Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Молитвенник 

        Итак, внимайте мне. Молитва бывает двух видов - всеобщая и уединенная. Всеобщая есть, своего рода, дань общественному долгу, подобно тому, как мы все в совокупности являемся должниками Бога, потому что Он создал нас из ничего, сотворил нас, одаренными разумом, и вторично спас от смертного греха. Хранит Он нас во всякое время и исполняет нужды души и плоти нашей. Все это лежит на нас бременем долга, и мы расплачиваемся той всеобщей молитвой, когда находимся все вместе в Церкви и в установленный час воссылаем к Богу молитвы.

       А уединенная молитва - это та, когда кроме всеобщей молитвы, где и в какое время мы бы не находились, сосредоточившись, с мольбой обращаемся к Богу. Значит, знай, что хотя всеобщей молитвой мы расплачиваемся с нашими долгами, как было сказано, но это не есть выражение благодатной верности и признательности, потому что это всего лишь - расплата за долг. Это подобно тому, если взять у кого--либо пять талантов и затем вернуть те же пять талантов - в этом нет благодати ни для дающего, ни для берущего в долг. Большей же благодатью и проявлением верности будет это только в том случае, когда возвращающий долг дает с излишком. Вот тогда это будет благотворно для возвращающего долг и воистину - радостью для Дарителя. Отдав долг свой во всеобщем молитвословии, мы продолжаем непрестанно обращаться к Богу в своем уединении, почему и подобная молитва называется уединенной, и тогда мы уподобляемся верному рабу, который обратился к Господу со словами: Господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять талантов я приобрел на них. И тогда Бог благосклонно ответит нам: верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего. И изречет: ибо всякому имеющему дастся и приумножится. А именно: после преходящей жизни дарована будет тебе вечная жизнь.


       Таким образом, мы высказались о двух видах молитв. А что можно сказать о тех, кто не участвует во всеобщей молитве и не совершает уединенной молитвы. О таких изречено Богом чрез Давида: едят хлеб Мой и не призывают Меня. Ибо не христианин тот, кто не посещает дом Божий и не поминает имя Божие, и не призывает Его на помощь. И если подобный человек скажет, что он - христианин и почитает Господа Бога, значит он лицемер пред Богом, ибо пред Ним нужно делать благое, а не следовать вожделениям плоти и поклоняться сатане. Бессловесное животное узнает хозяина, кормящего его, и всегда находится рядом с домом, и не отходит от него. А нерадивый в молитве человек, кому дарован разум, не признает Бога милосердого своего, не хранит в памяти имя Его и не смотрит в сторону дома Его, который есть и Церковь. В порицание подобным Бог изрек чрез Исаию: вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мои не разумеет. Значит, пусть подумают лишившие себя благодати молитвы о том, как они должны предстать на Страшном Суде пред Господом и что должны ответить Ему. Знают ли они, что будут низвержены в ад? Несомненно, их ждет участь неразумных дев, которые, стуча в дверь, возопили: Господи! Господи! Отвори нам, и услышали в ответ слова Господа: «Истинно говорю вам, не знаю вас, достойных проклятия, отойдите от Меня в огонь вечный. Ибо когда призывал Я вас со всем милосердием, говоря: Приидите, стучите и отворю вам, вы никак не хотели услышать Меня не пришли ко Мне и не признали Меня. Ныне Я говорю: Не знаю вас». Да спасет нас от этого Господь наш Иисус Христос!


        Итак, возлюбленные мои, мое столь пространное слово может показаться неучтивым, однако долг наш вынудил к этому, ибо есть в народе нашем некие, которые подобно несмышленым животным, не хотят признать ни двери церкви, ни часа молитвы, и не умеют совершать крестное знамение. и поминать имя Божие, и не ведают ничего о молитве. Не знают они, к чему призваны и чем завершится их жизнь. Которые готовят погибель свою не только себе. но и детям своим и ближним. И потому мы вынуждены быть столь многословными, чтобы предостеречь их и освободиться от угрызений совести, и воистину исполнить свой долг.

        Итак, возлюбленные мои, снова и снова повторю, что молитва крайне необходима для человека, тем более - в наше столь тяжкое время. И потому, я, многогрешный и нуждающийся в молитвах ваших, недостойный блюститель благословенного народа моего собрал эту маленькую. книжку молитв, которая подобна вновь распустившемуся и благоуханному цветку, или недоспелому и недозрелому плоду в вашем духовном, Богом насаженном саду. Пусть будет она новым благословением вам от Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Поэтому вы должны принять ее с особой любовью и радостью по трем причинам. Прежде всего - как первенца, рожденного от бесплодной женщины, и как благую весть, и как чудеснейшее дитя духовных родителей ваших, ибо книжка вышла в печать в новой типографии, благоустроенной под попечительством милосердого Господа нашего Иисуса Христа. А также потому, что со времен Григора Просветителя нашего по сегодняшний день не рождалось еще подобное дитя духовного родителя вашего, ибо хотя и Авраам имел многочисленных детей от разных женщин, но возлюбил он только Исаака и воздал ему почтение, потому что родила его Сара после столь долгого бесплодия. Во-вторых, Молитвослов преисполнен самыми полезными и необходимыми знаниями, и, тем более что появился на свет в соответствии с нуждами времени, потому что в грозный час войны свинец более ценен, чем золото. В-третьих, маленький размер, а также простота и доступность слога делают Молитвослов очень удобным, дабы можно было везде и всюду хранить его при себе и утолять голод жаждущих всевозможными благоуханными яствами по подобию манны небесной ветхозаветного народа. Он сможет окончательно отсечь все причины нерадивых и тщетные сетования ропщущих, имеющих обыкновение жаловаться, что молитвы слишком длинны, трудны и так далее.
        Итак, примите эту книжку с любовью и благосклонностью и утешайтесь ею, духовно хотя бы один раз в день.
И да дарует Бог наш Иисус Христос всем нам трезвение, да услышит Он наши молитвы и исполнит прошения восприемников любви Своей, и да дарует мне, труженику, частицу молитв ваших. Мира и благополучия вам в Господе нашем Иисусе Христе!

« Назад  Далее »