Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Полный текст выступления президента Армении Сержа Саргсяна (Южный Кавказ: Ценности и безопасность) в Британском институте международных отношений (Chatham House)

Дата: 11.02.2010

Спасибо, господин Робертсон, Я впервые в «Chatham House» и рад быть принятым в таком авторитетном учреждении. Когда мне передавали приглашение выступить здесь, я еще не знал, что ведущим этих обсуждений будет мой старый приятель, можно сказать, «соратник» сэр Робертсон. Теперь мне вдвойне приятно участвовать в этих обсуждениях. А почему соратник? Потому что мы с лордом Робертсоном вместе прошли серьезный путь, даже успели договориться и установить участие армянских воинских подразделений в миротворческой миссии в Косово. Так что, я рад и приветствую Вас, господин Робертсон.

Сегодня хочу перед уважаемой аудиторией рассказать о Южном Кавказе и об Армении, о мире и угрозах, о живущих в нашем регионе творческих людях и о безопасности, о том, действительно ли те, кто осуществляют политику, те, кто имеют влияние на политику и создают общественное мнение, действуют на основе декларируемых ими же ценностей, и что надо забыть сегодня для того, чтобы получить хорошее «завтра».

Марк Твен был очень искренен, когда признавался, что на то, чтобы с нуля подготовить доклад, у него уходит более трех недель. Сегодня я тоже подготовил доклад. Свои доклады на тему безопасности, на самом деле, я начал готовить 20 лет назад, в Нагорном Карабахе, когда целый народ встал перед угрозой уничтожения лишь потому, что они армяне и хотят свободно жить.

Для меня формулой безопасности на Кавказе является создание устойчивого мира, основанного на совмещении существующих интересов и на ценностях наших народов – на том, чтобы жить и созидать, на том, чтобы исключать насилие, на гуманистических ценностях.

Мы верим, что лишь региональное сотрудничество и диалог могут сделать возможной нашу общую мечту – формирование мирного и стабильного региона. В действительности, Южный Кавказ является одним из тех регионов, где существуют кажущиеся непреодолимыми разделительные линии, где международно признанная политическая карта отличается от действительности, где хрупкая стабильность чрезвычайно уязвима, а восстановление мира требует гигантских усилий.

Дамы и господа!

Новейшая история Европы – это история совместного преодоления противоречий. Армения всегда выступала именно с этих позиций. На это направлена наша политика. Этим же путем мы готовы идти также в вопросе очень важного для армянского народа решения проблемы Нагорного Карабаха. Проблемы, которая доставила моему народу несказанную боль и потери.

Мы стали свидетелями жесточайших этнических чисток и политики перемещения. Право на свободную жизнь народ Нагорного Карабаха вынужден был защитить ценой крови в ходе навязанной ему войны. Мы должны найти такие решения, реализация которых не приведет к новым изгнаниям и этническим чисткам. Мы должны сознавать, что народ Карабаха считает, что смог уже, с одной стороны, восстановить нарушенную во время сталинской деспотии историческую справедливость, а с другой – гарантировать минимальные условия своего физического существования. И с осознанием этого мы продолжаем переговоры с Азербайджаном, оцениваем этот мирный процесс и усилия посредников.

Действительность состоит в том, что Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана. В состав Азербайджана он был введен решением партийного органа Советского Союза, заседание Кавказского бюро которого, поправ решение Лиги наций и отказав в проведении демократического референдума, как механизма определения границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина, с процедурными нарушениями принял решение о насильственном присоединении Нагорного Карабаха, с условием создания на этих армянских территориях национальных автономий в составе Азербайджанской ССР. В течение всего советского периода население Карабаха так и не смирилось с таким решением. Не хочу лишний раз говорить о том, как в советские годы Азербайджаном на государственном уровне проводилась политика выдавливания армян и о непрекращающихся протестах карабахцев – об этом знают все. Хочу лишь напомнить, что Нагорно-Карабахская автономная область, так же, как и все 15 союзных республик, вышла из состава СССР в соответствии с буквой советских законов, а также в соответствии со всеми международными законами и принципами. Хочу подытожить эту часть доклада и повторить: Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана, он был насильственно присоединен к Азербайджану решением советского партийного органа, с чем карабахцы так и не смогли смириться, и при первой же возможности законным путем вышли из состава СССР.

У этой проблемы много деликатных и неизменных сторон. Я призываю всех быть осторожными в публичных заявлениях относительно нагорно-карабахского конфликта, принимать во внимание все последствия и восприятие сторон, всегда опираться на хорошо осведомленные о деталях вопроса структуры, в данном случае на подходы ОБСЕ. Проблема может быть решена только в контексте самоопределения народов, территориальной целостности и по принципу неприменения силы. Сегодня стороны, вовлеченные в решение конфликта, уже осознают это. Говоря о нагорно-карабахском конфликте, не стоит подчеркивать понятие «территориальной целостности», более того, в том случае, когда уникальность этого понятия в отношении карабахского конфликта не подразумевает то, что пытается иметь в виду Азербайджан.

Я обращаюсь с риторическим вопросом ко всем тем, кто считает себя поборником территориальной целостности. Где вы были в то время, когда границы менялись при развале Советского Союза, где вы были, когда развалилась Югославия? Вы думаете, что Азербайджан мог выйти из состава Советского Союза, а Нагорный Карабах не мог? Почему вы считаете, что большие империи могут распадаться, а маленькие — нет? В чем же причина, в нестабильности? Я не воспринимаю это и не принимаю, самая большая причина нестабильности – несправедливые решения.

Азербайджан исчерпал ресурсы доверия этнических меньшинств внутри своих границ, давая автономный статус. Он не был и не может обеспечить гарантии даже внутренней безопасности таких автономий. Существовала еще одна армянская автономия в Азербайджане: Нахичеванская. Что случилось? Ни один армянин не остался в Нахичевани. Могут ли подобные гарантии быть взяты за основу? Вы можете заметить, что тогда Азербайджан был другим. В сегодняшнем «другом» Азербайджане за последние 18 лет в том же Нахичеване было разрушено больше армянских христианских памятников, чем за предыдущие 70 лет. Международные организации, занимающиеся защитой культурного наследия, были не в состоянии сделать что-либо, Азербайджан даже не позволил им приехать и увидеть последствия вандализма.

В то же время, полномасштабная гонка вооружений на Южном Кавказе продолжается с широким размахом. Это очень опасно. Это опасно не только для всех народов Южного Кавказа, но и для всей Европы, в том числе и для сторон, заинтересованных в этом регионе, для компаний, имеющих инвестиции в регионе, и всех остальных. Сегодня не дается серьезной оценки действиям Азербайджана. Оружие, которое накапливает Азербайджан, если и не выстрелит в войне с Карабахом, вся равно выстрелит где-либо. Вопрос в том, где и когда?.. В то время как мировые державы тратят большие суммы на покупку нефти, на мой взгляд, они не могут оставаться безразличными к тому, куда тратятся их деньги. Дело в том, что именно эти доходы могут стать источником большей опасности, чем тем примеры, которые мы уже видели.

Армения и Карабах никогда не начинали и никогда не будет развязывать войну. Мы презираем войну, ненавидим ее всем сердцем, и у нас для этого есть веские причины: наше поколение было вынуждено смотреть смерти в глаза, мы видели и потеряли больше, чем можно себе представить. Однако мы понимаем, что мы должны быть готовы к войне, если другие хотят воевать. Мы не можем закрывать глаза на периодические воинственные угрозы, исходившие от соседнего государства, когда даже новогоднее обращение президента к народу ничем не отличается от речи командующего армией, призывающего к сражению. Воинственная риторика активизируется на Кавказе. Армения преимущественно не реагирует на угрозы. Как говорил Джон Кеннеди, «нам не нужно угрожать, чтобы доказать, что мы непоколебимы». Однако это не решает проблему. Угрозы также приравниваются к насилию, и насилие обычно порождает насилие.

Ирония в том, что азербайджанская пропаганда, тратя сотни миллионов долларов, не упускает любую возможность, чтобы представить Карабах в качестве агрессора, несмотря на тот факт, что народу Нагорного Карабаха пришлось взяться за оружие, чтобы буквально избежать уничтожения. Это напоминает французскую поговорку: «Это жестокое существо: оно начинает защищаться, как только на него нападают». Реальность такова, что люди, которые живут в Нагорном Карабахе, сегодня и всегда будут готовы защищать свое право на существование, свои ценности, церкви и хачкары.

Нагорно-Карабахская Республика является состоявшимся государством с его институтами, армией и самое главное — гражданами, которые являются хозяевами своей судьбы. Сегодня мы, а также международное сообщество видим Арцах как современное государство, которое реализует идеалы свободы, суверенитета и демократии, несмотря на естественные и искусственные трудности и серьезные проблемы, оно развивается, укрепляет свои государственно-демократические институты, развивает экономику и культуру, и сохраняет мир. И не случайно, что в своем докладе «О свободе в мире» авторитетная организация «Фридом Хаус» причислила Нагорно-Карабахскую Республику к числу частично свободных демократических государств, в то время как Азербайджан — к числу несвободных государств. Как говорится, комментарии излишни.

Вывод однозначен: прошли времена колонизации народа, проживающего на собственной земле. Наше убеждение заключается в том, что, урегулирование карабахского конфликта должно основываться на правах человека и народа Нагорного Карабаха, как совокупного отражателя воли самобытности. Только в этом случае решение будет длительным, осуществимым и мирным. Альтернативой такому решению является насильственное возвращение народа Карабаха в состав Азербайджана, что непременно приведет к эмиграции армян из Нагорного Карабаха. Как говорится, третьего не дано. Особенно, что за последние 20 лет большинство населения Нагорного Карабаха воспринимается Азербайджаном в качестве «преступников». Следовательно, учитывая все последствия подобной альтернативы, мы решительно исключаем под каким-либо давлением в вопросе Карабаха пойти на такие уступки, которые поставят под угрозу физическое существование и безопасность народа Арцаха, а также его право на достойную жизнь.

Уважаемые партнеры!

Я уверен, что диалог, протекающий между Арменией и Турцией и его нынешний этап, находится в кругу ваших интересов. Я вообще замечал, что экспертные круги повсеместно более внимательно следят и анализируют этот процесс. Напомню, что об инициативе пригласить президента Гюля в Ереван и начать армяно-турецкий диалог я сообщил именно на подобном собрании экспертов в Москве, что получило большой резонанс за считанные минуты.

За последний год мы достаточно продвинулись вперед по пути установления отношений с Турцией. Отношения Армения-Турция мы рассматриваем в более широком контексте – региональном и международном. Уверен, что прошло время закрытых границ и ультиматумов. Палитра сегодняшнего мира более многообразна, чем просто черное и белое. Мы все должны осознавать это и создать возможности для естественных контактов, партнерства, диалога. И это необходимо сделать не только по причине того, что от этого выиграют Армения и Турция, но и потому, что от этого выиграет весь регион, а следовательно, и Европа.

Мы действительно подошли к моменту, когда есть реальная возможность серьезно изменить существующую ситуацию. Это путь сотрудничества без предусловий, без увязывания двусторонних отношений с третьими странами. На данный момент мы имеем два подписанных протокола – об установлении отношений между Турцией и Арменией и о развитии двусторонних отношений, которые ожидают ратификации в парламентах обеих стран.

В Армении процесс ратификации протекает в установленном порядке и без неуместных затягиваний, свидетельством чего является решение КС Армении, которое было вынесено на месяц раньше, чем это устанавливал закон. Обращаю ваше внимание на тот факт, что решение было принято единогласно, без какого-либо особого мнения, факт, который действительно говорит сам за себя. КС решил, что протоколы не содержат какого-либо положения, которое могло бы трактоваться в качестве несоответствующего Конституции Армении.

Это решение на данный момент находится в резиденции президента, и весь пакет документов готов к направлению в парламент. После встречи в «Chatham House» я собираюсь распорядиться, чтобы мои сотрудники послали документы в Национальное cобрание для начала процесса ратификации. Сегодня, выступая с этой авторитетной трибуны, я вновь подтверждаю последовательную преданность этому процессу. Подтверждаю, что как политический лидер парламентского большинства исключаю провал ратификации протоколов, в случае, если Турция ратифицирует их без предусловий, согласно договоренности. Высокопоставленные лица Турции постоянно говорят о политической независимости их парламента и о непредсказуемости решения парламента. Более того, они пытаются получить непартийную ратификацию, обеспечивая возможную поддержку оппозиционных партий. Это понятно. Но они должны помнить, что в лице Армении имеют дело со страной, которая не остановилась на пути даже с учетом вероятности потери важной составляющей коалиции власти. Уверен, что президент Гюль и премьер Эрдоган в случае проявления политической воли, найдут достаточную поддержку в турецком парламенте в рядах своих однопартийцев, составляющих большинство.

Мы уверены, что нормализация отношений Армения — Турция может стать крупнейшим вкладом последних десятилетий в дело по установлению мира и стабильности на Южном Кавказе. Руководствуясь этим видением, мы согласились двигаться вперед без предусловий, не обуславливая наши отношения обстоятельством признания факта Геноцида армян со стороны Турции. Но если наши подозрения подтвердятся, что цель Турции – тянуть время, а не нормализация отношений, то будем вынуждены прекратить этот процесс.

Не могу сказать, что процесс легко протекал все то время. Не секрет, что со стороны Турции постоянно звучали предусловия, связанные с урегулированием карабахской проблемы. Тогда как очевидно, что попытки связать эти два процесса навредят как нормализации армяно-турецких отношений, так и урегулированию карабахской проблемы. В тоже время я считаю, что быстрая нормализация отношений Армении и Турции может придать положительный заряд процессу урегулирования карабахской проблемы. Скажу больше, я сам собираюсь пригласить президента Азербайджана Алиева на церемонию открытия армяно-турецкой границ. Это мет стать важным и где-то показательным мероприятие для региона, которое наглядно продемонстрирует, как должны решаться существующие проблемы, что даже самые закоренелые конфликты имеют пути решения. И этот путь – переговоры и способность смотреть на реальность с открытыми глазами. Уверен, что лучшей возможностью содействовать карабахскому конфликту, показать на примере собственной страны, что проблемы могут быть решены и принести пользу всему региону.

Дамы и господа!

У нас, армян, как народа, пережившего Геноцид, есть перед человечеством и историей моральный долг в вопросе предотвращения Геноцидов. Мы делали и будем делать все для последовательного осуществления «Конвенции о геноциде». Геноцид не может волновать лишь один народ, поскольку он является преступлением перед человечеством.

Вчера меня спрашивали, как надо представлять факты о Геноциде армян, и не навредит ли Великобритания безопасности Кавказа, признав Геноцид армян? Я ответил, что есть много стран, которые не нуждаются в представлении в этом вопросе фактов, поскольку у этих стран есть свои собственные огромные архивы по Геноциду армян. Здесь нужна другая работа.

Армяно-британские отношения начались не с развала СССР. Корни этих отношений уходят в глубь веков. Бескорыстный интерес британского общества к трагедии армянского народа и его дальнейшей судьбе был исключительным проявлением взаимного интереса и сотрудничества. Ярким свидетельством этому являются британское мощное движение в поддержку армян и заслуживающая восхищение гуманистическая деятельность тех британцев, которые первыми откликнулись, подняли голос протеста и протянули руку помощи пережившему геноцид армянскому народу. О Геноциде армян британцы узнали из известных трудов и заявлений Джеймса Брайса, Арнольда Тойнби, Уильяма Гладстона, Ллойда Джорджа.

Мэр Лондона и архиепископ Кентерберийский, многие другие известные британцы основали в годы геноцида Фонд армянских беженцев (Armenian Refugees /Lord Mayor’s/ fund), который своей деятельностью был призван облегчить положение армянских эмигрантов. Этот список можно продолжить.

И, наконец, именно в соавторстве Великобритании, России и Франции в мае 1915 года было принято совместное заявление, в котором осуществленные против армян погромы были охарактеризованы как «преступление против человечества и цивилизации».

Что касается беспокойства о том, что признание Геноцида может нанести вред безопасности, то я своим собеседникам сказал, что это то же, что предлагать делать выбор между безопасностью и системой ценностей. Думаю, что стабильная безопасность в нашем регионе возможна лишь в том случае, если она построена на глубоко осознанной системе ценностей.

Дамы и господа!

Армения сегодня представляется миру как стабильный, предсказуемый и надежный партнер, подходы которого воспринимаются и ценятся. Важные международные центры и факторы с уважением относятся к нашей стране, стране, которая своим поведением доказала свою надежность как на региональных, так и международных двусторонних и многосторонних уровнях. Наша внешняя политика построена на взаимодоверии, взаимных интересах и обязанностях, а также на совместной ответственности, которые нацелены на создание атмосферы политической стабильности в регионе, безопасности, мира и экономического развития. Мы открыты для создания и укрепления таких отношений со всеми странами.

Позвольте завершить свое выступление цитатой великого Байрона, символизирующей армяно-британскую дружбу: «Трудно было бы найти в летописях нацию, видевшую больше лишений, чем армяне… Но какова бы ни была их судьба в будущем, а она была горькой, их страна должна всегда считаться одной из самых интересных в мире».

Спасибо за внимание.

Визит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в ВеликобританиюВизит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в ВеликобританиюВизит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в ВеликобританиюВизит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в ВеликобританиюВизит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в ВеликобританиюВизит Сержа Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина Второго в Великобританию

Новости Армении - NEWS.am