Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ
Муж сей, будучи племянником великого вардапета Шмавона
« [отпрыском] княжеской семьи и знатного рода,
по смерти дяди своего занял престол прославленного
Татевокого монастыря. Во дни его [архиепископства]
некий инок, движимый сатаной, возгорелся низменной
страстью к какой-то девушке. [Святые] братья много
раз предостерегали его, но он не внял их [советам],
а, спо-спешествуемый лукавым, попал в великую беду.
Ибо, забрав девушку, он отправился в деревню с иноплеменным
[населением] и, войдя в дом судьи, принял мусульманство.
Однако благородный владыка Степанос, владея множеством
иноплеменных слуг, вскочил на коня и отправился с ними
в ту деревню. Силой вытащив инока и девушку, он привел
их [обратно], водворил инока на место, а девушку определил
в монастырь, вручив монахиням. Этим он удостоил их
обоих покаяния.
Между тем по прошествии нескольких лет, в годы правления
падишаха Ягуба, в Тавризе нашлись неверные, пожелавшие
отомстить [ему]. Они донесли на него и оклеветали его
перед правителем того края Софи-Халилом, атабеком и
воспитателем детей падишаха. Послав [марочного], он
коварно вызвал епископа к себе, якобы [желая] оказанием
этой чести выразить свою любовь к нему. Не подозревая
ни о чем, тот отправился к [Софи-Халилу] в сопровождении
своего племянника епископа и двоюродного брата инока.
Колда их ввели к правителю, тот встал и пошел ему навстречу
взяв за руку, он повел его и хотел посадить на свое
место. Однако святой отстранился, сказав:
— Ради Бога, не смущай меня, ибо я недостоин
сидеть на твоей подушке. А тот говорит:
— Я хочу посадить тебя на мою подушку, дабы ты
знал, как велика моя любовь к тебе.
Но епископ не послушался его и сел с правой стороны,
как привык делать это прежде. И вот говорит правитель:
— Во имя любви к тебе я поклялся сделать тебя
своим наместником, передать всю власть во владениях
моих, назначить тебя управляющим моим домом и семьей:
ты будешь распоряжаться моей казной и моими владениями,
двадцать два сына моих и я с нашими всадниками будем
'покорны тебе. Твое слово будет для нас законом. И
дочь свою дам тебе в жены. Ты станешь моим зятем и
будешь превыше всех князей при дворе падишаха. Все
это и еще больше сделаю я для тебя, если ты последуешь
моему совету и примешь нашу веру.
— Что это за новости?—спросил епископ Степанос.—Может
быть, ты слышал об этом из уст моих илм кто передал
тебе?
— Нет, я сам повелеваю тебе исполнить то, о чем
оказал, ответил он.
— Достаточно. Не говори со мной об этом,—
сказал епископ.
А правитель продолжал:
— Пусть я оставлю двенадцать жен, если возможно
что-нибудь изменить,— либо ты согласишься со
мной, либо умрешь в тяжелых муках.
Он приказал положить перед ним дорогие златотканые
убранства, а также орудия пытки и говорит ему:
— Выбирай что хочешь.
— Я готов к смерти во имя Христа,—отвечает
епископ.
Тогда правитель приказал бросить его с напарниками
в темницу и в течение восьми дней не давать им ни пищи,
ни воды. По истечении [срока] он повелел привести их
к нему на допрос. Святой бесстрашно отвечал, признавая
Христа своим Богом. [Софи-Халил] вновь заключил их
в темницу на двенадцать дней, оставив без пищи и воды.
Святые же радостно переносили лишения и не переставали
прославлять Бога. Вновь приказал он привести их к себе
и, учинив допрос, понял, что они непоколебимы в Христовой
вере.
И вот повелел он вскипятить полный котел воды, а напротив
него развести большой костер. Затем повелел связать
недавно рукоположенного епископа, племянника владыки
Степаноса, как это было принято у персов. [Они связали
ему] ноги и руки и, накинув на шею веревку, которой
были связаны ноги, стянули его в комок и бросили в
котел с кипящей водой. А инока, который был двоюродным
братом владыки Степаноса, также связали, и, вдев вдоль
позвоночника через руки и ноги длинный шест, двое мужчин
[подняли] его и так держали над огнем. Таким образом
на глазах владыки Степаноса сварили епископа и сожгли
инока, ставших священной приемлемой жертвой всесожжением,
подобно жертве Авеля, Ноя и Авраама, и благоухающим
фимиамом Господа Бога, и благовоние их почувствовал
Господь Бог. Так они почили во Христе.
Владыку Степаноса вновь бросили в темницу и через два-три
дня дали для поддержания жизни хлеб и воду. Между тем
родные святых мучеников, заплатив огромный выкуп, получили
их тела и понесли похоронили в прославленном Татевском
монастыре. Также для [вызволеяия] епископа они осыпали
двор падишаха драгоценностями [стоимостью] более 2000
золотых деканов. Однако падишах не смог освободить
его из рук Софип Халила, ибо тот говорил: «Я
дал клятву и не могу из-за какого-то чернеца изменить
своему честному слову и оставить своих жен —
матерей моих детей».
Через год, выведя епископа из тюрьмы, [он] повел его
к себе и стал] допрашивать, [прибегая то] к ласковым
словам, [то] к угрозам. Епископ же силой Духа, который
обитал в нем, бесстрашно восславлял Бога Христа. Разгневавшись,
правитель приказал принести щипцы для выдергивания
зубов и вырвать тридцать два зуба его, затем велел
молотком прибить зубы вокруг его головы наподобие венка.
И [вновь] его бросили в темницу. Он оставался в темнице
до тех пор, пока не зажили раны его на голове от прибитых
зубов. И снова вызвал он к себе на доброе, и вновь
святой признал свою веру. Тогда он приказал принести
клещи и отделить мясо от костей на его теле в шестидесяти
местах. В таком истерзанном виде унесли его и броюили
в темницу. Он оставался там до тех пор, пока не зажили
все раны. И вновь повели его на суд и учинили допрос.
Однако он еще тверже пребывал в вере Бога Христа и
говорил правителю: «Как наковальню не беспокоят
[удары] кузнецов, так и меня не тревожат [ваши] пытки.
Делай что хочешь».
И вот проклятый, рассвирепев, приказал развести костер
и, связав, как инока, они держали его над огнем, [и
пламя] пожирало его кости. Но силой Христа он все еще
жил. Так с сожженымм конечностями унесли его и бросили
в темиицу. Он опять оставался в тюрьме, пока не зажили
все ожоги на его теле. Но тело его настолько было изуродовано
от различных истязаний, что взгляд человеческий не
мог вынести такой картины.
Так он подвергался пыткам и оставался в оковах в тюрьме
полных пять лет, испытывая голод и жажду и претерпевая
столькие мучения. [Наконец] правитель вызвал его к
себе и сказал ласково:
— Мы утомились и удручились, истязая тебя и видя
немилосердное сожжение твоего тела. Почему ты сам не
сжалишься над ообой? Окажи нам что-нибудь и, освободившись
от нас, иди к себе домой и исповедуй веру свою.
— Это не случится, пока я дышу,—сказал
святой. Изумился Софи-Халил, диву дался и говорит:
— Неужто он тверд как скала?
И, позвав своего муллу, он сказал ему
— Иди, данишман, поведай нам из писаний об изощренных
мучениях, изобретенных первыми царями.
Мулла приказал побрить святому голову и помазать медом.
Принесли «нетаклоров», то есть черных жуков,
и в семи местах приложили их к его голове. Затем обложили
его голову скорлупой эт ореха и закрепили. Каждый из
жуков просверлив череп, проник внутрь. От этого святой
страшно ослаб, ибо пытка сия была наиболее тяжелой
и жестокой. Наконец., он потерял сознание и упал на
землю, не проявляя признаков жизни. И многие подумали,
что он умер.
Однако через некоторое время о« пришел в сознание
и ожил. И вот сестра святого побежала к матери падишаха,
с горькими стенаниями и мольбой пала ей в ноги и говорит:
— Невиновен брат мой, почему же он истязает его
всевозможными пытками, как виновного? Если он опасен
и провинился, прошу тебя, прикажи во имя жизни и благоденствия
падишаха поскорее убить его, чтрбы он избавился от
невыносимых мучений.
С негодованием послала Бакум управляющего домом своим
к Софи-Халилу оказать: «Сколько проклятий нарекаешь
на нас и сыновей наших и [какое] утешение [может быть]
для нашей веры [от его] истязаний! Отпусти невиновного
мужа. Какая польза проливать его кровь?».
— Не могу отпустить из-за данной мной клятвы.
Ты пришли [людей] и силой вырви его из рук моих, дабы
не стать мне клятвопреступником,—отвечал он.
Она так и сделала, освободила святого из их рук и отослала
в монастырь. Однако он сильно опечалился и осуждал
сестру свою, помешавшую ему сподобиться мученической
смерти.
По истечении года он отправился в желанный Иерусалим
и поклонился священным местам. Затем возвратился на
свой престол в Татев. Проведя-остаток жизни в благочестии
и добродетельных трудах, он переселился в страну живых,
в верхний Иерусалим, и был причислен к сонму мучеников
и первосвященников.
Это случилось в 932 г. [1483] нашего летосчисления
во славу Бога нашего Христа.