Мы сильнее, когда мы вместе.
Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь
При совершении святой литургии используются просфора, приготовленная из пресного хлеба, и чистое вино. Причастие дается верующим в виде частицы просфоры, обмоченной в вине.
Для одной литургии преломляется только одна просфора. Священник в один день может совершать одну литургию, а также на одном алтаре в день может совершаться только одна литургия.
В святом Таинстве участвуют не только народ и духовенство, но и таинственно присутствует Святая Троица, Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Те, кто не приступают ко святому причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа. Во время литургии небесное духовенство соучаствует с земным. Христианин, участвуя в этом Таинстве и достойно вкушая освященные Дары (Тело и Кровь Христовы) соединяется с Богом. Вообще литургия содержит в себе таинство вочеловечения Христа и Его спасительное домостроительство, начиная от Рождения до Вознесения и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа), которое во время совершения литургии овеществляется символическими действиями, чтением Священного Писания, исполнениями псалмов и шараканов, наставлениями, проповедями и молитвами.
В настоящее время наша литургия, состоит из четырех основных частей.
1. Приготовление, которое происходит в ризнице Церкви, где служащий священник облачается в священные ризы с произнесением особых молитв. Затем перед алтарем священник омывает руки, исповедуется, получает отпущение грехов и восходит на алтарь к Святому Престолу. Эта часть литургии заканчивается Крестным Ходом.
2. Литургия Младенцев (некрещеных, оглашенных) начинается после Крестного Хода, когда священник вновь восходит на алтарь и длится до тех пор, пока дьякон не возглашает: «Никто из младенцев (оглашенных), никто из маловерных и никто из кающихся и неочищенных да не приблизится к сему Божественному Таинству».
3. Литургия Верных начинается, когда Святые Дары (хлеб и вино) переносятся с жертвенника на алтарь и действием Святого Духа, и молитвами священника освящаются. Затем верующие под видом хлеба и вина причащаются истинного Тела и Крови Христа.
4. Отпуст. После благодарственных молитв и последнего
благословения, священник произносит отпуст —
краткую молитву, которой оканчивается богослужение.
Отпуст содержит краткое прошение о милости Божьей.
По окончании литургии непричастившимся раздается мас
(антидор) — части освященного тонкого пресного
хлеба. Мас раздается, с одной стороны, в воспоминание
о вечери любви, которая в древности совершалась после
Божественной литургии, а с другой стороны, чтобы непричастившихся
прихожан не оставить беспричастными Божественной трапезы
и благословения.
С течением времени текст литургии и обряд подвергались изменению и развитию. В частности в апостольский период текстов Литургии не было и большинство произносились без подготовки. До IV в. порядок совершения литургии передавался из уст в уста, преимущественно епископами и лишь впоследствии евхаристические молитвы были записаны. В этот период известны литургии Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского типа. А древнейший текст литургии приписывается первому епископу Иерусалима Брату Господню Иакову.
Одновременно с расширением и укреплением Церкви, возникла необходимость объединить различные версии литургии, чтобы все Соборные Церкви совершали службу одним единым чином. Эта задача нашла решение в IV в., когда Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, составил чинопоследование литургии, согласно апостольскому преданию.
До V в. Армянская Церковь применяла то чинопоследование литургии, которую принес из Кесари Св. Григорий Просветитель.
Начиная с V в. наша Церковь начала применять также Литургию Св. Василия Великого. В дальнейшем произошли добавления из Литургии Св. Григория Назианзина и Св. Иоанна Златоуста.
В Х в. наша Литургия приобрела более завершенный вид.
В деле обогащения армянской Литургии свой вклад внесли
наши святые отцы: Григорий Просветитель, Саак Партев,
Ован Мандакуни, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали и другие.
Эта работа продолжалась до XVII в., в результате которой,
мы сегодня имеем полное чинопоследование литургии.
На протяжении веков, претерпевая изменения и дополнения,
в своем исполнении на армянском языке, с особым характером
ритуалов и самобытными армянскими песнопениями литургия
превратилась в национальное достояние.