Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ

Мученичество Св. Сукиасянцев

Путники, прибывшие из Аланского царства в Армению с царицей Сатеник, восприняли [христианское] учение от святых мужей, ученийов св. апостола Фаддея, уединившихся у истоков реки Евфрат. Первым среди них был св. Воски. От них, просветившись Словом жизни, они уверовали в Христа и, приняв крещение, день ото дня преисполнялись веры. А те блаженные мужи из-за своей проповеди и верц в Христа были преданы мечу сыновьями Сатеник1. Они же [Сукиасянцы] удалились на гору Сукав и поселились там. В честь их предводителя Сукиаса она стала называться Сукав. [Гора эта находится] в Багревандской области, против селения Багван, насупротив горы Нпат. В годы царствования Шапуха под Божьим попечительством они жили подобно диким овцам,, питаясь травами.
Между тем, лишившись царя, Армения через несколько лет была разорена, поскольку сын Вагарша Артаван и армянский царь Хосров были убиты персидским царем. Движимый местью за отца, он [Шапух] хотел погубить Армению и говорил: «Опустошу страну сию и тем отомщу ей по обычаю отцов моих». И, набрав войско, стал он разорять и опустошать области Армении.
Блаженные же мужи размышляли над тем, отчего персидский царь мстит стране Армянской и держит ее в тревоге. Видя ее беды и страдания, блаженный Кодратос сказал св. Сукиасу: «Давайте помолимся, чтобы Бог ниспослал этой стране мир». И они все стали молиться Господу и говорили: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но ты Господь и создатель всех тварей и от тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и тебе подобает всяческая слава».
В тот же час персидский царь возвратился в свою страну, и в Армении наступил великий мир. Блаженные, видя это, возрадовались и стали славить Бога.
И вот блаженный Полоктей, которому ночью явилось видение, обратился к св. братьям со словами: «Этой ночью было мне видение— с нашего [царского двора] вышел лев и, добравшись до нас,, долго сражался с нами».
Блаженные, услышав об этом-, стали на коленях молиться и говорить: «Всеведущий Боже, не устрашай нас лютым зверем, который идет напасть на рабов твоих. Господи, не оставь нас без помощи своей и надежды, ибо ты всесилен, не дай святыню свою [на растерзаяие] псам. Всеведущий Боже! Ты знаешь сердца сынов человеческих. Господи, ты знаешь, что мы отдали себя на служение тебе, дабы удостоиться обещанной тобой истинной вечности».
Эту слезную молитву они возносили, восхваляя и благословляя [Господа]. Затем, провозгласив «аминь» Господу, все  разошлись по своим местам. И каждый по своему обыкнове^ю в дельности помолился Господу./
Между тем св. Сукиас, которому в третьем часу  предстало видение, созвал св. братьев и сказал им: «Было мне сегодня видение, будто  Шапух скончался и на престол вступил Датианос. Ови послал к нам ворона, измазанного кровью, и хотел рассеять нас, как   голубиных   птенцов, и   похитить,   как волк, напавший   на овчарню. Но вы будьте стойки, да не вострепещут сердца ваши от человечьего страха, ибо всемогущий Бог поможет нам, как и всем уповающим на него».
Блаженный Сукиас, которому явилось это видение, ободрял каждого из братьев в отдельности и говорил: «Мужайтесь и крепитесь, дабы Господь сподобил нас всех [чести] последних работников, которые стали первыми, и Небесный Царь вознаградит нас за труды наши».
Блаженные братья, услышав это от св. Сукиаса, преисполнились еще большего рвения к службе, которой посвятили себя. И затем св. Сукиас вновь напомнил им о первых [святых]: «Смотрите, братья мои и соратники, как на поле брани мы были в первых рядах так и в этом сражении, в коем мы служим Царю [Небесному], будем служить по совести, чтобы он и нас вознаградил подобно последним работникам, которые стали первыми».
Тогда один из братии, по имени Лукианос8, обратился к св. Сукиасу: «Поскольку мы отдали себя на служение Господу, давайте разрушим Багванский кумир».
Св. Сукиас ответил: «Придет иной работник [Божий], могущественнее нас, он и разрушит».
И святые мученики остались и а горе Сукавет, питаясь растениями и ведя ангелоподобную жизнь. Тела их стали похожи на замшелый камень, волосы висели клочьями, как у коз; лишенные всего, они жили надеждой на Бога и благословляли его.
Через несколько лет царь умер, и царем аланским стал Гигиа-нос. И взялся он за пересчет войск. Тогда царю сообщили о блаженных: «Из войск твоих царских в Армении поселились мужи смелые и добродетельные, не пожелавшие поклоняться богам царей. Гонимые из-за веры в Христа, они живут на горе Сукавет в Армении, претерпевая большие лишения и нужду во имя Христа, которого они считают надеждой своей». Узнав обо всем этом от мужа по имени Скуер, царь отобрал из войск своих мужей отважных и именитых и, вооружив их, послал в Армению на гору Сукавет, сказав: «Если найдете их, [посулив] большое вознаграждение  почести, склоните вернуться сюда; если же они не   согласятся возвратиться, истребите».
Персидский отряд вступил в пределы [Армении] и достиг горы Сукавет, где жили блаженные. Увидев блаженных, они удивились, ибо те, подобно овцам, питались травами и тела их напоминали: камень, покрытый мхом. Тогда говорит военачальник, по имени
Барлаха:
— Кто вы, тю образу своему похожие на людей, а питающиеся растениями, подобно козам? Отвечает святой Сукиас:
— По природе своей мы люди, и с Аланского двора, бежали от нечестия и безбожия царей, по провидению свыше так сохраняем свое существование в надежде на вечную жизнь, обещанную нам Господом и Богом нашим.
Барлаха молвит:
— Места эти суровы и в горах много снега. Как же вы живете здесь такой жизнью? Говорит святой Сукиас:
— Выслушай меня, сынок, что я тебе скажу: кто верит в Бога, творца неба и земли, [тот может так жить]; все меняется по-воле его, как он пожелает для рабов своих и прославляющих имя его.
Тогда Барлаха спрашивает:
— Какого ты рода?
Святой Сукиас [на это] отвечает:
— Был я вторым сановником государства, сидевшим на втором месте [после царя].
— Как твое имя? — спрашивает военачальник. Говорит блаженный:
— Прежде меня звали Баракатрой, но с тех пор, как я пришел к разумению Бога, стал называться Сукиасом, т. е. [человеком], обретшим мирную жизнь.
— Ты похож на воина,— говорит тогда военачальник. Блаженный же отвечает:
— Я был соратником царя Шапуха.
— Согласись вернуться, и ты вновь удостоишься прежнего положения и возляжешь на втором месте после царя,— продолжает военачальник.
Однако блаженный отвечает:
— Я слуга Господа моего, и наступило время получить мне вознаграждение.
— Это твой Господь, которому ты принадлежишь? — говорит [на это] военачальник.
— Да, это мой Господь,— отвечает блаженный,
Тогда военачальник говорит:
— Отрекся ты от свободы, дабы обрести рабство? И отвечает блаженный:
— Если бы ты знал Господа моего, и ты принял бъг рабство,? дабы обрести нетленную жизнь.
И безбожный военачальник, презрев слова его, стал осыпан»! его угрозами.
Поняв, что от смиренных речей нет пользы, блаженный созвала братию свою и сказал ей: «Идите, братья мои, ибо  настал  час преставления и [час] вознаграждения». Блаженные мужи обрадовались великой радостью и стали прославлять Бога за то, что он приблизил час их кончины и получения Христова венца, к которому они стремились.
Начальник отряда, видя их вместе, долго упрашивал согласиться вернуться в свою страну, обещая вознаградить их за это. Но блаженные мужи сказали ему в ответ:
— Вознаградитель наш — Бог, дарующий в награду бессмертие он освободил нас от сатаны и козней его. Да будут тебе на погибель награды твои, которые ты обещаешь дать нам от [имени] царя. Соучастники дел сатаны и спутники его и ты, и твой царь. Мы уповаем на дары Христа, ибо он надежда наша.
Насильник спрашивает:
— Где же ваш вознаградитель? Блаженные отвечают:
— Вознаградитель наш — Бог, создавший небо и землю и тварей. Он наш Господь и царь, имеющий власть над жизнью и смертью всего живого; от которого небеса сотрясаются и земля дрожит; дает приказ морю и осушает его; повелевает рекам, и они поворачивают вспять и не прибывают более, дабы не покрыть землю. Запретит тебе и единомышленнику твоему сатане, и не будет власти твоей над рабами Божьими.
Услышав это, насильник пришел в ярость и стал помышлять о том, какой смерти их предать.
Узнав, что настал час почить им во Христе, блаженные сказали тирану:
— Разреши нам помолиться Господу Богу нашему.
И блаженные коленопреклоненно стали молиться и говорили: «Господи Боже, творец неба и земли, сотворивший все создания из ничего, ты — Бог истинный, отец Господа нашего Иисуса Христа, который явился и вочеловечился, спас мир тем, что был распят, погребен и воскрес. И св. Дух твой наполняет все твари. Ты создал первого человека и вложил в него разумную душу, чтобы наслаждаться ему сладостью рая, и повелел ему, указав, какие плоды он может вкушать и к каким по заповеди твоей нельзя приближаться.
Ты поставил его господином над всеми. Но лукавый, позавидовав почету человека, обольстил его и вывел из рая и из жизни. Дарованное тобой по милости твоей людям они потеряли. Но ты, человеколюбивый и милосердный [Боже], не пренебрег созданием своим, а послал Единородного Сына своего, который пришел и подчинил людей твоей воле, просветил светом разума, и возлюбили они день пришествия Сына твоего. Господи милосердный! Воззри на рабов своих, полюбивших тебя со всей силой и уверовавших в истинные обещания твои, данные тобой твоим возлюбленным; дай нам, уповающим на тебя, силы, укрепи в войне во имя твое святое. Тогда дьявол с тираном будут посрамлены и имя твое будет славиться рабами твоими. Боже милосердный! Господи незлобивый! Воззри на уповающих и вверившихся тебе, дабы враг не растерзал разумное стадо овчарни твоей. Успокой, Господи, разбушевавшиеся волны, [готовые] обрушиться на нас, чтобы мы могли пристать к гавани мира. Дай силы надеющимся на тебя рабам твоим победить [врага] с помощью всепобеждающей силы твоей и не уподобиться дому на песке, разрушенному ветрами и дождями испытаний. Утверди нас стойкими на скале веры Христа, Бога нашего. Воззри, Господи, по милосердию своему на рабов твоих, уповающих на тебя, и яви знамение победы своей вверившимся тебе, чтобы выйти [нам] чистыми из войны с тираном, теснящим нас. Не примешивай к нам горечи плевел с их суетными словами и не оскверняй зерна, схороненного тобою в Божественных закромах твоих. Не взращивай в саду нашем, он же имя твое, вредную траву, оскверняющую благословленные грозди, которыми ты заполняешь вечные чаны. Не дай дрогнуть стопам нашим, а укрепи десницей своей, и содержи в бесстрашии перед зримыми и незримыми врагами, и дай славу имени твоему, Господи».
Совершив молитву и сказав «аминь», блаженные укрепились духом от помощи и попечительства свыше. И вновь, преклонив колени, они стали благодарить и славить Бога за все блага, полученные ими: «Славим тебя, Господи, приведшего нас от неразумения к истинному разумению Бога, ибо мы пребывали во тьме, ты же просветил нас светом своего учения; связанных освободил от ков лукавого. Мы пребывали во мраке и в [стране] тени смертной, [но] луч света твоего возвестил [о тебе] и осветил нам путь, дабы идти нам по пути правды и справедливости твоей, Господи. Услышь, Господи, [нас] и воззри на молитву рабов твоих! Не уступай сатане, а укрепи нас силой св. Духа, приведшего нас на это место к этому часу, дабы совершить нам путь наш по милости и человеколюбию Господа нашего, чтобы прославилось имя твое, Господи Боже наш. Услышь, Господи, молитвы наши, как услышал молитвы Илии, бежавшего в горы от нечестивой Иезавели,подобно ему и мы бежали от нечестивых царей и   спаслись   от а мирских желаний на этой горе. Ныне неустанно славим лишь тебя за неизреченные блага твои,   о   коих  ты   нам   возвещаешь.  Услышь, Господи, молитвы рабов твоих, уповающих на тебя, как  услышал молитвы Даниила и Сусанну.   Ты  спас  Даниила иа львиного рва, а Сусанну — от рук жестоких старцев и предал муг чительной смерти поднявшихся на [тебя]. Господи Боже наш,   и ныне спаси и укрепи нас, дабы победить [нам] врага во имя любви к тебе, Господу нашему. Услышь, Господи, молитвы   наши,   как услышал глас молитвы Исайи и Езекии, уповавших на тебя и со слезами моливших о помощи [в борьбе] с врагами; ты погубил возгордившихся и поднявшихся против тебя. Ныне   укрепи   нас, дабы победить нам врага, и поддержки десницею своею, чтобы никто из нас не отступил и не лишился обещанных благ твоих, Господи Боже наш. Услышь, Господи, молитву нашу, как услышал [молитву] трех отроков в печи огненной, которые   отвергли   слово-царя и сберегли твое слово и тебя, Бога отцов наших, благословили. Дай, Господи, и нам, уповающим на тебя, силы выйти невредимыми из огня испытаний, которым сжигают нас, чтобы   быть достойными прославлять всесвятую Троицу твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Тиран же дивился молитве блаженных. Вновь они обратились к насильнику: «Разреши нам вознести молитву Господу Богу нашему и затем исполняй волю свою».
И блаженные единодушно стали взывать: «Мы тебе принадлежим, Господи. На тебя уповаем и тебе бьем поклоны. Дай нам,. Господи, совершить наш тяжкий путь по желанию твоему. Сподобь нас умереть за имя твое великое и получить вознаграждение с угодниками твоими, принявшими добровольную смерть за тебя,. Бога; через них прославилось имя твое. Они удостоились царствия и венца во славе твоей, наслаждаются неизреченной и непреходящей жизнью, [дарованной им тобой], не виданной и не слыханной никем, которую ты уготавливаешь для избранников своих. Спешим и мы, Господи, покинуть тело и причислиться к воинству мучеников твоих, просветивших нас Божественным светом твоим и ведущих нас в верхний Иерусалим, куда ты собираешь всех святых и любимцев своих, ибо тебе подобает слава, и тебе мы воздаем хвалу и славу ныне и во веки веков».
По совершении молитвы они предстали перед тираном и сказали: «Теперь исполняй приказ твоего царя и советчика вашего, сатаны».
Тиран изумился и рассердился смелости блаженных, приказал воинам связать их и истязать дубинками. Он повелел [также] принести факел и приблизить к их телу, говоря: «Огнем сожгу вас и исполню приказ моего царя, если вы не пожелаете отправиться со мной и принять почести от царя».
Неверный думал устрашить блаженных. Но видел, что они еще более смелели от пыток, ни во что не ставили истязания, а, прославляя Бога, пели псалмы и говорили: «Благоволи, Господи, избавить меня; «Господи! поспеши на помощь мне» и следующие за этим [псалмы]: «Господи, в беде мы вспомнили тебя, и щедрая милость твоя утешает нас». Так говорили блаженный Сукиас и братья и мужественно переносили страдания. Вновь прогневался тиран на прославление Бога и, поскольку они не обращали внимания на мучения, приказал засунуть им в рот кляп, дабы не быть Богу прославляемым святыми. Тогда св. Кодратос начал [петь] псалмом: «Как лань желает к потокам воды, так желают души наши к тебе, Боже».
Тиран спросил: «Что это за лани, жаждущие источников, как вы [Бога]?».
Ответил Кодратос: «Как они, раненные охотниками, освежают себя водой, так и мы, избежавши тенет сатаны, жаждем воды, текущей в жизни вечной. Жаждая постоянно Бога нашего великого и живого, мы спешим покинуть тело и достигнуть вожделенного Христа нашего, к которому мы стремимся».
Тогда [тиран] приказал освободить их от жестоких и горьких мучений и задумал вместе с советчиком своим сатаной погубить блаженных мучеников.
Узнав, что настал час, святые стали на коленях молиться и говорили: «Господи Боже, силой своей ты удостоил нас   пройти путь наш в чистоте во славу всесвятой Троицы. Услышь, Господи, молитвы наши и укрепи нас [св.] Духом своим в час смерти, содержи нас в бесстрашии перед дьявольским обманом и гневом тирана. Сподобь нас всех умереть в истинном исповедании, принять венец и наслаждаться вечной жизнью. Услышь, Господи, молитву нашу и смилуйся над страной Арменией, чтобы обратилась она к поклонению и прославлению Троицы, ибо тебе принадлежат все создания и тебе подобает поклонение и слава их, Господи Боже наш. Услышь, Господи, молитву рабов твоих, уповающих   на   тебя,— пусть земля, на которую прольется кровь мученичества   нашего, станет целебной для всех хворых и пусть [из этой]  земли   бьют источники для исцеления больных; и, если кто придет во имя наше с верой, а также [томимый] болезнью или мучимый лихорадкой, одержимый ли бесом этих нечестивцев или страдающих многими недугами, и станет молить тебя, Господи Боже наш, на месте нашего заклания, услышь их, и смилуйся над ними, и спаси от всех •бед, исцели от всех напастей души и тела, ибо ты всемогущ и тебе подобает слава во веки веков, Аминь», Тогда глас был к ним с небес: «О чем однажды попросили вы, даю вам — да будет место» мученичества вашего источником целебных вод и земля эта целебной от многих недугов. Вам же, возлюбленные мои, за многие труды, достигнутые через великие лишения, [дарую] покой и радость, ныне и присно». Святые, укрепившись небесной силой, перекрестились и пошли к тирану на смерть. Те изрубили их своими мечами. И они испустили дух на руках ангелов в добром исповедании Отцу и Сыну и Духу св., день же был 17-й месяца навасард. Вот имена блаженных: св. Сукиас, Лункианос, Полоктэс, Кодра-тос, Идиксикирос, Мемнас, Фокас, Сергис, Дуетиос, Андраниос, Зосимос, Бектос, Талкеса, Иорданэс, Анастас, Теодорос, Акопос, Феодосиос. Так блаженные оставались на горе Сукавет 44 года,, питаясь не хлебом, а силой и милостью Господа их. Так восприняли они мученическую смерть и получили от Бога Христа венец победы.
А на  следующий день военачальник пустился в  путь в свою страну и поведал царю о смерти святых.