Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ
Блаженный царь Трдат был великим ревнителем твердой
веры и доброй нравственности, в особенности тех, которые
жили в отдаленных частях государства.Поэтому правители
северо-восточных частей, управлявшие отдаленным городом,
называемым Пайтакараном (1), пришедши, сказали царю:
-«Если желаешь вести эти страны к вере, пошли
туда епископа из рода св. Григория (Просветителя),
ибо они сильно того желают. И мы уверены, что они убоятся
прославленного имени блаженного Григория и чада его
и будут выполнять все его предписания».
Блаженный Трдат, согласившись, посылает туда епископом
отрока Григориса, старшего сына св. Вртанеса, названного
по имени св. Григория, деда своего, добродетелью равного
и подобного его в жизни. Хотя, св. Трдат, видя молодость
его, считал неправильным такое назначание, ибо св.
Григорису было всего пятнадцать лет, но с другой стороны,
видя величие души его и припоминая воцарение двенадцатилетнего
Соломона над Израилем, смело отправляет его в Албанию
(2). С самых детских лет своих блаженный отрок Григорис,
еще в пору образования и воспитания своего при дворе
св. Трдата, сильно стремясь к отеческому духовному
наследию, упражнял себя чтением божественных книг,
постом и молитвою укрощал чувственность тела своего,
просвещал душу свою любовью ко Христу, и не женившись
по обычаю мира, вскоре получил достоинство высоты деда
своего, великого Григория, ибо принял престол епископа
Албании и высокий венец мученичества. Пятнадцати лет
рукоположенный в епископы, отрок Григорис просвещал
страну и явил собой добрый пример, идя по следам добродетельных
предков своих. Он был весьма целомудр, а в стогости
жизни был равен царю Трдату, который был известен своим
великим подвижническим нравом смиренного отшельника.
В стране Албанской св. Григорис утверждал христианскую
веру, строил и восстанавливал церкви по городам и селам,
рукополагал иереев, увещевал их служить святым и чтить
их память, ревностно возгарался к апостольской истине.
Своим строгим, смиренным, ревностным и нестерпимо трудным
аскетическим образом жизни, блаженный отрок изумлял
всех. Его помнили как великого постника, проводящего
все дни многотрудной жизни своей в бесконечных бдениях
и горячих молитвах к Господу Богу за весь мир человеческий.
Милостью Божьей он неотступно совершал евангельский
подвиг и осуществлял надзорнад Святою Церковью, старательно
увещевал и поощрял всех творить добро; ночью и днем,
постом и молитвами, усиленными молениями и совершенной
верой он внушал духовное усердие ближним и дальним.
Как храбрый воитель, блаженный отрок всегда упражнял
себя и держал в готовности ко всяким испытаниям и горестям,
дабы со всею смелостью дать отпор и вступить в борьбу
за истинную веру Христову. Исполняя повеление воплощенного
Сына Божьего, странствовал среди язычников, крестя
их во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф. 28; 19).
Учил их хранить все заповеди Господни и, отправляя
их в разные области для проповеди, учил не брать с
собой ни золота, ни серебра, ни меди, ни мешка и посоха
(ср. Мф. 10; 1-15). Сам, избегая всего этого, блаженный
Григорис взял с собой прекрасный и превосходный запас
– частичку от крови великого первосвященника
и мученика Захарии, отца св. Иоанна Крестителя, и мощи
св. великомученника Пантелеимона38, который мученически
исповедовал истинную веру Христову. Он увез мощи святых
мучеников в великий город Албанского владычества Цри,
построил маленькую церковь, и положил в ней с большой
осторожностью и благоговением частичку крови св. Захарии
и мощи св. Пантелеимона, а также оставил там одного
иерея для служения и соблюдения святых мощей мучеников
Христовых.
Приведя в порядок и восстановив все церкви, находящиеся
в той стране, св. Григорис прибыл в стан Аршакидского
царя маскутов(3), имя которого было Санесан, ибо и
их цари и армянские цари были одного и того же происхождения
и рода, они были Аршакуни. И пошел св. Григорис и представился
маскутскому царю, повелителю многочисленных войск,
встал пред ними и начал проповедовать Христово Евангелие,
рассказывая им о единной творческой силе неизреченной
Пресвятой Троицы и о воплощении Сына Божия, творении
Им многих и разнообразных чудес на земле, о Его Распятии,
смерти, Воскресении на третий день, Вознесении тем
же телом на небо, и также явлении Его для Суда над
мертвыми и живыми во Втором Пришествии Своем. С радостью
принимали все и веровали Евангельскому слову. Однако,
спустя время, когда они стали разбираться в Христовых
законах и узнали от святого, что Богу ненавистны грабежи,
хищничество, убийство, жадность, присвоение чужого,
чужеядство, страсть к чужому имуществу, когда они сообразили
это, то обозлились на его слова и сказали:
-«Если мы не будем похищать, если не будем грабить,
если не будем отнимать чужого имущества, то как же
можем мы прокормиться с таким множеством войска? Это
лукавство армянского царя, чтобы препятствовать нам
опустошать Армению. Чем же жить нам если мы не станем
грабить?».
И хотя долгими увещеваниями старался святой благорасположить
их, они его не слушали, а говорили друг другу:
-«Он явился, дабы такими речами лишить нас мужества,
запретить нам добычу, которой мы живем. Если мы послушаем
его и обратимся в христианскую веру, то чем нам жить,
если по исконному нашему обычаю не садиться на коней?
Это делается по наущению армянского царя. Это он послал
его к нам, дабы этим учением пресечь наши грабительские
набеги на его страну. Давайте изымем его и совершим
набег на Армению и наполним страну нашу добычей».
И царь Санесан изменил свою мысль и внял словам своего
войска. Тогда они поймали дикого коня, привязали юного
Григориса к хвосту его и пустили по полю вдоль берега
великого северного моря, за пределами своего лагеря,
по полю Ватнеан (4), и таким образом они погубили добродетельного
проповедника Христова, блаженного Григориса.
Подняв честное тело святого мученика, диаконы его,
привезли в село Амарас в области Габанда (5), и там
похоронили его около той церкви, которую построил дед
Григориса, первый Григорий, великий первосвященник
Армянской страны. Сами же диаконы бегством бросились
в Армению, ибо Санесан с бесчисленным множеством войск
пошел войною на Армению. Но благодеяние Божие дало
силу вельможам армянским, дабы требовать мести за смерть
св. Григориса. Все многочисленное войско варваров-
язычников было разбито до того, что не осталось даже
вестника, который бы привез весть о печальном происшествии
в страну массагетов, ибо все они были умерщвленны.
Впоследствии, каждый год народы Армении и Албании собирались
в селе Амарас, где почивали честные мощи блаженного
отрока Григориса и торжественно праздновали память
его великих подвигов, подъятых им во славу Пресвятой
Троицы!
Ссылки:
1-Пайтакаран – главный город провинции того же
имени в Албании Кавказской, на то время зависящей от
Великой Армении.
2- Албания Кавказская – страна, лежавшая к северо-востоку
от Великой Армении, простиралась от
левобережья реки Куры до Кавказского хребта и Каспийского
моря (ныне территория Азербайджана).
Албания была известна своим многоплеменным этническим
составом.
3- Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского
моря, принадлежали к скифскому племени. По
Географии VII в. Анании Ширакаци, их местопребывание
значится у западных берегов Каспийского
моря, до города Дербента.
4- Поле Ватнеан - находилось в долине низовьев рек Аракса и Куры, вблизи берега Каспийского моря.
5- Нынешний Нагорный Карабах.