Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ

Житие и мученичество святого священномученика Даниила Чудотворца, хорепископа Таронского

Ко времени царствования царя Тирана Аршакуни, в Армении жил святой старец, хорепископ (1) Даниил. Был он человеком весьма дивным и великим. Старец Даниил был учеником великого Григория Просветителя, а также блюстителем и главой церквей Таронской области (2), составлявшей собственное владение великого Григория, и верховным блюстителем правосудия в той стране. Эти должности он имел особо, вообще же он был блюстителем, начальником, надзирателем и попечителем всех церквей Великой Армении повсеместно.
Св. Даниил был славным проповедником слова Божьего в пределах Великой Армении. Известно также, что блаженный Даниил проповедовал даже в Персии, где многих людей вывел из заблуждения. По происхождению же был он сирийцем, и возглавлял, как уже говорилось, кафедру великой и первой церкви в Тароне, матери всех церквей Армении, то есть кафедру главную и наиболее почитаемую, ибо там впервые была построена святая церковь и воздвигнут алтарь во имя Господа. И вот это место, по установленному архиепископами и царями канону, почиталось как первостепенное, подобно тому, как в гаваре Даранахи почитается Торданская церковь, ибо там находятся могилы первых архиепископов армянских, и это, то место, где произошло окончательное уверование св. царя Трдата. Поэтому народ пожелал почтить те места, где были погребены первые отцы-архиепископы. Вообще, в стране Армянской весьма любили чтить своего праведного царя Трдата, первого архиепископа своего великого Григория Аршакуни, равно как и блаженных мучениц Христовых: св. Гаианию, св. Рипсимию и многих других, просиявших верою и любовью к Создателю своему. Эти места были поручены св. Даниилу вместе с гаварами, в которых они находились, и святой старец был предан этой главной церкви, власти епископского престола и утверждению заветов Кафолической Церкви. Св. Даниил был рукоположен в сан хорепископа великим Григорием тогда, когда тот разрушил алтари капищь языческих, в местности по названию Аштишат, где и впервые положил основание святой церкви.
Дивный старец Даниил творил великие знамения и чудеса именем Господа нашего Иисуса Христа. Не снимая сандалий, он ходил по поверхности речной воды, и при этом ноги его не намокали. В зимнюю стужу, когда снег на горах лежал глубокими сугробами, и ему приходилось переходить эти горы, то проходя чрез такие горные места, снег пред ним внезапно начинал таять так, что даже виднелась черная земля. И если святому необходимо было идти куда-нибудь в отдаленное место, он без труда, скользя,подобно искре, передвигался в пространстве, молниеносно появляясь там, куда намеревался идти. Старец Даниил был известен как великий целитель, ибо исцелял больных и всякого рода немощных и увечных, и более того, молитвы святого старца воскрешали мертвых. Много и иных чудес было сотворенно св. Даниилом, которых и пером то невозможно описать, и поэтому применительны к блаженному старцу слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истино, истино говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14; 12).
 Жил св. Даниил в горах, в безлюдном месте, но людям всегда и во всем помогал. Носил он только одну кожанню фелонь и сандалии, питался овощами и кореньями. Несмотря на свою старость, святой при передвижении даже не употреблял посоха. Бог слушал молитву старца, и все чего ни просил он у Бога, получал, и если о чем пророчествовал, все то исполнялось. И когда св. Даниил приходил из пустынных мест в населенные места для надзора по делам Господним, то останавливался для жительства в главных церквах. Он часто приходил к тому роднику под высоким холмом капища Геракла, который находился напротив большой горы по названию Цул, ниже места капища на расстоянии одного броска камня, в маленьком ущелье, в ясеневой рощице, называемой Хацеац-драхт («Хлебный садик»). Это тот родник, где встарину великий Григорий совершил крещение многочисленного войска армянского. Тут была келейка, вырытая в земле, в которой жил святой Даниил, отсюда он и ходил осуществлять свой надзор.
Как-то раз, великие нахарары, съехавшись в одно место, устроили собрание, держали совет и уговорили царя Тирана вызвать старца Даниила к себе в стан, и назначить его главою и руководителем над ними, и посадить его на архиепископский престол в то время уже пустующий. И вот, к нему послали князя Зомна из рода Сааруни, Артавана, князя Ванандского, князя Карена из рода Аматуни и князя Вараза из рода Димаксян. Эти нахарары прибыв, нашли старца в гаваре Екехиац, в церкви селения Тил, где св. Даниил служил Литургию. По окончании Литургии святого старца взяли и привезли в деревню Бараэдж, в провинции Ахцник66, к царю Тирану. И как только, великий старец, хорепископ Дании, увидел царя и нахараров его, то сразу же, не давая им сказать ни единного слова, начал укорять их и обличать в грехах. Выйдя вперед, он
сказал им:
-«Почему вы забыли Бога, создавшего вас; милосердие, оказанное Им вам, знамения и чудеса, совершенные при ваших отцах и в ваши дни, и почему вы вернулись к заблуждениям идолопоклонства ваших предков: к ненависти, к жадности, к стяжательству, к немилосердию в отношении бедных, к блуду, вероломству, к взаимным притеснениям и к убийствам. Вы ниспроверглись и пали, сбились с праведного пути; вы
оставили Своего милостивого Бога, Который создал вас из ничего и укрепил, и в заблуждении своем вы не стали больше Его признавать. В то время, когда вы вели себя к гибели, Он пришел, дабы спасти вас; хотя Сам Он был Единородным Сыном Бога, но пришел, дабы привести к Отцу Свому творения Его. Хотя Его не послушались и даже замучили до смерти, но Он стерпел, и могущества Своего ни от кого не скрыл, дабы стать источником Жизни для всех. Он избрал тех, кого нашел достойным и подготовленным к восприятию Его Воскресения, обучил их и послал проповедывать, дабы позвать вас к свету спасения. Но вы и тут, взамен Его благодеяний, ответили Ему неблагодарностью. Прежде всего, вы убили вашего проповедника, который был послан квам, того, который, придя к вам, звал вас в царствие Господа нашего Иисуса Христа, к благодати спасения. Вы, в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы - евреев, ибо они по своему безумию убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям, уподобившихся им за такое же дело. После этих событий пришли многие святые мученики за Бога, сподвижники тех же апостолов. Они подверглись жестоким мучениям, вплоть до смерти, лишь бы показать вам истину, дабы чрез них вы могли образумиться и познать Сына Божьего. Но вы и в отношении их полностью проявили свою злую волю, совершили привычное вам убийство. И все же, чрез кровь Его, как я сказал, и чрез разные знамения Он вразумлял вас и не подверг вас смерти в Своем великом милосердии. Он приблизил вас к Себе, приобщил к числу принявших Его учение, как домочадцев Своих, и обратил в истинную веру ради возлюбленного Сына Своего. После этого Он простил вам все ваши прегрешения и Своих возлюбленных дал вам в учителя. Но вы из всего этого ничего не вынесли, ничего не удержали в памяти своей, ничему не научились, не восприняли сердцем, а подобно еврейскому народу отступились, подобно ему стали и вы поступать. Ибо вы должны были помнить благодеяния Господа вашего Христа, Который не припомнил вам грехов отцов ваших и нечестивых деяний ваших. Не следовало забывать вам трудов святых отцов ваших - наставников и учителей, которые всегда радели о спасении ваших душ. Вы должны были сострадать тем, кто, поучая вас слову Божьему, духовно претерпел родовые муки и переродил вас, и когда вы опять вернулись к своим злым делам, они своими молениями вновь возродили вас и добились того, что запечатлели в вас образ Христов, дабы вы могли удостоиться войти в Царствие Небесное. Надлежало и вам пещись об их сынах и
учениках, которые по божественному рождению были преемниками их в проповеди слова Божьего среди вас, были вашими руководителями и блюстителями в Господе, не говоря уже о том, что и телом они родились от них и духовными деяниями своими не уступали своим отцам.
Но вы оставили Бога, вернулись опять к прежним вашим злым деяниям и переполнили меру грехов отцов ваших. Как они замучили до смерти святых отцов, не желая внимать их полезным и спасительным наставлениям, так и вы убили их сыновей и преемников, их сподвижников и им подобных, за то, что они не потворствовали вашим греховным делам, как убили святого Юсика, архиепископа, преемника и местоблюстителя престола апостола Фаддея и преподобного Григория. Вы следуете нравам и примеру евреев, их склонности к убийствам и гонениям, подобно тому, как они по невежеству своему перебили своих апостолов и пророков, так точно поступили и вы.
Так вот за эту вашу ложь и мерзость, Господь отнимет у вас царство, отнимет у вас и священство. Вы разбредетесь и рассеетесь, и распадется ваша страна, как у израильтян. Вы останетесь без хозяина и без призора, никто вас не будет жалеть. Вы будете как овцы, лишившиеся пастыря. Подобно стаду, вы будете преданны в руки зверей, лишитесь вы вашей славы, попадете в плен, в руки иноземных врагов, подпадете под иго
их рабства и от этого рабского ига никогда не избавитесь, и всегда на вашей шее будет лежать это жестокое иго рабства, ибо зачахнете вы и истощитесь в чаяниях своих. Как Израиль был разодран на куски и больше не был объединен, так же и вы рассеетесь и погибнете, и другие будут пользоваться плодами ваших трудов, другие будут потреблять ваше добро, и не будет никого, кто бы спас вас, и не смилостивится Бог над вами, не посмотрит на вас и не спасет более вас.
Но зачем вы позвали меня, дабы я пришел к вам, то разве для того, дабы услышать все это от меня? Если б я и не сказал вам всего этого, все равно все это должно былослучиться с вами, ибо вы убили праведного и великого Юсика, добродетельного вашего руководителя, происходившего из дома и рода Григория. Да! Все это с вами должно случиться, ибо Господь так мне сказал. А то, что вы теперь призвали меня к себе и сказали: «иди и будь над нами главою и руководителем», так как же я могу быть руководителем тех людей, которые не следуют за Господом, или как я могу быть главой народа, от которого Господь отвернулся? Как я могу воздеть руки кверху и молиться за людей, руки которых обагрены кровью святых людей Божьих? Или как я могу возносить молитвы и мольбы за людей, которые обратились к Господу спиною, а не лицом? Или как я могу заступиться за тех, кто упорствует? Как могу я выступить пред Богом со словом примирения за тех, кто бежал от Него и не хочет возвращаться, за тех, которых сам Бог обрек на бедствия, за то, что вы сказали, что «Бог не видит!»».
Все это сказал старец Даниил, хорепископ, в присутствии царя Тирана, князей, начальников и многочисленного войска. И пока он говорил все это, изумленный царь, молча слушал. И когда он выслушал святого, весьма обозлился, воспылал неукротимым гневом и приказал немедленно задушить старца. Слуги, услышав это, немедленно исполнили его приказание. Великие нахарары много старались уговорить царя, дабы он
не приводил в исполнение этой злодейской мысли, однако, царь так был обозлен, так был взбешен, что слушать их и не хотел. И, накинув на шею старца Даниила веревку, задушили его. Так скончался святой и великий отец наш Даниил. И многие люди, близко знавшие его, взяли честное тело его и хотели почтить их, как останки святых мучеников Христовых. Однако, сам св. Даниил явился своему любимому ученику Епифанию (3), мужу святому, и объявил, чтобы останкам его не оказывали почестей, как останкам мучеников, а чтобы отнесли их и погребли в земле, там, где он указал. И он сказал емутак:
-«Если тело Господне было погребено в могиле два дня, до третьего дня, когда Он и воскрес, дабы возвратиться к Отцу Своему, то не тем ли более нужно, чтобы наши земные тела были преданы земле».
После чего, святое тело блаженного отца взяли любимые и святые ученики его, из которых главный, по имени Шалита (4), был назначен им учителем Кордукской области(5), а второй, св. Епифаний, тоже им был назначен учителем в Ахцнике и в Великой Софене, и с ними были также священнослужители стана. Они взяли честное тело св. Даниила и отвезли в область Тарон, где была расположенна матерь церквей армянских, и похоронили там, где находилась келейка, в которой он жил, возле того родника, где Григорий окрестил многочисленное войско, в местности, называемое Хацеац-драхт(6). Тут предали земле честное тело старца Даниила, как ранее об этом он и сказал им в видении, и возвратились каждый в свою келью, славя за все Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

Ссылки:
1- Хорепископ - в восточных церквах хорепископами назывались епископы сел и гаваров. До середины IV в. хорепископов было довольно много, и они обладали полным статусом епископа. В дальнейшем их права постепенно урезываются и в конце концов они полностью подчиняются городским епископам. Институт хорепископов к VI в. уже был упразднен.

2- Тарон – область в провинции Туруберан, что в Великой Армении. Тарон - третий гавар Туруберана, занимал плодородную долину реки Мел (ныне Карасу, Турция). До IX в. был вотчиной дома Мамиконянов, после чего становится наследственным владением таронской ветви дома Багратуни.

3- Св. Епифаний, игумен, родом грек, знаменитый армянский подвижник и целитель середины IV века. Почитание св. Епифания сохранилось только в среде Армянской Церкви, ввиду чего имя его не значится в календарях других  церквей.

 4-Св. Шалита, родом сириец, известный армянский подвижник и целитель середины IV века. Почитание сего святого так же, как и почитание св. Епифания, сохранилось только в среде Армянской Церкви, ввиду чего имя его не значится в календарях других  церквей.

5-Кордук – область в провинции Корчайк, в Великой Армении.

 6- Хацеац-драхт - роща, находившаяся в Таронском округе, Туруберанской провинции, не далеко от языческого храма Вахагна в Аштишате. Имя это образовалось из слов: Хаци, - «ясень» и дерахт, - «сад» (от пеpcидcкогo дерахт – «дерево»); дерахт означает вообще «сад, насажденный деревьями», на этом основании и Рай называется по-армянски «дерахт».