Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Таинства ААЦ
«Кто грешит перед Творцом своим, тот попадет
в руки врача» (Сир. 38:15).
Таинство елеосвящения совершается над больными для
исцеления их от немощей душевных и телесных. Этим таинством
Церковь преподает божественные дары для излечения и
исцеления своих болеющих прихожан. Это душеспасительное
таинство исполняется не только в церкви, но и на дому
— для лежащих тяжело больных или тех, кто при
смерти.
Болезнь — в основном результат преднамеренно
или невольно совершенных грехов человека. Говорим «в
основном», поскольку есть болезни наследственные,
а также ниспосланные милостью Божией для того, чтобы
стали явны дела Божии (Ин. 9:1–4).
Болен человек, который отдалился от Бога и живет неподобающей
христианину грешной жизнью. Для того чтобы выздороветь,
он прежде должен раскаяться и исповедать совершенные
грехи. В этом случае Церковь, священник, молятся за
больного, совершая таинство Елеосвящения. Таким образом,
это таинство близко к таинству Покаяния и является
тождественным ему.
Установление таинства
На протяжении Своей земной жизни, Христос совершал
многочисленные исцеления, описанные в Евангелиях. Многие,
приближаясь ко Христу, ожидали от Него всего-лишь телесного
исцеления, но вот что Иисус отвечает им: «Прощаются
тебе грехи твои» (Мф. 9:2) или «По вере
вашей да будет вам» (Мф.9:29).
Таким образом, истинной болезнью человека является
грех, a путь исцеления от болезней пролегает через
веру, осознание своего греха, покаяние и упование на
Бога. При этом мы отнюдь не считаем, что нужно отказываться
от лекарств, но утверждаем, что, применяя естественные
средства излечения, нужно твердо осознавать, что корень
болезни сокрыт в грехе, и единственное спасение находится
в Божьей воле. Как к примеру в Евангелии, в повествовании
о женщине, страдавшей кровотечением, которая долгие
годы обращалась ко всевозможным лекарям, но не получила
исцеления. И в конце концов, не надеясь более на них,
силой своей веры приступает ко Христу. Иисус отвечает
ей: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина
с того часа стала здорова» (Мф. 9: 20–22,
Мк. 5:25–29, 34).
При исполнении чина о болящих, Армянская Церковь акцентирует
внимание преимущественно на веру и исповедь грехов,
а не помазание. Согласно Саргису Шнорали: «Не
масло дарит здоровье больному, а имя Господа».
Основываясь на этом, Церковь, посылая духовное лицо
исполнить Елеоосвящение для кого-либо из членов паствы,
велит ему не чудо совершить, а дать отпущение грехов
через рассмотрение веры, исповедь и ободряющее увещевание.
Именно в такой роли выступает священнослужитель во
время таинства. Утешая словом, исследуя совершенные
грехи через исполнение обряда исповеди, наставляя в
добре, в конце концов, по Божиему повелению отпуская
грехи и ведя больного к душевному спокойствию, он создает
предпосылки для того, чтобы больной стал выше физического
страдания, надеясь в молитве на милость Божию. И мы
уверены, что искренняя вера не останется без награды,
— «Тогда Он коснулся глаз их и сказал:
по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их»
(Мф. 9:29).
Чтобы вывести человека из состояния духовной слабости
и немощи, священнослужитель, прежде всего, подводит
его к покаянию, чтобы больной отрекся от грехов, ставших
причиной отдаления от Бога. Во-вторых, евангельскими
примерами укрепляет в больном человеке веру, надежду
и любовь к Богу. В-третьих, молится за него, прося
больному исцеления.
В отношении таинства Елеосвящения каждый христианин
должен помнить о следующих важных обстоятельствах:
1. Болен кто из вас? Пусть позовет священнослужителя,
чтоб тот помолился над ним (Иак.5:14);
2. Это таинство Церкви исполняется не только для тех,
кто при смерти, а для каждого христианина, который
в своем физическом страдании и болезни ожидает духовного
исцеления и телесное здоровья
3. Основа исполнения таинства — раскаяние
и вера больного;
4. Таинство совершается молитвой священника, чтением
Евангелия, а также возложением святого Креста, Евангелия
и руки священнослужителя на голову больного;
5. Целительна божественная мощь и сила, все остальное
священнодействие обряда используется для того, чтобы
эта сила стала видимой, явной.
Исцели недуги и излечи болезни народа Твоего, Господи
Боже наш, и дай всем совершенное здоровье знамением
всепобеждающего креста Твоего которым принял Ты немощь
рода человеческого и осудил врага нашей жизни и спасения.
Аминь.