Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

К. А.: Насколько я знаю, Вы проповедуете и на радио, и в церкви...

о. Месроп Арамян: В течение шести лет я провел в «живом» эфире около семисот авторских передач с общей продолжительностью более 2 000 часов. Я также являюсь редактором ежедневной духовной программы «Гандзасар», которая выходит на армянском и русском языках. Ряд моих программ имеет свои телевизионные версии. Вообще, передачи у нас достаточно разнообразные и по темам, и по участникам - мы приглашаем очень много гостей. Некоторые приходят без приглашения - в первый же день после нашего открытия на пороге появились сектанты с деньгами, но быстро поняли, что явились не по адресу.
Все передачи готовятся заранее - надо просмотреть огромное количество не только религиозной, но и научной, философской литературы. Необходимо много читать, быть в курсе того, что творится в мире. Иначе проповедь будет скучной, не соответствующей духу времени, в котором мы живем. И слушатели не почувствуют, что христианство - универсальная религия, которая имеет ответы на все вопросы. Проповедь священника должна иметь много граней. Нужно брать за образец слова великих Отцов Церкви, у которых сила духа сочетается с философией, наукой, искусством.

Иногда текст читает диктор. В этом случае я просто готовлю материал вместе с нашими редакторами. В других случаях сам читаю свои тексты. Например, 15-минутные передачи «Катехизис православной веры». Есть много интересных про грамм для детей. Много передач о мировоззренческих проблемах. В этих передачах мы пытаемся ответить на вопросы, которые человек задает себе в современном мире. Христианство должно отвечать на все эти вопросы. Мы говорим и о тех учениях, которые противопоставляются христианству, являются ложными имитациями или безнравственной альтернативой духовности. Например, «научный» атеизм, современный духовный синкретизм, секуляризм и т.п.

Кроме выступлений на радио, я проповедую в разных церквях. Но в основном здесь, в Ереване, в церкви Св. Иоанна Предтечи на улице Прошяна. Проповедь имеет место во время каждой литургии. Часто не спишь ночами, потому что до утра должен читать, должен просмотреть соответствующие места в Библии, комментарии Свв. Отцов и Т.д. Важно проповедовать то, что проповедует Церковь, а не рассказывать историю своей жизни. Я ведь носитель определенной традиции и должен передать ее дух. Сразу чувствуется, готов ты или нет. И когда ты недостаточно готов - это признак не только неуважительного отношения к слушающим, но в первую очередь к священной традиции. Даже если уже знаешь предмет, ты все равно должен читать, трудиться.

К. А.: Армянская Апостольская Церковь - это одна из Церквей, хранящих апостольское предание, наряду с Католической и Православными. Она никогда не опиралась на имперскую государственность, наоборот - часто существовала под иноверной и иноконфессиональной властью. И Католическая, и Православная Церкви всегда позиционировали себя в качестве исключительных хранительниц истинной веры. Иногда складывается впечатление, что Армянская Церковь так вопрос не ставит - не только не настаивает на том, что вне ее нет спасения, но и не утверждает активно, что ее христология и догматика есть максимальное приближение к истине. Что это влечет за собой? Если у армянина из диаспоры нет представления о том, что ААЦ несет исключительную истину, то какая ему разница - в какую церковь ходить? Очень часто в населенном пункте по месту жительства вообще нет армянской церкви, для посещения служб надо ехать в соседний город. Часто армянин живет в мегаполисе, где есть армянская церковь, но ему нужно затратить полтора часа на дорогу в один конец. Рядом, в двух шагах от его дома, есть церковь господствующей конфессии, например, православная. В условиях нынешних перегрузок, когда у человека остается так мало времени на личную жизнь, зачем ему добираться до армянской церкви, если как христианин он может получить все то же самое у себя под боком.

о. Месроп Арамян: Представления о том, что в действительности нет большой разницы и, в конце концов, все Церкви говорят об одном и том же, мягко говоря, далеки от истины. В действительности Армянская Апостольская Церковь имеет серьезные основания утверждать, что сохранила особую верность апостольской традиции. Каждая Церковь взяла себе особое имя, Армянская называет себя Апостольской. На самом деле название каждой из Церквей гораздо длиннее, чем просто Католическая, Православная, Апостольская. Наша Церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры. - Прим. ред.). Посмотрите, сколько определений, но мы чаще всего употребляем одно, самое близкое и родное нам и самое характерное.

Веками нашей Церкви приходилось отстаивать чистоту догматов веры. Это не было борьбой ради неких прихотей, деятели того времени не руководствовались такими принципами. Верность своей духовной традиции была для них экзистенциальной основой, и они готовы были принять мученичество во имя этой верности. То же самое произошло и во время Геноцида, когда люди смерть предпочитали отречению от веры.

У сегодняшнего человека иная, конформистская психология, основанная на стремлении к удовольствиям. Она сильно изменила суть человека - ради жизненных удобств он часто может достаточно серьезно пожертвовать истиной, тогда как раньше во имя истины люди могли отдать саму жизнь.
В 451 году не только Армянская Церковь, но и другие Восточные Православные Церкви - Коптская, Сирийская, Эфиопская - не приняли решения Халкидонского собора, имея на то существенные догматические причины. Были серьезные основания для опасений, что Халкидон восстанавливает подвергнутое осуждению на Третьем Вселенском Эфесеком Соборе - в первую очередь ересь Нестория.

У халкидонских Церквей есть характерная черта признавать только историю собственной Церкви, не признавать, что своя история есть и у других Церквей. Мы веками боролись против этого и вынуждены были хорошо изучить также и их историю. В их собственном изложении замалчиваются многие обстоятельства - например, факт приглашения еретика Нестория на Халкидонский собор лично императором Маркианом. Несторий умер по пути на собор, но, умирая, воздел руки к небу и возблагодарил Господа в ожидании скорой победы своих взглядов. Несторий должен был занять на заседаниях собора самое почетное место, в его отсутствие такие места заняли его сторонники, и ни одного слова критики в адрес несторианства на соборе не прозвучало. Это дает серьезные основания для догматических сомнений по поводу соборных постановлений.

Во время Халкидонского собора армянский народ в духовном смысле остался без предводителей, поскольку большая часть высшего духовенства была арестована и сослана в Персию после Аварайрской битвы. Более того, во время этой первой в истории человечества войны за христианскую веру наши братья-христиане, правители Византийской империи, пришли к согласию с персами и оставили армянский народ в полном одиночестве.
И все же главная причина разногласий в том, что армяне предпочли остаться верными богословской традиции александрийской школы, основанной великим подвигом в первую очередь Свв. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Только после смерти последнего удалось провести в жизнь решения, принятые Халкидонским собором. Все это является очень глубоким основанием для сомнения в истинности духа и намерениях организаторов собора. Собором руководили не священнослужители, асам император Марки ан и императрица Пульхерия. Любой протест против имперской версии жестоко подавлялся. Надо признать, что Халкидон лишь подтвердил уже существующие богословские противоречия между александрийской и антиохийской школами. Эти расхождения имели корни в разных духовно-культурных пластах, они возникли в результате столкновения целостного религиозного созерцания Востока и дифференциального эллинистического мышления, единства и дуализма исповедания Спасителя, конкретного и обобщенного восприятия человеческой реальности Христа.

Армяне остались верными постановлениям трех Вселенских Соборов, которые без искажений определили веру, идущую из апостольского периода. Хотелось бы подчеркнуть еще одно важное обстоятельство: в своей истории армяне на практике проявляли духовную близость этому периоду. Мы не имели империи, даже не имели времени на передышку, вынужденные постоянно вести борьбу за существование. Мы не пытались приспособить христологию к имперским амбициям, к служению империи. Христианство было для нас главным, ради него мы готовы были отдать то, что имели - таким имуществом главным образом была жизнь. В итоге сложился народ, который веками претерпевал невиданное мученичество за веру. Христианство было для нас не философией, не идеологическим инструментом, но экзистенциальной сущностью - тем, за что мы готовы были отдать жизнь. Именно этот дух был характерен для апостольского периода - мученическую смерть принимали как апостолы, так и их последователи, позднее канонизированные в качестве святых.

Мы никогда не соглашались с тем, что правильно как наше богословие, так и другие. Прочтите наших Свв. отцов - Григора Татеваци, Ованнеса Саркавага, Вардана Аревелци и др. - они очень твердо стояли на истинности исключительно догматов ААЦ. Мы считаем, что истина православной веры сохранена нерушимо именно Армянской Апостольской Церковью. И в некотором смысле считаем, что на нас возложена определенная миссия - сохранить для человечества очень важную вещь, наше особое свидетельство о вере. Поэтому нужно понимать: даже если ты находишься далеко от армянской церкви, даже если до церкви трудно добираться, духовная связь с ААЦ, ее учением, ее отеческим наследием чрезвычайно важна. Этого ты не найдешь больше нигде.
Ходить в церковь в первую очередь означает участвовать в евхаристической жизни - то есть периодически причащаться к Животворящему Телу и Крови Христа. И к этому великому таинству надо приближаться с благоговением, молитвенной подготовкой и искренним исповеданием своих грехов. Иначе мы физически войдем в храм, но в духовном смысле не будем там.

Что касается церквей, с которыми, к сожалению, мы не имеем евхаристического общения, надо брать у них все лучшее. Хорошего там много, особенно в русской духовной литературе, в удивительных свидетельствах духовной жизни. С русским народом у нас особая духовная близость. Мы постоянно молимся для восстановления евхаристического единства Церкви Христа.

Но пока этого не произошло, каждый должен быть в своей духовной реальности. Это не означает, что мы запрещаем нашим верующим ходить в русско-православные храмы. Слава Богу, нам не присущ такой фанатизм. Можно войти, поставить свечку, помолиться. Но во время воскресной литургии надо быть в своей Церкви.

«Назад Далее»