Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь

Святая литургия / Сурб Патараг

Текст Св. Литургии Армянской Апостольской Церкви (Сурб Патараг)

Патараг (Литургия) означает жертва, дар, приношение. Литургия является выражением вечной любви Бога по отношению к своему творению, венцу Своего творения — человеку, все являются причастниками этой любви и Церковь Торжествующая (усопшие), и Церковь Воинствующая (живые). Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святое Таинство Причащения (Евхаристии), установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26–28; Лк. 22:19; 1Кор.11:24). Господь даровал нам великое Таинство, в котором Он Сам Себя приносит в Жертву Отцу, и Отец во Святом Духе приносит Сына верующим, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).Патараг (Литургия) означает жертва, дар, приношение. Литургия является выражением вечной любви Бога по отношению к своему творению, венцу Своего творения — человеку, все являются причастниками этой любви и Церковь Торжествующая (усопшие), и Церковь Воинствующая (живые). Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святое Таинство Причащения (Евхаристии), установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26–28; Лк. 22:19; 1Кор.11:24). Господь даровал нам великое Таинство, в котором Он Сам Себя приносит в Жертву Отцу, и Отец во Святом Духе приносит Сына верующим, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).

При совершении святой литургии используются просфора, приготовленная из пресного хлеба, и чистое вино. Причастие дается верующим в виде частицы просфоры, обмоченной в вине.

Для одной литургии преломляется только одна просфора. Священник в один день может совершать одну литургию, а также на одном алтаре в день может совершаться только одна литургия.

В святом Таинстве участвуют не только народ и духовенство, но и таинственно присутствует Святая Троица, Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Те, кто не приступают ко святому причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа. Во время литургии небесное духовенство соучаствует с земным. Христианин, участвуя в этом Таинстве и достойно вкушая освященные Дары (Тело и Кровь Христовы) соединяется с Богом. Вообще литургия содержит в себе таинство вочеловечения Христа и Его спасительное домостроительство, начиная от Рождения до Вознесения и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа), которое во время совершения литургии овеществляется символическими действиями, чтением Священного Писания, исполнениями псалмов и шараканов, наставлениями, проповедями и молитвами.

В настоящее время наша литургия, состоит из четырех основных частей.

1. Приготовление, которое происходит в ризнице Церкви, где служащий священник облачается в священные ризы с произнесением особых молитв. Затем перед алтарем священник омывает руки, исповедуется, получает отпущение грехов и восходит на алтарь к Святому Престолу. Эта часть литургии заканчивается Крестным Ходом.

2. Литургия Младенцев (некрещеных, оглашенных) начинается после Крестного Хода, когда священник вновь восходит на алтарь и длится до тех пор, пока дьякон не возглашает: «Никто из младенцев (оглашенных), никто из маловерных и никто из кающихся и неочищенных да не приблизится к сему Божественному Таинству».

3. Литургия Верных начинается, когда Святые Дары (хлеб и вино) переносятся с жертвенника на алтарь и действием Святого Духа, и молитвами священника освящаются. Затем верующие под видом хлеба и вина причащаются истинного Тела и Крови Христа.

4. Отпуст. После благодарственных молитв и последнего благословения, священник произносит отпуст — краткую молитву, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божьей.
По окончании литургии непричастившимся раздается мас (антидор) — части освященного тонкого пресного хлеба. Мас раздается, с одной стороны, в воспоминание о вечери любви, которая в древности совершалась после Божественной литургии, а с другой стороны, чтобы непричастившихся прихожан не оставить беспричастными Божественной трапезы и благословения.

С течением времени текст литургии и обряд подвергались изменению и развитию. В частности в апостольский период текстов Литургии не было и большинство произносились без подготовки. До IV в. порядок совершения литургии передавался из уст в уста, преимущественно епископами и лишь впоследствии евхаристические молитвы были записаны. В этот период известны литургии Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского типа. А древнейший текст литургии приписывается первому епископу Иерусалима Брату Господню Иакову.

Одновременно с расширением и укреплением Церкви, возникла необходимость объединить различные версии литургии, чтобы все Соборные Церкви совершали службу одним единым чином. Эта задача нашла решение в IV в., когда Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, составил чинопоследование литургии, согласно апостольскому преданию.

До V в. Армянская Церковь применяла то чинопоследование литургии, которую принес из Кесари Св. Григорий Просветитель.

Начиная с V в. наша Церковь начала применять также Литургию Св. Василия Великого. В дальнейшем произошли добавления из Литургии Св. Григория Назианзина и Св. Иоанна Златоуста.

В Х в. наша Литургия приобрела более завершенный вид. В деле обогащения армянской Литургии свой вклад внесли наши святые отцы: Григорий Просветитель, Саак Партев, Ован Мандакуни, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали и другие.
Эта работа продолжалась до XVII в., в результате которой, мы сегодня имеем полное чинопоследование литургии.

На протяжении веков, претерпевая изменения и дополнения, в своем исполнении на армянском языке, с особым характером ритуалов и самобытными армянскими песнопениями литургия превратилась в национальное достояние.