Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Азербайджан должен признать реализованное Арцахом право на самоопределение

Дата: 24.07.2010

Интервью с экспертом Института общественной политики (Ереван), д.ю.н. Тиграном Наапетяном.

- Чем схожи и отличаются друг от друга Косовский и Нагорно-карабахский конфликты?

- Это очень важный и глубокий вопрос по своей сути. Попытаемся коснуться основных положений.

Во-первых, следует отметить, что несмотря у каждого конфликта есть исключительный характер и суть, тем не менее, развития в мире происходят в определенных общих рамках. В случае Арцаха и Косово, наряду с другими совпадениями, необходимо отметить стремление реализации права свободного самоопределения наций и народов, что и с точки зрения международного права было краеугольным камнем этих конфликтов.

Надо выделить еще одну важную особенность. С независимостью Косово и ее широким признанием улетучился тот тезис, что может самоопределиться только нация, и те утверждения азербайджанцев, что армяне уже самоопределились и у них есть независимая Армения.

Во-вторых, активные шаги для провозглашения независимости и Арцаха, и Косово, были обусловлены развалом больших государственных формирований. В случае Арцаха это был Советский Союз, а в случае Косово – Югославия.
И самое важное, что хочу отметить: в современных условиях впервые международное сообщество встало перед сложнейшей задачей оценки правомочности территорий, односторонне провозгласивших независимость, и их признания.

Говоря об отличиях, в первую очередь необходимо обратить внимание на тот факт, что то, что произошло в Косово несколько лет назад и в короткие сроки, в Арцахе давно произошло, и уже около двух десятков лет Арцах констатирует свою жизнеспособность и продуктивность как государства и отдельного субъекта. В вопросе возникновения новых государств эти два признака играют решающую роль.

Во-вторых, если в Косово действовали временные органы самоуправления, то в Арцахе давно уже был призван в жизнь важнейший компонент терминов «Республика» и «Демократия» - формирование государственной власти посредством выборов. Это констатирует действенное наличие суверенитета Арцаха, который цивилизованным образом перерос из национального в государственный.

И еще один важный факт с точки зрения международного права: в Суде Сербия и ее страны-соратницы утверждали, что независимость Косово противоречит как международному праву, так и применимому государственному праву. В этом смысле у Арцаха есть блестящие факты: правомочность одностороннего провозглашения независимости бесспорна с точки зрения международного права – это констатирует также последнее решение Суда. Что касается применимого государственного права, то в этом случае также независимость Арцаха полностью созвучна с внутренним законодательством СССР.

- Как может факт признания Международным судом ООН независимости Косово повлиять на международное признание Нагорно-Карабахской Республики? Может ли стать это стимулом для того, чтобы перевести карабахский вопрос в правовую плоскость?

- Этот вопрос самый сложный. Но внесем несколько корректив. К Суду обратились со следующим вопросом: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?». Ответ был таким же ясным и четким: международное право не запрещает одностороннее провозглашение независимости, следовательно, не противоречит международному праву. Это необходимо отметить, чтобы не путать решение Суда с фактом признания независимости. Суд не оценивает независимость Косово, а уж тем более не признает ее.

Теперь вернемся к самому вопросу. Несомненно, это решение имеет большое значение: созданным человечеством и являющимся для государств наивысшим Судом, хоть и косвенно, но были констатированы правомочность и справедливость существования Арцаха.

Что касается признания, то оно продолжает оставаться в плоскости политик государств. К широкому признанию Арцаха должна привести разумная политика. Здесь я хотел бы отметить одно важное обстоятельство: многие эксперты, сотрудники телевидений и даже государственные чиновники в день вынесения решения Суда под волной воодушевления заговорили о превосходстве территориальной целостности над правом самоопределения. Это непозволительно и пагубно. Тезис противоречий между этими двумя равносильными принципами искусственный. Впутываться в споры об этих противоречиях и говорить об этом просто нельзя. Азербайджанская мысль мечтает о том, чтобы Армения и Арцах погрузились в эту дискуссию, искажая тем самым реальную картину конфликта. Когда мы говорим на этой плоскости, то поневоле переводим Арцахскую проблему на уровень территориального спора между Арменией и Азербайджаном, между тем независимый Арцах является блестящим примером самоопределения в современном мире.

Право на самоопределение не противоречит принципу территориальной целостности, так же, как и право на самооборону праву на жизнь. Они направлены на урегулирование разного типа отношений. Как констатировал Суд, принцип территориальной целостности направлен на обеспечение территориальной неприкосновенности государств в их отношениях. Следовательно, в Арцахском вопросе он никак не может быть обойден.

Что касается перевода вопроса в правовую плоскость, то это зависит только лишь от наших усилий. Мы должны всегда использовать доступные инструменты международного права и сами не позволять искажения факта самоопределения Арцаха на международном и, почему бы и нет, внутригосударственном поле.

- На Ваш взгляд, какие шаги должны предпринять армянские стороны (Армения и НКР) для извлечения максимального от решения Гаагского суда?

-Во-первых, необходимо на научном уровне, со свежей мыслью и глубинно изучить не только это решение, но и представленные в Суд заявления многочисленных государств.

Нам необходимо на научной основе сформировать тот запас международных правовых инструментов, который позволит в любой момент с уверенностью констатировать нашу правоту.

И еще одно – сегодня Армения говорит с Азербайджаном о признании ВОЗМОЖНОСТИ реализации права народа Арцаха на самоопределение. Я считаю неприемлемым этот подход. Азербайджан должен признать не возможность самоопределения Арцаха, а уже реализованное право на самоопределение.

- Можно ли рассматривать резко отличающиеся подходы ряда мощных государств по Косово и НКР как применение двойных стандартов?

- Конечно, это так, и не только в случае признания Косово, но и признания Россией Абхазии и Южной Осетии. Это надо принимать хладнокровно и понимать, что международная жизнь такая, какая есть. Возникает вопрос, а что делать?

Мы должны стать более мощными, любым методом, даже в повседневной жизни мы не должны забывать, что в отличие от других наций, наше право на ошибки давно исчерпано, следовательно, не надо беречь усилий на пути создания продуктивного государства. Решение Арцахского вопроса напрямую зависит от мощности Республики Армения.
История не знает такие народы, которые, не осознавая своей ответственности, основали и построили свободные общества и мощные государства.

Необходимо раз и навсегда осознать, что центром жизненных интересов армянства, адресатом приоритетов и путеводителем логики деятельности должна являться Республика Армения. Отметим, что в данном случае самостоятельность Арцаха не опровергает ее своеобразное присутствие в коллективном описании Армении.

Именно это та цель, которая должна объединить силы каждого гражданина и Армянина, поскольку только независимая и крепкая государственность лучшим образом обеспечивают долговечность и развитие нации и народа.

Время осознавать, что все мы вместе и каждый отдельно являемся ответственными наследия настоящего и будущего. Суверенитет Армении и Арцаха – собрание мировосприятия каждого из нас и нашего подхода к государству. И, несмотря на все сложности, которые есть сегодня и во внутригосударственной жизни, и на внешнем поле, я верю в нашу победу.

Источник: Panorama.am

Автор: Ованнес Никогосян