышнему и просили подарить им чадо.
Слышащий же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш
Иисус Христос, который исполняет желание имеющих страх
Божий, внял молитвам своих рабов и по ходатайству Григора
Лусаворича дал им сына. И вот однажды блаженная мать
святого увидела во сне державшего в руках погасшую
лампаду св. Лусаворича, который сказал ей: «Бог
услышал молитвы твои и по заступничеству моему дал
тебе доброго сына. Возьми эту лампаду и держи при себе.
Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию потухшую
лампаду истинной веры». Проснувшись, она в страхе
вознесла хвалу Богу и с радостью поведала своему мужу
о видении. Они были [удивлены] и не могли понять, кем
же должен стать ребенок и каким образом он зажжет светильник.
И мать зачала.
Когда же наступило время разрешения [от бремени], родилось
исполненное благодати дитя, которого при крещении назвали
Григором. Как только ему исполнилось семь лет, [они]
стали его обучать Св. писанию. [Уче-ба] длилась семь
лет. С каждым годом в нем все более проявлялся Божий
дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем записано
в его полной истории. К четырнадцати годам отрок Григор,
на которого снизошел Божий дух, отличался столь высоким
и плодоносящим умом, что к нему за пояснениями [книг]
Св. писания Обращались даже вардапеты, и он давал им
ответы прекрасными толкованиями. И случилось как-то
быть им в городе Тифлисе. Там он встретился с великим
армянским вардапетом, учеником великого Есаи. Увидев
отрока, с горячей любовью изучавшего Божественное писание,
св. Ованес [Воротнеци] взял его к себе в ученики. [И
с тех пор] на протяжении двадцати восьми лет он как
наставник воспитывал и обучал его.
Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал
Господь, .и там возвел его в чин безбрачного священника,
[после чего Григор] еще более исполнился благодати
Святого духа. И прибыв в область Екелеац, что в Ерзнка,
[Воротнеци] вручил ему вардапетский посох. Оттуда божественный
вардапет Ованес со своими учениками возвратился в свою
область. Вокруг него собралось множество вардапетов
для просвещения народа армянского.
Ибо знаниями своими он превзошел ученнейших людей всех
народов. Блаженный великий вардапет Ованес в 807 г.
нашего летосчисления [1358 г.] поручил вардапету Григору
толкование Божественных сочинений, соответствующее
вардапетской степени, дабы дать ему право, власть и
посох архимандрита. В тот же год он захворал и понял,
что должен переселиться в неизреченный свет. Тогда
он призвал к себе своих учеников и благословил их духовным
и Божественным благословением. Григора же поставил
над всеми учителем и поручил ему свою паству,
а его соученика Оваиеса Арчишеци велел посвятить
в высший вардапетский сан и отправить в его край. После
этого святой и блаженный вардапет Ованес Воротнеци
отошел ко Христу. Да будет благословенна его память.
После его смерти с согласия всех на вардапетскую кафедру
возвели великого Григора, приводившего в изумление
ангелов непостижимым подвижничеством, совершенной мудростью
и неиссякаемым наставничеством. У учителя были две
школы в Еринджаке, и два года преподавал он, занимая
[там] вардапетскую кафедру. Но затем со
своими учениками отправился в св. обитель, в прославленный
и благодатный престол апостола Евстафия во владении
Орбелянов, к армянскому князю Смбату, сыну Иванэ и
внуку Буртела. Здесь он также набрал множество учеников
и просвещал народ наш истинной верой. Правильным наставлением
и поучением он раскрывал труднопостижимые мысли книг
Св. писания. Ибо светлой мыслью и крыльями всесвятого
Духа взлетал и возносился он к духовному саду и Божественным
сочинениям, по данной ему милости Божьей выявляя глубины
сокрытого. И точно пчела, летающая над многоразличными
цветами в далеких краях и приносящая сладкий нектар
и целебное зелье, святой вардапет Григор Татеваци Божественной
мыслью проникал в Ветхий и Новый [заветы] и собирал
Божественное. Отделяя также полезное из внешних наук,
он сплел светлые венцы и возложил на головы отроков
церкви как крепкий щит против иноверцев.
Постоянно получая его от Христа, он неустанно обучал
и просвещал армянскую церковь. Точно сияющее полуденное
солнце сверкал он тысячами лучей. К нему приходили
греческие и латинские риторы, слушали его речи, преисполненные
беспредельных знаний, которые как неиссякаемый источник
лились из его уст. Мудролюбы поражались и дивились
этому. Ибо мудрость его была
совершенна, а знания — необозримы. Во время проповеди
Григор приводил всех в восхищение своей
сообразной речью и ораторским искусством. Он обладал
мыслью Иоанна Евангелиста; взлетая, возносился к небу
и святой душой своей обозревал заповеданное
перво-пророками — и Слово Господнее св. Евангелия,
и блаженных апостолов, и первых св. богословов. Он
написал множество сочинений для церкви, сиречь: «Великое
вопрошение», Толкование сочинений Аристотеля
— «Категорий», «Периармевиаса»
(Об истолковании), «О добродетели», «Введения»,
[а также] Толкование «Книг ученых бесед»,
Выборочное толкование псалмов,
Выборочное толкование «Притчей», «Песни
песней», «[Книги] Премудростей»,
«[Книги] Еклесоиаста». «Летний том»,
«Зимний том», Толкование «Книги Иова»,
Выборочное толкование Евангелия от Иоанна, Толкование
сочинений Аристакеса и [Искусства] письма Георга, Толкование
книги «К тем», «Малого вопрошения
Георга», Выборочное [толкование] Евангелия от
Матфея, Выборочное [толкование Книги] Исайи, «Книгу
Златочрев» и сочинение «О правилах посвящения
в сан архимандрита».
Он написал также множество других сочинений, о которых
мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей
день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют
вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за
то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И
даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом
или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид
его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил
святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза
и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро]
одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета
с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский
учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа.
Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим
богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами.
У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар
из Татева, Ованес из Ехегна-ванка, Галуст из Сюникского
селения Вахнду, Акоп Бостаци, Григор Араратеан, Григор
и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци,
Егия Мецопеци, Ованес из монастыря Ваганщ, Унэн из
Шемахи, Оваиес из Кармир Капана. И трое из его учеников
были из других краев — Маттеос Ухеци из св. обители
Гандзасар, Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа.
[При нем находилось] также множество священников, числом
более пятидесяти человек.
Он начал обучать их сочинениям внешних философов и
с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый
смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление,
чем эллинские
философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий
апостола Павла и «К тем» Григория Богослова.
Настоятелем св. престола апостола Еветафия был кроткий,
избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел,
вардапет и великий философ, племянник великого армянского
вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал
все добродетели.
И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса,
после смерти своего вардапета отправились учиться к
великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ,
Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос,
Карапет и Тума. И он целый год утешал их Божественным
писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных
покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих
учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область.
Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре
у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного
мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со
всеми своими учениками вышел встречать [духовного]
отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему
с учениками отдохновение от многотрудного [пути].
В сей год было завершено строительство церкви св. Богородицы,
начатое в 851 [1402] и законченное через семь лет,
в 858 году [1409], во славу Христа, Бога нашего. И
когда туда прибыл великий учитель Григор, слава его
разнеслась по всей стране. Многие вардапеты и монахи
собрались вокруг него, как апостолы вокруг Христа.
Он начал наставлять и просвещать Божественным учениям,
как спаситель наш Иисус, который, восседая на Масличной
горе, [просвещал] апостолов учением о блаженной {жизни].
А св. вардапет Ованес, преисполненный неизреченной
радости, ликовал и пекся обо всем необходимом. И, [обращаясь
с молитвой] к Христу, говорил: «Господь мой Иисус,
я почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с вардапетами
и духовными отцами моими, писцами и истинными учениками-подвижниками.
И в день освящения храма твоей матери послал их [мне].
Чем отплатить тебе за это? Ничего нет у меня, бедняка.
Мы можем лишь благословить и восхвалить всесвятую Троицу
и Мать Единородного за то, что ты удостоил меня увидеть
завершенным строительство церкви».
А блаженному вардапету Григору в Мецопском монастыре
ночью было во сне видение, будто перед св. Григором
положили трех мертвецов, обернутых в саван и окованных
по рукам и ногам нерасторжимыми цепями. И он, обратившись
к ним, сказал: «Кто вы такие? И почему вы в оковах?»
И они ответили: «Мы осужденные и отлученные католикосы-раскольники.
Молим тебя во имя любви Христовой, вели снять с нас
проклятие великого католикоса, наследника [престола]
Григора Лусаворича». Проснувшись, он стал горькими
слезами оплакивать их отлучение, затем послал приветственное
письмо католикосу Акопу, и тот созвал большой собор
вардапетов и снял с них проклятие.
И великий вардапет Григор благословил соученика
своего Ованеса со всеми питомцами. А через несколько
дней, взяв своих учеников, он отправился преподавать
из области в область по стране Армянской.
К нему присоединился вардапет Ованес
со своими учениками. Многих из раскольников он обратил
к истинной вере, следуя в истолковании Ветхого и Нового
Божественного писания первым святым отцам-богословам.
С помощью внешнего философского искусства он заткнул
рот еретикам. И они, вновь став на путь
истинный, пали в ноги учителю Григору и
молили его об отпущении грехов и прощении. Он написал
письмо католикосу, и тот снял с них проклятие. [Григор]
проповедовал также среди иноплеменных и
приводил им мшожество свидетельств из арабских
сочинений, в которых ясно говорилось, что
Христос — истинный Бог, и многие уверовали в
Христа и были крещены. На протяжении всей своей жизни
он проповедовал неверным Евангелие Христово, [доказывая],
что [вера их] лжива и обманчива, и всегда
неустрашимо и смело осуждал их. Но никто из неверных
не осмеливался дотронуться до него хотя бы пальцем
— ни князья и ни подданные. Ибо они воочию видели
чудесные знамения, творимые через него Богом. Возложением
руки он лечил хворых, чтением Евангелия в тот же час
именем Христа исцелял страдающих от разных дурных болезней
и изгонял бесов. Он безбоязненно излечивал не только
христиан, но и неверных. И все неверные любили его
и называли святым. И испытывали трепет
перед его внушительным видом. Ибо, будучи живым,
он умерщвлял плоть свою постами и молитвами и был украшен
всеми чистыми добродетелями. Нательной и верхней одеждой
ему, как и его ученикам, служила власяница, подпоясанная
веревкой. Они не стяжали ни серебра, ни золота. И никто
не имел двух одежд. Если же кто-нибудь
получал подношение, в тот же час раздавал нищим. Они
наполнили себя священными сочинениями и воспламенены
были любовью к священному Божественному писанию.
Оттуда он отправился со своими любознательными учениками
в благодатный свой престол св. апостола Евстафия и
в течение восьми дней отдыхал. А затем призвал к себе
своих учеников и в торжественной обстановке вручил
им [вардапетский] жезл, [предоставляющий им] право
проповедовать по всей земле Евангелие Христово не только
христианам, но и всем иноверцам. Он учил их никого
не бояться и не утаивать мыслей Св. писания, а открыто
проповедовать истину. «На протяжении всей своей
жизни,— [говорил он],— изнуряйте себя постами
и молитвами. Свой день проводите в кротости и смирении.
Вы обязаны пожертвовать своею жизнью за правду. И уста
ваши да не изрекут никогда лжи». И много другого
наставлял он делать или не делать. «Смело проповедуйте,—
говорил он,— истинное учение первых святых отцов
в борьбе с противниками». И много другого назидательного
завещал он своим ученикам. Когда же заболел, приказал
литургию служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем
протяжении [пения] восьми канонов оставаясь на ногах.
За всю свою жизнь он не знал ни дня отдыха. И вот св.
вардапет истины Григор совершил животворящую службу
Господу нашему Иисусу Христу. По окончании [службы]
приступил к молитве и, вторично призвав своих учеников,
благословил и повторил те же наставления, сказав: «Вот
призывает меня призывающий [всех] Христос, и настал
час моей смерти. Я отправляюсь к заступнику моему,
Григору Луса-воричу нашему и ко всем нашим вардапетам.
Братья мои, кои были рядом со мной при моем подвижничестве,
да причислит вас в будущей жизни Христос вместе со
мной к сонму правоверных вардапетов, сидящих одесную
Троицы, Единородного Сына Иисуса Христа». Сказав
это, он приподнялся на подушке и произнес: «Славлю
тебя, Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший
отдохновение от многих трудов». Вымолвив это,
блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу свою
чистую душу, в праздник Первомученика Степаноса, в
859 [1410] году нашего летосчисления, во славу Христа,
и отправился в Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь
Григора Лусаворича, богослов — к богослову. И,
подняв его святое тело, с псалмопением и благословениями
положили в могилу в украшенном милостью [Божьей] и
всехва-ленном престоле св. апостола Евстафия. [Его
могила] по сей день совершает много чудес. Память его
да будет благословенна. И да смилуется его молитвами
Господь наш Христос над нами и над всеми христианами,
особенно же над получателем сего сочинения.