Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Приглашение к диалогу

Дата: 17.12.2011

В бакинских СМИ продолжается муссирование вопроса межобщинного диалога между НКР и Азербайджаном на уровне народной дипломатии. После провала первого мероприятия в Берлине столь же безрезультатной оказалось и парижское мероприятие. Понятно, что после развязанной Азербайджаном кровопролитной войны, после 17 лет «мирных» переговоров, основанных на угрозах Азербайджана, после многолетнего усиленного насаждения ненависти к армянам на уровне государственной политики, после возвеличивания идеи «сафаризма» – убийства мирных армян везде и повсюду карабахская сторона не верит в «искренность» Азербайджана.

ВНЕЗАПНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕССИВНОЙ РИТОРИКИ НА «МИРНУЮ» ВЫЗЫВАЕТ НАМНОГО БОЛЬШЕ ОПАСЕНИЙ, чем бывшая военная, хотя бы потому, что официальный Азербайджан, перекладывая «мирные» инициативы на плечи своей азербайджанской общины, тем самым продолжает милитаристский подход. Хотя в Азербайджане активно выдвигают идею межобщинного диалога, есть и силы, которые противятся этому, видя в инициативе угрозу превращения диалога общин-беженцев в диалог всех общин народов НКР и Азербайджана, что, безусловно, может расшатать унитарность азербайджанской государственности. Ведь до сих пор Азербайджан фактически просто не желал слушать голос Степанакерта, объясняя это тем, что, дескать, народ Нагорного Карабаха – граждане Азербайджана. Новая инициатива интересна в плане того, что, инициируя диалог, Азербайджан де-факто признает суверенитет Нагорного Карабаха, но пока только устами «народных дипломатов». Именно это и вызывает опасения азербайджанских националистов.

Тем не менее период «дипломатии общин-беженцев из Нагорного Карабаха» фактически начался. Представитель азербайджанских беженцев из Нагорного Карабаха Фархад Бадалбейли заявил журналистам в Баку, что «для очередной встречи инициативу должна выдвинуть армянская сторона». Подобное заявление следует признать положительной новостью в политическом лексиконе азербайджанских деятелей, и грех было бы армянской стороне не воспользоваться предложением. Думается, община армян-беженцев из оккупированных районов Нагорного Карабаха не преминет на него откликнуться.

Такой диалог общин-беженцев – людей с общей трагической судьбой – может привнести реальную конструктивную струю в нелегкий процесс налаживания контактов между народами, создания атмосферы доверия, демократизации и, в конечном итоге, мира и стабильного развития региона. При этом в процессе не должны принимать участие люди, которые участвовали в развязанной Азербайджаном войне против народа Нагорного Карабаха на стороне Азербайджана, поскольку их жажда реванша будет однозначно мешать осознанию неотвратимости признания равных прав.

ФОРМАТ ДИАЛОГА ОБЩИН АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ-БЕЖЕНЦЕВ И АРМЯН-БЕЖЕНЦЕВ ИЗ НАГОРНОГО КАРАБАХА действительно может стать началом по-настоящему мирного диалога. Это позволило бы поднять вопрос возвращения не только мирных азербайджанцев, которые, спасаясь от развязанной Азербайджаном войны, вынуждены были оставить свои дома в Нагорном Карабахе, но и армян, в свое время насильственно депортированных властями Азербайджана из ряда районов Нагорного Карабаха. Речь, в частности, о территориях, по сей день остающихся под оккупацией Азербайджана: это весь Шаумянский район НКР, части Мартакертского и Мартунинского районов.

В контексте переговорного процесса фундаментальные права этих людей игнорируются на протяжении двух десятков лет. Однако рано или поздно их право возвращения в родные дома обязательно должно быть учтено и рассмотрено в процессе урегулирования. В противном случае придется говорить об избирательном подходе к правам разных общин беженцев из Нагорного Карабаха. Кто знает, возможно, со временем к данному формату подключатся и беженцы-армяне из Азербайджана?

Подобная гуманитарная инициатива, без сомнения, может стать началом весьма важного процесса: процесса правового признания Азербайджаном суверенитета НКР, возвращения оккупированных территорий Нагорного Карабаха с последующим возвращением беженцев в свои дома. Но для этого нужно, чтобы власти Азербайджана успевали за мирными инициативами сторон, а не делали мир прерогативой исключительно общин-беженцев, а своей прерогативой – только угрозы и войну.

Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»