Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Арцах сегодня: Часть первая - «Степанакерт»

Дата: 11.07.2008

Уже 14 лет как НКР силами всего Армянства отстоял свою независимость от попытки агрессии и окупации соседнего Азербайджана. 14 лет большой срок и эта не признанная международным политическим сообществом республика сама научилась решать свои проблемы. Имея первоклассные, хорошо обученные вооружённые силы в регионе она отражала и будет отражать всякую агрессию врага. Если сравнить её положение по отношение к ЮО или Абхазии, то тут ситуация на много лучше. Уровень преступности очень низок, нету террористических актов, так как граница на замке и её охраняют хорошо. Люди женятся, заводят детей, демография стабилизировалась. Но так ли это на самом деле? Довольны ли жители НКР своей долей, не жалеют ли они о советских временах когда НКАО была в составе Азербайджана. Лучшего показателя как мнение рядового Карабахца быть не может. Уже три месяца как я живу здесь. Оставив родню, близких, друзей я переехал жить сюда. По началу было очень трудно и я ощутил на себе все тяготы репатрианта, вернее будет сказанно эмигранта. Да, есть в НКР департамент который занимается вопросами репатриации армян выехавших во время боевых действий из зоны конфликта а так же по заселению беженцев армян изганных официальным Баку из Азербайджана а так же предоставления им жил площади в освобождённых городах и сёлах но, это мизер перед той работой что ещё предстоит сделать. Я решил не доверять им и сделал всё сам.

Живя в Степанакерте можно заметить его колоритность не  в  плане нац меньшинств, а то что тут живут  и работают армяне с разных уголков мира, чаще всего встречаются  Армяне из Туркменистана, России, Грузии, Ирана, всех не перечислишь но объеденяет их не только, то, что они Армяне но и сам диалект Карабахский, который не спутать ни с каким другим.  Меня  интересовало  много вопросов? На пример как им  удалось тут обжиться, жалеют ли они о том, что поселились тут? На него все как один отвечали, что были у них проблеммы  в самом  начале как, но со временем это всё сгладилось. В разговоре с  одной семьёй из Туркменистана  они  поведали мне чудную историю. Как-то вечером  сами для себя они просто решили переехать, так как забыли свой родной язык, обычаи и культуру.  Жалко что РА, не может или не хочет по не понятным  причинам оказывать помощь своим соотечественникам живущим  за границей, но сами  Армяне,  живущие на чужбине, стараются  не забывать свою Родину. На мой вопрос, - «А вас притесняли в Ашхабаде, ответ был отрицательный, - «Нет, мы просто решили поселиться тут. Да и не хотелось нам,  чтобы  наши дети жили в дали от Родины».

 Так переселившись сюда эта семья продолжила работать по своей специальности, купили дом и уже как  10 лет они  живут тут. Было как-то не удобно переходить на политические темы, но один вопрос я всё-таки  им задал. Правильно ли будет, если НКР,  взамен на своё признание со стороны  Азербайджана, отдаст часть своих освобождёных земель. На что последовал крайне отрицательный ответ: это наша  земля и  нам здесь жить, пускай приезжают другие армяне места тут много всем хватит.   Другая семья, переехавшая из Украины,  была выходцами из Карабаха, и мой собеседник даже не родился  тут, а вырос  в Днепродержинске. По образованию юрист, он занимается частной практикой в Степанакерте.

  «Какой-то голос меня звал сюда», - с его слов завязался наш разговор, - «здесь есть будущее», - продолжал он. «Главное что бы приехало как можно больше репатриантов и что бы они поскорее  заселили те части Карабаха, которые  ещё пустуют. Ведь это свежая струя в  народе, новые дипломаты, политики, врачи, военные». Он удивлялся  тому как много наших соотечетвенников трудятся на благо других государств и как пропадает такой потенциал в пустую. Когда разговор зашёл о туризме, мы долго рассуждали на  эту тему. Здесь у этого региона есть  будущее: «только Шуши чего стоит, но для этого нужны професиональные кадры, по ведению туристического  бизнеса но их очень мало, для сервиса  это не годится. Нужно обучать  и приглашать сюда, дабы это место стало первокласнным  местом для отдыха. Этим  всем  должно  заниматься  государство, посылать молодых ребят на курсы в Европу для тренига по ведению гостиничного бизнеса и туризма, а так  же земля, нужно вести грамотное сельское хозяйство, а не душить в начале налогами и потом удивляться почему оно так плохо развивается».

Наш разговор так же коснулся политических моментов, а так же безопасности Карабаха. Я спросил его  чуствует ли он себя в безопастности тут и какова вероятность возобновления боевых действий. После нескольких раздумий последовал ответ. «Вы знаете, было бы не правильно дать прямой ответ «да или нет» скорее здесь больше политических моментов Армения vs Азербайджан не правильная формулировка, в этом регионе больше интересов  США и России. США с её армянской  диаспорой пытается втащить Армению в НАТО и окончательно вытеснить Россию из Закавказья,  чему противится как Россия, так и  большая часть армянского населения, которая последние 200 лет по исторической памяти смотрят на  русский народ как на  друга». На вопрос является ли Россия другом  Армении, чуть было из обсуждения не переросло в спор, ведь помимо нас двоих с нами рядом сидели люди и их заинтересовала наша беседа. Но, под конец, они все пришли к единному мнению что у Армении не должно быть друзей,  у неё должны быть в первую очередь свои национальные  интересы, но в угоду «союзникам» она  жертвует иногда и своим  будущим. «Не будь посторонних сил в 1994 году, когда Армия Обороны НКР  наступала по всем фронтам и враг мог быть уничтожен, нас  заставили остановиться эти политиканы с «севера» и  «запада». Этот не решённый  конфликт мы  передадим нашим  детям, что уже есть не правильно. Я не сторонник агрессии, - продолжал он, - хотя окончательный разгром противника и мирный  договор дал бы большой экономический рывок  для Армении.  Начались бы крупные инвестиции как в сферу промышленности, так и сервисных услуг. Говорил и всегда  буду  это повторять, если  завтра будет война «бахчеводы и пастухи» ещё с большим поражением убегут отсюда». На изумлёный мой вопрос кого он имел виду, Карен Робертович Каграмян (так звали моего собеседника) не думая  ответил.

- Азербайджанцы, это не воины,  повторю ещё раз, это бахчеводы и пастухи, пускай они торгуют своими помидорами, а нам не мешают жить.

Я был удивлен этим ответом, но эта беседа была интересна как мне, так и ему. В продолженни темы он добавил: «пока что  объедение  Арцаха и Армении не предвидется,  не в плане признания или нет,  а в плане его военной  безопасности. Протурецкие силы, которые есть в Армении, пытаются нас размежевать, и ему было по душе иметь Армянскую конфедерацию, где Арцах сам будет представлять свои интересы на мировой арене, а так же сам будет проводить ту политику, которая  нужна ему, а не РА, хотя и интересы  Армении тоже  должны учитываться. Ведь посмотрите сами, здесь (в Арцахе),  нету иностранного капитала. Он нам и нужен, наше национальное достояние должно быть собственностью народа, а не кучки  олигархов или иностранных компаний которые будут  диктовать нам свои условия».  Вот такие вот новые  карабахцы  живут тут и хотелось бы побольше таких людей. Ведь на самом деле, эти «кадры» нужны  для будущего. Пора «собирать» наш народ по тем  крупицам, зачем он должен трудится на чужие интересы, когда интересы  родины важнее всего!

  От переехавших сюда недавно, всё таки я решил попытать счастье у тех кто живёт тут  давно, на моё счастье я живу в такой семье, которая перенесла войну, чьи 3 сына ушли  воевать за свою землю, один из них к сожалению не вернулся с этой войны, но государство не забыло его заслуги перед Родиной, и родным  выделил 3,5 миллиона  драмов на ремонт их дома, который  уже со временем  приходил в негодность.

  По приезду в Степанакерт не расчитывайте, что с жилплощадью у вас не возникнут проблемы, не думайте, раз линия фронта близка, то и квартиры будут дешёво  стоить, НЕ совершайте моих ошибок. Так как познакомился я с ними? После пустых катаний по городу мы решил заехать в пригород и не прогодали, нам встретился мужичёк и на вопрос кто тут сдаёт комнату, он уверенно сел в машину и сказал нам езжайте прямо. Я даже не имел представления в какой семье  я  живу, пока рано утром меня не разбудил шум молотков и работающих людей. На мой вопрос что тут делают, хозяин ответил, что гос-во  ремонтирует его дом. Меня, конечно,  заинтересовало почему? За какие такие  заслуги? Он молча кивком головы указал на висевшую на стене фотографию. Стало стыдно за свой  ляп, со стены на меня смотрел парень 25 лет с автоматом на плече. Он погиб в самом конце войны, снайпер убил его как бы про себя сказал мне он, человек который всегда улыбался, увидев меня, сейчас  его глаза наполнились  болью и тоскою. Хоть и время было не подходящее, быстро вытащив из  кармана диктафон,  я повёл его на кухню и там завязалась беседа. Из неё я узнал, что правительством  НКР была разработана программа, которая выделяла средства на ремонт квартир и домов тех семей, чьи  родственники погибли на войне. Она уже действует не только  по  Степанакерту, а по всей НКР. В зависимости от состояния жилплощади госкомиссия оценивает ущерб, а так же финансовые и материальные затраты  на его устранение. Теперь и мой  дом  будут ремонтировать, радовался он, ведь его годы уже не позволяли ему это сделать. Я попросил его мне рассказать о войне, уезжали  ли  они с семьёй отсюда, каково быть отцом солдата и как они видит перспективы будущего Арцаха. Я рад тому, что Арцах обрёл независимость, начал он с этих слов, но я бы был  больше рад если бы поскорее решился наш статус  и мы воссоединились с Арменией и стали единным  государством. Как странно, всё таки, два поколения, а каждый думает по своему и каждый по своему прав. Человек умудрённый  жизненным  опытом с такой лёгкостью  говорил о политике, хотя и толком не представлял что это такое. Когда речь снова  зашла о его сыне, он ответил, что служили всей семьёй, а семья  была большая, трое его сыновей ушли воевать, но вернулись только  двое. Старший сын погиб в 1993году 30 апреля, а младший сын получил ранение и был контужен. Но у них и мысли не было всё  бросить и уехать. Наоборот, когда его сыновья возращались, их мать разбирала и чистила автоматы. На мой вопрос смогут ли они снова принять сюда азербайджанцев, или в замен на мирный договор, вернут те земли, которые освобождали его сыновья от окупации, мне ответили «Нет и не потому что была война причина не в этом. 70 лет совместной жизни не сгладит то что делали турки 100-300 лет назад. Мы и без них хорошо живём, а они своих овец пускай пасут где нибудь в другом месте не на нашей земле. В советское время, продолжал он, почти все ключевые посты занимали азербайджанцы, и если и были социальные проблемы у нас то к нам никто не прислушивался, а им проводили воду, газ, телефон. Во время войны мы вернули то что отняли у нас вожди СССР, сидя в кабинетах, теперь то что мы возратили кровью и слёзами  мы должны отдать им? Никогда турецкой  ноги тут не было и не будет, а если придёт время мы снова возмём оружие в руки! Нам надо заселить наш Арцах, вот тут сколько земли, приезжайте, живите,  и ты это напиши, сынок, напиши о том как тут на самом деле хорошо и сколько тут ещё можно будет сделать, передай это своим друзьям, которые это опубликуют. Вот так вот сынок.», -  с  этим словами он дал понять, что больше не хочет говорить.

   Я выключил диктофон и вышел.

/Аналитический центр "Митк"/ Оганез Оганесян