Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

«Россия никогда не уйдет с Кавказа»

Дата: 25.08.2008

«Ильхам Алиев поступил мудро и сохранил для своей страны все возможности для маневра» - такое мнение в эксклюзивном интервью агентству «Новости-Азербайджан» высказал известный политолог, журналист, автор книг по проблемам постсоветского пространства Зураб Тодуа.

- Какова была основная цель военной кампании, начавшейся 8 августа в Южной Осетии у Грузии, России, США. Как в дальнейшем вы прогнозируете развитие ситуации, в частности на Южном Кавказе и в направлении Ирана?

- Цель руководства Грузии во главе с Саакашвили была очевидной: военным путем установить контроль над Южной Осетией, и в случае удачи военной операции «Чистое поле» осуществить нечто подобное и в Абхазии. Таким образом Грузия хотела решить проблему своей территориальной целостности. Однако весь этот замысел Тбилиси носил характер авантюры. Он не учитывал всех возможных последствий, в том числе, жесткую реакцию Москвы.

Россия к такому варианту развития событий была не готова. Это подтверждает тот факт, что в Южной Осетии находились только подразделения миротворцев без тяжелого вооружения. Механизированные колонны 58-й армии подошли только во второй половине дня 8 августа. Напряженность вокруг Южной Осетии росла все последние месяцы. Много фактов свидетельствовало о том, что Грузия может начать крупномасштабную военную операцию. Но Москва до конца не верила в эту возможность, справедливо полагая, что в Тбилиси осознают вероятные последствия. В известном смысле 8 августа для России, ее миротворцев и граждан в Южной Осетии стало аналогом 22 июня 1941 года. Как известно, первая внятная реакция из Москвы последовала только к 3 часам дня 8 августа. К этому времени бои в Южной Осетии шли около 15 часов.

С США все несколько сложнее. Я не уверен, что Вашингтон одобрил именно тот вариант плана, который пытался реализовать Саакашвили в Южной Осетии. Скорее всего, речь шла о более мягком варианте. Как известно, на Саакашвили работают десятки американских военных и политических советников, и они должны были предложить нечто серьезное. Однако, скорее всего, Саакашвили и его окружение «творчески» доработали план. В случае успеха, а он был вполне возможен, если бы реакция России была нерешительной, и если бы грузинские военные вместо артподготовки по Цхинвали блокировали или разрушили Рокский тоннель, США оказали бы Грузии полную поддержку. Вопрос о вступлении Грузии в НАТО стал бы делом техники. Масштабы дипломатической и информационной войны наводят на мысль о том, что и это тоже является частью плана, в случае неудачи грузинского блицкрига.

Что касается возможного дальнейшего развития ситуации:

1. Россия надолго сохранит свое военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии.

2. Территориальной целостности Грузии нанесен невосполнимый ущерб. Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию на неопределенно долгий срок, если не навсегда.

3. Вокруг вопроса о вступлении Грузии и Украины в НАТО развернется тяжелая и напряженная борьба между Россией и США

4. Нельзя полностью исключать воздушную военную операцию против Ирана в течение сентября- октября сего года с целью подавления его военной инфраструктуры и ядерных объектов. Но вместе с тем следует иметь в виду, что военная машина США уже работает на пределе из-за непредвиденных затрат людских и материальных ресурсов в Ираке и Афганистане.

- Каким, по вашему мнению, видится будущее СНГ, учитывая последние заявления Саакашвили и вялую реакцию других участников Содружества на события в Южной Осетии?

- Выход Грузии для СНГ не является для этой организации большой утратой. В экономическом плане больше потеряет Грузия. Другое дело - Украина. Но и для Украины экономические связи в рамках СНГ имеют большое значение. Серьезные экономические процессы происходят в ЕврАзЭс и Таможенном союзе, военные - в рамках ШОС и ОДКБ. СНГ и далее будет выполнять свою полезную функцию главным образом дискуссионного клуба. В этом плане СНГ никого не отягощает и не обременяет. Что касается упомянутой вами «вялой» реакции. Она и не могла быть другой, учитывая весь сложный комплекс интересов и противоречий, сформировавшихся в границах СНГ.

И здесь мне хотелось бы отметить весьма сдержанную позицию руководства Азербайджана. Несмотря на то, что многие горячие головы, особенно в среде оппозиции, политологов, журналистов, требовали выразить поддержку Саакашвили, президент Азербайджана И.Алиев поступил мудро. И тем самым сохранил для своей страны все возможности для маневра в отношениях с Россией и США. Главное он сохранил перспективы выгодного для Азербайджана решения нагорно-карабахского конфликта. И Олимпиада здесь пришлась очень кстати. Сожалею, что у некоторых азербайджанских политологов и журналистов эмоции превалировали над здравым смыслом. Саакашвили надо не поддерживать, а наоборот, жестко критиковать за совершенные им глупости и преступления. Своими действиями он грубо подставил Азербайджан и Молдову. Теперь позиция сепаратистских режимов в Приднестровье и Нагорном Карабахе станет более жесткой. У них будет возможность ссылаться на цхинвальский прецедент.

Главный урок неудавшегося блицкрига Саакашвили состоит в том, что великие державы, как это всегда было и раньше, не намерены оставаться в стороне. Ура-патриотизм и шапкозакидательские настроения хороши на парадах. Все это быстро выветривается на поле боя. Для того чтобы решить проблему сепаратизма, надо обладать серьезной военной мощью, масштабными материальными ресурсами и капиталами. Если они есть, тогда сепаратизм можно задавить так, как это сделала Россия в Чечне. Если всего этого недостаточно, тогда надо запастись терпением, вести умную и хитрую дипломатическую работу, сохранять баланс между интересами великих держав. С этими интересами в Закавказье, или на Южном Кавказе, если вам угодно, необходимо считаться, хочется это кому-нибудь, или нет. Эта истина подтвердилась еще раз в Южной Осетии.

В ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта время играет на Азербайджан. Я не исключаю, что наступит такой момент, когда у Баку появится возможность просто «купить» Карабах. А именно: предложить Нагорному Карабаху и Армении такие выгодные и перспективные формы экономического сотрудничества, которые смогут привести к постепенному уходу от конфликтного состояния. Этот путь намного перспективнее, чем военный, хотя, разумеется, требует больше времени, ума и искусства. Как знать, может быть, об этом в Пекине в перерыве между просмотрами Олимпийских игр говорят президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саркисян. Если это так, то разве можно упрекнуть их в недальновидности?

- Сейчас ведутся консультации лидеров европейских государств и США относительно дальнейшего урегулирования отношений между Россией и Грузией, а также территориального устройства Грузии. К чему они могут привести?

- Грузия начала войну и проиграла ее. Мир, который предложен Грузии после войны - шесть принципов - это капитуляция. Территории реально утрачены. Войска России останутся там надолго. Перспективы с вступлением Грузии в НАТО весьма туманны. Этот вопрос будет предметом острой дискуссии в НАТО. Вполне вероятно, против выступят Франция, Германия, Италия. Но главное, к чему привела авантюра Саакашвили - вопрос о территориальном устройстве Грузии будет решаться за пределами Тбилиси и без учета интересов Грузии.

Что касается пятерых президентов, которые приехали поддержать Саакашвили, то они вообще не имеют никакого морального права говорить о чьей-либо территориальной целостности. Все они выступали за отделение Чечни от России. Поэтому их мнение в данном случае ничего не значит и мало кого интересует. Это «утешительный приз» для Саакашвили.

Гораздо более весомой является позиция Турции, которую изложил ее премьер Реджеп Эрдоган во время своего визита в Москву. Турция выразила поддержку России. За этой позицией стоит умная и дальновидная политика, которая, я уверен, пойдет только на пользу и России, и Турции.

- Буш пригрозил России пересмотреть отношения США-Россия. Будет ли выполнено это обещание, и каким образом?


- То, что сейчас делает Вашингтон, называется «махать кулаками после драки». Ни одна из потенциальных, так называемых угроз-санкций - ВТО, исключение из G-8, экономические санкции - не представляют для России опасности. Кроме того, все это бьет по интересам западных стран и США. У американцев связаны руки приближающимися президентскими выборами, после которых многое может измениться. У США есть приоритетный интерес - Иран. И здесь без поддержки России США не могут рассчитывать на успех.

Вашингтон апеллирует к международному праву. И это очень интересно, потому что первенство в деле игнорирования международного права принадлежит именно США. В течение многих лет они не считались с ним в отношении Югославии, Ирака, Афганистана, весной этого года «продавили» решение по Косову. Москва много раз предупреждала о негативных последствиях такой политики. Так что по поводу права все претензии США должны обращать, прежде всего, к себе.

- Как повлияло поведение России в Грузии на образ последней в глазах общественности бывшего СССР?


- Я прежде всего поговорил бы об образе Саакашвили, которого сейчас, уверяю вас, костерят в кулуарах на Западе, в том числе Джордж Буш, не выбирая выражений. Кроме того, он показал себя как элементарный трус. Вам, конечно, известна запись, на которой видно, как он совершенно в безобидной ситуации (не слышно ни единого выстрела!) в панике бежит и со страхом смотрит в небо. И этот человек без тени сомнения отдавал приказ идти на смерть 18-20-летним грузинским мальчишкам, крушить Цхинвали системам залпового огня. Это полная потеря лица. Что касается образа России. Я не вижу особой разницы в том, как, например, освещают политику России многие азербайджанские газеты до нынешнего конфликта в Южной Осетии и после него. И раньше местные СМИ обвиняли Россию во всех грехах по любому поводу. А если бы Россия «сдала» Южную Осетию, то с торжеством писали бы о ее «поражении» и начале «ухода с Южного Кавказа». Разве не так? То же самое можно сказать в отношении СМИ Польши и Прибалтики. Так что, ничего. Россия это переживет. Не привыкать.

А если бы образ России был так ужасен, то в ней не находились бы на заработках миллионы азербайджанцев, грузин, армян, узбеков, таджиков и граждан других государств. Уверен, что у простых людей в странах СНГ о произошедшем в Южной Осетии сформируется правильное мнение. Тем же, кто еще не понял, что Россия уже не та, что была в 90-е годы, следует себе раз и навсегда уяснить: Россия будет защищать свои интересы там и тогда, где и когда посчитает необходимым, так же, как это делают США и другие ведущие страны мира, принимая во внимание мировое общественное мнение,  поскольку оно не мешает защищать эти интересы.

- Означает ли случившееся, что Россия планирует вернуться в регион Южного Кавказа, используя сепаратизм в этих странах?

- Во-первых, Россия и до этого присутствовала и сейчас присутствует во всех странах Закавказья, и дополнительно еще раз «возвращаться» нет необходимости. Во-вторых, я знаком с мнением некоторых недальновидных азербайджанских политологов и журналистов, которые рассуждают о том, когда Россия уйдет с Кавказа, вычисляют, когда она распадется и так далее. Мне их искренне жаль, они все проспали и застряли в прошлом веке. Россия на Кавказе была в прошлом, находится в настоящее время, и будет присутствовать в будущем. Об этом четко и недвусмысленно заявили президент России Д.Медведев и премьер-министр В.Путин. И я не думаю, что в этом могут быть какие-либо сомнения./Эхо