Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

28 января - 20 лет армянской армии

Дата: 26.01.2012

28 января 1992-ого года Правительство Армении приняло историческое решение «О Министерстве обороны Республики Армения», тем самым юридически провозгласив создание Армянской Национальной армии.

Создание и история армянской армии нераздельно связаны с историческим фактом создания армянской государственности, поскольку понятия «государство» и «армия» взаимоопределяющие, и трудно, если не сказать невозможно, представить одно без другого. Как для одного, так и для другого началом всего стал февраль 1988-ого года – началом борьбы за Карабах, восстановления государственности и создания Национальной армии. На пути своего становления армянская армия (как и сама армянская государственость) прошла несколько трудных и стержневых этапов. С точки зрения основополагающих процессов и поставленных перед собой задач, путь, пройденный нашей армией, по сути, можно разделить на три этапа.

Первый. Февраль 1988г. – март 1992г., когда в условиях активизации карабахского движения и крайнего обострения армяно-азербайджанских отношений обеспечение военной безопасности населения Армении и Карабаха стало более чем актуальным.

Второй. Июнь 1992г. – май 1994г., когда уже независимая Республика Армения, вместе с Нагорно-Карабахской Республикой находясь в необъявленной, но фактической войне с Азербайджанской Республикой, одновременно взялась за создание Национальной армии.


Третий. С июня 1994г. по сей день. Этот этап можно назвать этапом военного строительства, стабильного развития, повышения боеспособности войск, укрепления дисциплины, подготовки и переподготовки среднего и вышего офицерского состава, а также этапом исчезновения из года в год барьера, существующего в отношениях армии и общества, когда после утсановленного перемирия власти страны и руководство армии получили возможность уже в мирных условиях сосредоточить усилия на окончательное формирование армии, как военно-оборонного комплекса, по направлению создания и применения всех необходимых подразделений.


Каждый из этих этапов, будучи важнейшим звеном цепи нашей армейской истории, отличается своими особенностями, логикой развития, реалиями, имевшими место в данный отрезок времени, и даже психологией. Будет неправильно определить какой-либо из них как менее или более сложный, поскольку они несравнимы по ряду причин: несравнимы времена, политические реалии, наличествующие ресурсы.


Основной особенностью и характерной чертой периода с 1988-ого по май 1992-ого года являлся неподдельный патриотизм, точнее, пожалуй, стихийность. Вообще, говоря «армия», первой мыслью, которая возникнет в голове любого разумного человека, будет солдат в форме, казарма и маневры, почетный караул, парад и присяга. Листая историю вышеупомянутых лет мы точно не найдем ничего подобного, что, тем не менее, никак не умаляет их важность.
«Армия» того периода была новообразованной армянской политической мыслью и ее судорожными (но удачными) усилиями решить поставленные перед нею в этот исторический период времени великие задачи: восстановление независимой государственности и защита правого суда армянского населения Нагорного Карабаха. «Армией» в мышлении армянского общества было созревание осознания того, что только собственные вооруженные силы могут быть гарантией безопасности народа и общества. «Армией» были действующие независимо друг от друга добровольные отряды (числом около 80-ти), которые, добывая оружие из военизированных учреждений, огневых точек противоградовой артиллерии, классов военного дела и всех прочих возможных мест, добровольно, побуждаемые патриотическими и нравственными ценностями, отправлялись в самые горячие точки границы – вести неравный бой с противником. Противником, который, осуществляя погромы в Баку, Сумгаите, Кировабаде и массовые выселения армянского населения, больше не гнушался ничего и перед всем цивилизованным миром начал открытую военную кампанию против Армении и Нагорного Карабаха. Все это осуществлялось с очевидного попустительства, а иногда и при деятельном участии коммунистического режима. Ярчайшим примером этого стала осуществленная в апреле-мае 1991-ого года пресловутая операция «Кольцо», в результате которой были выселены армяне из деревнень Геташен и Мартунашен. За этим последовали принудительные выселения всего армянского населения из более чем десятка деревень Адрутского района и из Бердадзорского подрайона.


Лицом к лицу со всеми этими давлениями стояли армянские добровольные отряды, действия которых, повторяю, были стихийными, нескоординироваными и проводились в условиях отсутствия единого центра-структуры, координирующей оборону Армении и Арцаха.Однако это были те жизнеспособные ростки, из которых сразу после провозглашения независимости должны были родиться подразделения доблестной армянской армии.
Добровольцы, которые некоторое время спустя должны были плавно уступить свое место регулярным военным формированиям, блестяще выполнили поставленные ими же перед собой задачи.Часть из них пала в отважных боях: Мовсес Горгисян, Татул Крпеян, Дживан Абраамян... и многие, многие другие. Прочие же, начиная уже с 1992-ого года, участвуя также в широкомасштабных военных действиях, вместе с новосозданной регулярной армией понесли нашу первую военную победу. К сожалению, многие ценой своей жизни.


Декларация о независимости 1990-ого года, которой была провозглашена фактическая независимость Армении, открыла новые правовые и практические перспективы в вопросе создания национальной армии. В сентябре того же года был сформирован Ереванский особый полк, а в Арарате, Горисе, Варденисе, Иджеване, Мегри было образовано пять рот. В 1991-ом по решению правительства Республики Армения был создан Государственный комитет по обороне при Совете Министров. Похожая структура уже действовала в Нагорном Карабахе. Этим заметно облегчилась задача координирования в сложнейших условиях действий по обороне Армении, Арцаха и Шаумяна, одновременно становясь той основой, на которой чуть позже будет создано Министерство обороны.


5-ого декабря 1991-ого года, по указу президента республики первым министром обороны был назначен Вазген Саргсян, который, уже будучи председателем парламентской комиссии по обороне, был любимым командующим большинства добровольцев.


28 января 1992-ого года Правительство приняло историческое решение «О Министерстве обороны Республики Арменя», тем самым юридически провозгласив создание Армянской Национальной армии. В подчинение новосозданному министерству были переданы патрульно-постовой полк милиции Министерства внутренних дел, оперативный полк особого назначения, полк гражданской обороны и республиканский военный комиссариат. Чуть позже был основан центральный аппарат Министерства обороны: Генеральный Штаб, управления и некоторые отделы. В мае 1992-ого года Министерство обороны начало первый призыв на воинскую службу на территории республики, ставя основу стойкой традиции пополнения рядов армии военнослужащими срочной службы.


С этого момента и начинается второй этап в истории нашей армии. Этап, задачи которого, не уступая по сложности предыдущему, по своему характеру были иными. В 1992-ом руководство республики, во главе с президентом Левоном Тер-Петросяном, приняло крайне важное и дальновидное решение для Армении, в первую очередь – для ее Вооруженных Сил: мы приняли путь не насильственного захвата вооружений Советских войск, а получения доли Армении из этих вооружений организованно, на договорной основе. Благодаря этому, несмотря на то, что военной техники количественно было меньше, сравнительно с тем, что могло получиться в случае захвата, однако она была исправна и перешла государству, а не отдельным лицам или отрядам. Благодаря этому часть российских войск осталась в Армении, в дальнейшем переростая в военную базу и становясь важной составной частью безопасности Армении.
Армия в эти годы, если можно так сказать, жила двумя жизнями. С одной стороны интенсивно шло формирование армейских структур, ее правовое укрепление, а с другой стороны – новосозданные армейские подразделения находились в состоянии фактической войны с соседом. Параллельно логике “Все для фронта” делались попытки направить возможные ресурсы на решение конструктивных задач.


Параллельно задачам оружия и боеприпасов, горючего, продовольствия и обмундирования, перед министерством встала еще одна не менее важная задача – пополнение вооруженных сил младшим, старшим и высшим офицерским составом и профессиональными кадрами. Министерство обороны развернуло крупную кампанию по привлечению в армянские вооруженные силы служащих в бывшей советской армии офицеров и тем самым смягчению, хоть и временно, этой задачи. К чести нашего народа, многие офицеры откликнулись на зов МО, оставили свои мирные и безопасные места проживания, пришли и влились в святое дело военного строительства, обеспечения безопасности родины.


В их числе были сегодня уже генерал-полковники Гурген Далибалтаян, Микаел Арутюнян, генерал-лейтенанты Норат Тер-Григорян, Грач Андреасян, Кристафор Иванян, Мкртыч Абраамян, Юрий Хачатуров, Микаел Григорян, генерал-майоры Аркадий Тер-Тадевосян, Артуш Арутюнян, Мураз Саргсян, Леонид Мартиросов, Владимир Айрапетян, Алик Саргсян, Мартин Карапетян, Тигран Гаспарян, Алик Мирзабекян и многие другие. Наряду с этими лицами, не могу не отметить также имя генерал- лейтенанта Анатолия Зиневича, для которого Армения стала второй родиной.


В плане военного строительства 1992-ой год стал крайне продуктивным:

было утверждено необходимое правовое поле,
сформировались руководящие звенья, в первую очередь – Генеральный Штаб,
были созданы службы тыла и вооружения,
были основаны роды войск и специализированные военные части,
были выработаны боевые составы и структуры групп и военных частей, поставлено начало формирования родов войск и служб, проведен первый призыв на воинскую службу,
были сформированы первые пограничные войска – с перспективой преобразования в мотострелковые,
было развернуто подразделение военных частей на взводы, роты, батальоны, начался процесс укомплектации и боевой подготовки личного состава.


Параллельно всему этому отдельные боевые действия вдоль границы уже переросли в настоящую войну со своими ужасающими масштабами. Военный год для нас начался довольно удачно. В мае 92-ого, в основном заканчивая уничтожение азербайджанских огневых точек внутри Карабаха, силы самообороны спланировали и блестящим образом провели операцию по освобождению Шуши, вписывая одну из самых славных страниц в нашу военную летопись новых дней. Этим силы самообороны Нагорно-Карабахской Республики спасли Степанакерт от каждодневных тяжелых бомбардировок, а также открыли сухопутный путь в Армению. Спустя несколько дней силы самообороны также заняли Лачин, заставив замолчать огневые точки Джанхасана, Кёсалара и ряд других. Сухопутная связь с Арменией отныне была восстановлена, противник отступил и находился очень далеко. Многим показалось, что близится конец боевых действий. И мы, вынужденно, на мгновение промедлили, что впоследствии имело тяжелые последствия.


С июня 1992-ого начинается второй этап в истории нашей армии, когда азербайджанцы, воодушевленные беспрепятственным захватом многочисленного вооружения распределенных на территории Азербайджана подразделений советской армии, обилия наемников – безработных и, следовательно, оставшихся без средств к существованию офицеров той же армии, и нашим промедлением, перешли в широкомасштабное наступление. Пал Шаумян, начался период временных удач противника. Наши отряды были вынуждены отступить со значительной части Мартакертского района, уводя с собой население. Этот период стал для для нашего государства и всего народа периодом действительно тяжелейшего испытания. Казалось, что это конец нашего начала, что противостоять противнику невозможно ни военными силами, ни духовно. У многих сдали нервы, многие потеряли надежду, многие умыли руки. Некоторые политические силы застраховали себя, обвиняя друг друга в продаже родной земли. Червь сомнения перебрался в отряды.


Но иначе думал собирательный армянский солдат. Он боролся, остановил противника и, в конце концов, вышел победителем из навязанной нам неравной войны.


Это было в тот период, когда Министерство обороны возглавил один из предводителей Движения Вазген Манукян, которому удалось определенным образом сгладить внутренние противоборства, принять ряд важных решений, улучшить материальное снабжение армии, сделав свой важный вклад во внесение перелома на этом этапе.


Уже в конце марта 1993-го года была проведена Кельбаджарская операция – был взят этот, как клин разделяющий Армению и Карабах, важный участок. В июне противник, после тяжелых боев, не сумев противостоять стремительным атакам армянских сил самообороны, был вынужден оставить Мартакерт с прилегающими населенными пунктами, в июле – Агдам, в августе-октябре – Физули, Джабраил, Кубатлу и Зангелан, что позволило оборонительной армии сформировать вдоль страны зону безопасности, чтобы уберечь большую часть Нагорного Карабаха от возможных бомбардировок.


Казалось, что этого поражения должно было быть достаточно противнику, чтобы понять очевидную несостоятельность своих посягательств и надежд. Однако, азербайджанская армия, не образумившись и от этого поражения, в декабре 1993-го года перешла в неимевшее прецедентов наступление. Это сражение, которое продлилось ровно пять месяцев, закончилось полной победой армянской оборонительной армии. Такой победой, что проигравший противник, до этого не желающий даже слышать о прекращении огня, склоня голову согласился подписать его.


19-ого мая 1994-ого года министры обороны Армении, Карабаха и Азербайджана в Москве подписали соглашение о прекращении огня. Война, хотя бы временно, прекратилась, тем самым знаменуя окончание второго этапа в истории нашей армии.


Уже в мирных условиях новосозданная армия и ее командный состав получили возможность приняться за дело военного строительства, обращая внимание преимущественно на внутренние задачи армии. Процесс военного строительтва охватил, без преувеличения, все сферы военного комплекса – от армейских инфраструктур до обеспечения необходимой законодательной основы.


Одной из основных задач военного строительства является подготовка кадров. С этой целью были созданы военно-авиационное, летно-техническое училище, которое впоследствии переросло в Военно-авиационный институт, Высшее военное разноплановое командирское училище Министерства обороны, сегодня уже – Военный институт им. Вазгена Саргсяна, Военно-медицинский факультет Ереванского государственного медицинского университета им. Гераци. По сегодняшний день эти учебные заведения подготовили для Вооруженных Сил около 1300 выпускников-офицеров. Продолжилась также подготовка и переподготовка офицерских кадров в военно-учебных заведениях зарубежных стран. В частности, в Российской Федерации и Республике Греция обучились и сегодня продолжают обучаться около 1500 офицеров и курсантов.


Учитывая, что значительную часть офицеров Вооруженных Сил составляют бойцы добровольных отрядов самообороны, с целью повышения их квалификации и переподготовки был создан центр повышения квалификации офицеров, который за время своей работы дал около 1500 офицеров-выпускников. Около 1000 выпускников дала школа младших офицеров.


С целью дальнейшего усовершенствования Вооруженных Сил, а также организации надежной защиты государственной границы Республики Армения, координации руководства, повышения боевой готовности, были созданы войсковые соединения по нескольким направлениям – объединяя деятельность военных частей соответствущих регионов.


Были укомплектованы управления, отделы и службы центрального аппарата, состоялись следующие рода войск: артиллерийские, противовоздушной обороны, воздушные силы, сформировались войска разведки, связи, инженерные войска, которые выполнили возложенные на них во время войны задачи, а теперь боеспособны и готовы защищать границы Родины.


Благодаря годам последовательной работы, повысился уровень боевой подготовки офицеров и солдат, улучшилась нравственно-психологическая атмосфера, укрепилась дисциплина. Если в 1995-ом году в Армянской армии погибло, было убито и умерло 324 солдата, то в 2001-ом – 56. Конечно же, для нашего малочисленного народа и это большая цифра, но похожее уменьшение является показателем продуктивности проводимой работы.


Боевая готовность и боевая подготовка охватили все сферы жизни и деятельности Вооруженных Сил. В этом смысле, первичными были задачи организованного перехода в любой момент от должностей мирного времени к военным, а также быстрого и незаметного для средств разведки противника выхода для выполнения боевых заданий из мест постоянного дислоцирования.


В этой связи третий этап военного строительства довольно насыщен использованием, как на уровне единиц, так и войсковых соединений, штатного оружия и боеприпасов, многочисленными плановыми учебно-тренировочными, лагерно-полевыми, командно-штабными сборами.


Благодаря ежедневным практическим занятиям на танковых полигонах, стрелково-артиллерийских стрельбищах, полях тактического обучения, укрепляются полученные в учебных классах теоретические знания солдатов. Специальное внимание уделяется способности армейских войсковых соединений вести боевые действия в сложных климатических условиях и в ночные часы.


Важное значение дается развитию оперативного мышления командирского состава, процессу обучения правильно анализировать и оценивать создавшуюся ситуацию, принимать целенаправленные решения, организовывать работы на местности, управлять во время боя находящимися в их подчинении формированиями.

http://www.mil.am