Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ
Путники, прибывшие из Аланского царства в Армению с
царицей Сатеник, восприняли [христианское] учение от
святых мужей, ученийов св. апостола Фаддея, уединившихся
у истоков реки Евфрат. Первым среди них был св. Воски.
От них, просветившись Словом жизни, они уверовали в
Христа и, приняв крещение, день ото дня преисполнялись
веры. А те блаженные мужи из-за своей проповеди и верц
в Христа были преданы мечу сыновьями Сатеник1. Они
же [Сукиасянцы] удалились на гору Сукав и поселились
там. В честь их предводителя Сукиаса она стала называться
Сукав. [Гора эта находится] в Багревандской области,
против селения Багван, насупротив горы Нпат. В годы
царствования Шапуха под Божьим попечительством они
жили подобно диким овцам,, питаясь травами.
Между тем, лишившись царя, Армения через несколько
лет была разорена, поскольку сын Вагарша Артаван и
армянский царь Хосров были убиты персидским царем.
Движимый местью за отца, он [Шапух] хотел погубить
Армению и говорил: «Опустошу страну сию и тем
отомщу ей по обычаю отцов моих». И, набрав войско,
стал он разорять и опустошать области Армении.
Блаженные же мужи размышляли над тем, отчего персидский
царь мстит стране Армянской и держит ее в тревоге.
Видя ее беды и страдания, блаженный Кодратос сказал
св. Сукиасу: «Давайте помолимся, чтобы Бог ниспослал
этой стране мир». И они все стали молиться Господу
и говорили: «Смилуйся, Господи, над этой страной,
ибо велико твое милосердие. И хотя они и погрязли в
грехах, но ты Господь и создатель всех тварей и от
тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати
от них меч гнева своего, человеколюбивый и незлобный
Боже, и тебе подобает всяческая слава».
В тот же час персидский царь возвратился в свою страну,
и в Армении наступил великий мир. Блаженные, видя это,
возрадовались и стали славить Бога.
И вот блаженный Полоктей, которому ночью явилось видение,
обратился к св. братьям со словами: «Этой ночью
было мне видение— с нашего [царского двора] вышел
лев и, добравшись до нас,, долго сражался с нами».
Блаженные, услышав об этом-, стали на коленях молиться
и говорить: «Всеведущий Боже, не устрашай нас
лютым зверем, который идет напасть на рабов твоих.
Господи, не оставь нас без помощи своей и надежды,
ибо ты всесилен, не дай святыню свою [на растерзаяие]
псам. Всеведущий Боже! Ты знаешь сердца сынов человеческих.
Господи, ты знаешь, что мы отдали себя на служение
тебе, дабы удостоиться обещанной тобой истинной вечности».
Эту слезную молитву они возносили, восхваляя и благословляя
[Господа]. Затем, провозгласив «аминь»
Господу, все разошлись по своим местам. И каждый
по своему обыкнове^ю в дельности помолился Господу./
Между тем св. Сукиас, которому в третьем часу
предстало видение, созвал св. братьев и сказал им:
«Было мне сегодня видение, будто Шапух
скончался и на престол вступил Датианос. Ови послал
к нам ворона, измазанного кровью, и хотел рассеять
нас, как голубиных птенцов,
и похитить, как волк, напавший
на овчарню. Но вы будьте стойки, да не вострепещут
сердца ваши от человечьего страха, ибо всемогущий Бог
поможет нам, как и всем уповающим на него».
Блаженный Сукиас, которому явилось это видение, ободрял
каждого из братьев в отдельности и говорил: «Мужайтесь
и крепитесь, дабы Господь сподобил нас всех [чести]
последних работников, которые стали первыми, и Небесный
Царь вознаградит нас за труды наши».
Блаженные братья, услышав это от св. Сукиаса, преисполнились
еще большего рвения к службе, которой посвятили себя.
И затем св. Сукиас вновь напомнил им о первых [святых]:
«Смотрите, братья мои и соратники, как на поле
брани мы были в первых рядах так и в этом сражении,
в коем мы служим Царю [Небесному], будем служить по
совести, чтобы он и нас вознаградил подобно последним
работникам, которые стали первыми».
Тогда один из братии, по имени Лукианос8, обратился
к св. Сукиасу: «Поскольку мы отдали себя на служение
Господу, давайте разрушим Багванский кумир».
Св. Сукиас ответил: «Придет иной работник [Божий],
могущественнее нас, он и разрушит».
И святые мученики остались и а горе Сукавет, питаясь
растениями и ведя ангелоподобную жизнь. Тела их стали
похожи на замшелый камень, волосы висели клочьями,
как у коз; лишенные всего, они жили надеждой на Бога
и благословляли его.
Через несколько лет царь умер, и царем аланским стал
Гигиа-нос. И взялся он за пересчет войск. Тогда царю
сообщили о блаженных: «Из войск твоих царских
в Армении поселились мужи смелые и добродетельные,
не пожелавшие поклоняться богам царей. Гонимые из-за
веры в Христа, они живут на горе Сукавет в Армении,
претерпевая большие лишения и нужду во имя Христа,
которого они считают надеждой своей». Узнав обо
всем этом от мужа по имени Скуер, царь отобрал из войск
своих мужей отважных и именитых и, вооружив их, послал
в Армению на гору Сукавет, сказав: «Если найдете
их, [посулив] большое вознаграждение почести,
склоните вернуться сюда; если же они не
согласятся возвратиться, истребите».
Персидский отряд вступил в пределы [Армении] и достиг
горы Сукавет, где жили блаженные. Увидев блаженных,
они удивились, ибо те, подобно овцам, питались травами
и тела их напоминали: камень, покрытый мхом. Тогда
говорит военачальник, по имени
Барлаха:
— Кто вы, тю образу своему похожие на людей,
а питающиеся растениями, подобно козам? Отвечает святой
Сукиас:
— По природе своей мы люди, и с Аланского двора,
бежали от нечестия и безбожия царей, по провидению
свыше так сохраняем свое существование в надежде на
вечную жизнь, обещанную нам Господом и Богом нашим.
Барлаха молвит:
— Места эти суровы и в горах много снега. Как
же вы живете здесь такой жизнью? Говорит святой Сукиас:
— Выслушай меня, сынок, что я тебе скажу: кто
верит в Бога, творца неба и земли, [тот может так жить];
все меняется по-воле его, как он пожелает для рабов
своих и прославляющих имя его.
Тогда Барлаха спрашивает:
— Какого ты рода?
Святой Сукиас [на это] отвечает:
— Был я вторым сановником государства, сидевшим
на втором месте [после царя].
— Как твое имя? — спрашивает военачальник.
Говорит блаженный:
— Прежде меня звали Баракатрой, но с тех пор,
как я пришел к разумению Бога, стал называться Сукиасом,
т. е. [человеком], обретшим мирную жизнь.
— Ты похож на воина,— говорит тогда военачальник.
Блаженный же отвечает:
— Я был соратником царя Шапуха.
— Согласись вернуться, и ты вновь удостоишься
прежнего положения и возляжешь на втором месте после
царя,— продолжает военачальник.
Однако блаженный отвечает:
— Я слуга Господа моего, и наступило время получить
мне вознаграждение.
— Это твой Господь, которому ты принадлежишь?
— говорит [на это] военачальник.
— Да, это мой Господь,— отвечает блаженный,
Тогда военачальник говорит:
— Отрекся ты от свободы, дабы обрести рабство?
И отвечает блаженный:
— Если бы ты знал Господа моего, и ты принял
бъг рабство,? дабы обрести нетленную жизнь.
И безбожный военачальник, презрев слова его, стал осыпан»!
его угрозами.
Поняв, что от смиренных речей нет пользы, блаженный
созвала братию свою и сказал ей: «Идите, братья
мои, ибо настал час преставления и [час]
вознаграждения». Блаженные мужи обрадовались
великой радостью и стали прославлять Бога за то, что
он приблизил час их кончины и получения Христова венца,
к которому они стремились.
Начальник отряда, видя их вместе, долго упрашивал согласиться
вернуться в свою страну, обещая вознаградить их за
это. Но блаженные мужи сказали ему в ответ:
— Вознаградитель наш — Бог, дарующий в
награду бессмертие он освободил нас от сатаны и козней
его. Да будут тебе на погибель награды твои, которые
ты обещаешь дать нам от [имени] царя. Соучастники дел
сатаны и спутники его и ты, и твой царь. Мы уповаем
на дары Христа, ибо он надежда наша.
Насильник спрашивает:
— Где же ваш вознаградитель? Блаженные отвечают:
— Вознаградитель наш — Бог, создавший небо
и землю и тварей. Он наш Господь и царь, имеющий власть
над жизнью и смертью всего живого; от которого небеса
сотрясаются и земля дрожит; дает приказ морю и осушает
его; повелевает рекам, и они поворачивают вспять и
не прибывают более, дабы не покрыть землю. Запретит
тебе и единомышленнику твоему сатане, и не будет власти
твоей над рабами Божьими.
Услышав это, насильник пришел в ярость и стал помышлять
о том, какой смерти их предать.
Узнав, что настал час почить им во Христе, блаженные
сказали тирану:
— Разреши нам помолиться Господу Богу нашему.
И блаженные коленопреклоненно стали молиться и говорили:
«Господи Боже, творец неба и земли, сотворивший
все создания из ничего, ты — Бог истинный, отец
Господа нашего Иисуса Христа, который явился и вочеловечился,
спас мир тем, что был распят, погребен и воскрес. И
св. Дух твой наполняет все твари. Ты создал первого
человека и вложил в него разумную душу, чтобы наслаждаться
ему сладостью рая, и повелел ему, указав, какие плоды
он может вкушать и к каким по заповеди твоей нельзя
приближаться.
Ты поставил его господином над всеми. Но лукавый, позавидовав
почету человека, обольстил его и вывел из рая и из
жизни. Дарованное тобой по милости твоей людям они
потеряли. Но ты, человеколюбивый и милосердный [Боже],
не пренебрег созданием своим, а послал Единородного
Сына своего, который пришел и подчинил людей твоей
воле, просветил светом разума, и возлюбили они день
пришествия Сына твоего. Господи милосердный! Воззри
на рабов своих, полюбивших тебя со всей силой и уверовавших
в истинные обещания твои, данные тобой твоим возлюбленным;
дай нам, уповающим на тебя, силы, укрепи в войне во
имя твое святое. Тогда дьявол с тираном будут посрамлены
и имя твое будет славиться рабами твоими. Боже милосердный!
Господи незлобивый! Воззри на уповающих и вверившихся
тебе, дабы враг не растерзал разумное стадо овчарни
твоей. Успокой, Господи, разбушевавшиеся волны, [готовые]
обрушиться на нас, чтобы мы могли пристать к гавани
мира. Дай силы надеющимся на тебя рабам твоим победить
[врага] с помощью всепобеждающей силы твоей и не уподобиться
дому на песке, разрушенному ветрами и дождями испытаний.
Утверди нас стойкими на скале веры Христа, Бога нашего.
Воззри, Господи, по милосердию своему на рабов твоих,
уповающих на тебя, и яви знамение победы своей вверившимся
тебе, чтобы выйти [нам] чистыми из войны с тираном,
теснящим нас. Не примешивай к нам горечи плевел с их
суетными словами и не оскверняй зерна, схороненного
тобою в Божественных закромах твоих. Не взращивай в
саду нашем, он же имя твое, вредную траву, оскверняющую
благословленные грозди, которыми ты заполняешь вечные
чаны. Не дай дрогнуть стопам нашим, а укрепи десницей
своей, и содержи в бесстрашии перед зримыми и незримыми
врагами, и дай славу имени твоему, Господи».
Совершив молитву и сказав «аминь», блаженные
укрепились духом от помощи и попечительства свыше.
И вновь, преклонив колени, они стали благодарить и
славить Бога за все блага, полученные ими: «Славим
тебя, Господи, приведшего нас от неразумения к истинному
разумению Бога, ибо мы пребывали во тьме, ты же просветил
нас светом своего учения; связанных освободил от ков
лукавого. Мы пребывали во мраке и в [стране] тени смертной,
[но] луч света твоего возвестил [о тебе] и осветил
нам путь, дабы идти нам по пути правды и справедливости
твоей, Господи. Услышь, Господи, [нас] и воззри на
молитву рабов твоих! Не уступай сатане, а укрепи нас
силой св. Духа, приведшего нас на это место к этому
часу, дабы совершить нам путь наш по милости и человеколюбию
Господа нашего, чтобы прославилось имя твое, Господи
Боже наш. Услышь, Господи, молитвы наши, как услышал
молитвы Илии, бежавшего в горы от нечестивой Иезавели,подобно
ему и мы бежали от нечестивых царей и спаслись
от а мирских желаний на этой горе. Ныне неустанно славим
лишь тебя за неизреченные блага твои, о
коих ты нам возвещаешь.
Услышь, Господи, молитвы рабов твоих, уповающих на
тебя, как услышал молитвы Даниила и Сусанну.
Ты спас Даниила иа львиного рва, а Сусанну
— от рук жестоких старцев и предал муг чительной
смерти поднявшихся на [тебя]. Господи Боже наш,
и ныне спаси и укрепи нас, дабы победить [нам] врага
во имя любви к тебе, Господу нашему. Услышь, Господи,
молитвы наши, как услышал глас
молитвы Исайи и Езекии, уповавших на тебя и со слезами
моливших о помощи [в борьбе] с врагами; ты погубил
возгордившихся и поднявшихся против тебя. Ныне
укрепи нас, дабы победить нам врага, и
поддержки десницею своею, чтобы никто из нас не отступил
и не лишился обещанных благ твоих, Господи Боже наш.
Услышь, Господи, молитву нашу, как услышал [молитву]
трех отроков в печи огненной, которые отвергли
слово-царя и сберегли твое слово и тебя, Бога отцов
наших, благословили. Дай, Господи, и нам, уповающим
на тебя, силы выйти невредимыми из огня испытаний,
которым сжигают нас, чтобы быть достойными
прославлять всесвятую Троицу твою, ныне и присно и
во веки веков. Аминь».
Тиран же дивился молитве блаженных. Вновь они обратились
к насильнику: «Разреши нам вознести молитву Господу
Богу нашему и затем исполняй волю свою».
И блаженные единодушно стали взывать: «Мы тебе
принадлежим, Господи. На тебя уповаем и тебе бьем поклоны.
Дай нам,. Господи, совершить наш тяжкий путь по желанию
твоему. Сподобь нас умереть за имя твое великое и получить
вознаграждение с угодниками твоими, принявшими добровольную
смерть за тебя,. Бога; через них прославилось имя твое.
Они удостоились царствия и венца во славе твоей, наслаждаются
неизреченной и непреходящей жизнью, [дарованной им
тобой], не виданной и не слыханной никем, которую ты
уготавливаешь для избранников своих. Спешим и мы, Господи,
покинуть тело и причислиться к воинству мучеников твоих,
просветивших нас Божественным светом твоим и ведущих
нас в верхний Иерусалим, куда ты собираешь всех святых
и любимцев своих, ибо тебе подобает слава, и тебе мы
воздаем хвалу и славу ныне и во веки веков».
По совершении молитвы они предстали перед тираном и
сказали: «Теперь исполняй приказ твоего царя
и советчика вашего, сатаны».
Тиран изумился и рассердился смелости блаженных, приказал
воинам связать их и истязать дубинками. Он повелел
[также] принести факел и приблизить к их телу, говоря:
«Огнем сожгу вас и исполню приказ моего царя,
если вы не пожелаете отправиться со мной и принять
почести от царя».
Неверный думал устрашить блаженных. Но видел, что они
еще более смелели от пыток, ни во что не ставили истязания,
а, прославляя Бога, пели псалмы и говорили: «Благоволи,
Господи, избавить меня; «Господи! поспеши на
помощь мне» и следующие за этим [псалмы]: «Господи,
в беде мы вспомнили тебя, и щедрая милость твоя утешает
нас». Так говорили блаженный Сукиас и братья
и мужественно переносили страдания. Вновь прогневался
тиран на прославление Бога и, поскольку они не обращали
внимания на мучения, приказал засунуть им в рот кляп,
дабы не быть Богу прославляемым святыми. Тогда св.
Кодратос начал [петь] псалмом: «Как лань желает
к потокам воды, так желают души наши к тебе, Боже».
Тиран спросил: «Что это за лани, жаждущие источников,
как вы [Бога]?».
Ответил Кодратос: «Как они, раненные охотниками,
освежают себя водой, так и мы, избежавши тенет сатаны,
жаждем воды, текущей в жизни вечной. Жаждая постоянно
Бога нашего великого и живого, мы спешим покинуть тело
и достигнуть вожделенного Христа нашего, к которому
мы стремимся».
Тогда [тиран] приказал освободить их от жестоких и
горьких мучений и задумал вместе с советчиком своим
сатаной погубить блаженных мучеников.
Узнав, что настал час, святые стали на коленях молиться
и говорили: «Господи Боже, силой своей ты удостоил
нас пройти путь наш в чистоте во славу
всесвятой Троицы. Услышь, Господи, молитвы наши и укрепи
нас [св.] Духом своим в час смерти, содержи нас в бесстрашии
перед дьявольским обманом и гневом тирана. Сподобь
нас всех умереть в истинном исповедании, принять венец
и наслаждаться вечной жизнью. Услышь, Господи, молитву
нашу и смилуйся над страной Арменией, чтобы обратилась
она к поклонению и прославлению Троицы, ибо тебе принадлежат
все создания и тебе подобает поклонение и слава их,
Господи Боже наш. Услышь, Господи, молитву рабов твоих,
уповающих на тебя,— пусть
земля, на которую прольется кровь мученичества
нашего, станет целебной для всех хворых и пусть [из
этой] земли бьют источники для исцеления
больных; и, если кто придет во имя наше с верой, а
также [томимый] болезнью или мучимый лихорадкой, одержимый
ли бесом этих нечестивцев или страдающих многими недугами,
и станет молить тебя, Господи Боже наш, на месте нашего
заклания, услышь их, и смилуйся над ними, и спаси от
всех •бед, исцели от всех напастей души и тела,
ибо ты всемогущ и тебе подобает слава во веки веков,
Аминь», Тогда глас был к ним с небес: «О
чем однажды попросили вы, даю вам — да будет
место» мученичества вашего источником целебных
вод и земля эта целебной от многих недугов. Вам же,
возлюбленные мои, за многие труды, достигнутые через
великие лишения, [дарую] покой и радость, ныне и присно».
Святые, укрепившись небесной силой, перекрестились
и пошли к тирану на смерть. Те изрубили их своими мечами.
И они испустили дух на руках ангелов в добром исповедании
Отцу и Сыну и Духу св., день же был 17-й месяца навасард.
Вот имена блаженных: св. Сукиас, Лункианос, Полоктэс,
Кодра-тос, Идиксикирос, Мемнас, Фокас, Сергис, Дуетиос,
Андраниос, Зосимос, Бектос, Талкеса, Иорданэс, Анастас,
Теодорос, Акопос, Феодосиос. Так блаженные оставались
на горе Сукавет 44 года,, питаясь не хлебом, а силой
и милостью Господа их. Так восприняли они мученическую
смерть и получили от Бога Христа венец победы.
А на следующий день военачальник пустился в
путь в свою страну и поведал царю о смерти святых.