Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь

Об ААЦ

Армянская церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Знакомство с историей армянского народа не может быть полным без знакомства с его религией.

Эчмиадзинский Кафедральный Собор
События, относящиеся к происхождению каждой церкви, скрывает плотная завеса истории, они ускользают от нашего внимания из-за отсутствия первоисточников. Церковная история довольствуется свидетельствами наиболее вероятными, доводами, основанными на преданиях и непрерывности актов. Достаточно, чтобы предположения в целом не шли вразрез с достоверными данными истории.

Древнейшее и неизменное предание Армянской церкви признаёт первыми её основателями апостолов св. Фаддея и св.Варфоломея, известных и как первые просветители Армении. Учение Христа армяне приняли раньше всех других народов, в лице своего царя Абгара. Он был современником Спасителя, к Которому отправил послов с приглашением Его в свою столицу Едессию (нынешняя Урфа), но Спаситель Сам не мог придти, а впоследствии пришёл к Абгару апостол Фаддей (Тадевос), и царь принял от него крещение со всем своим двором. Другим апостолом, проповедовавшим слово Божие в Армении, был Варфоломей (Бартугимеос). Все христианские церкви единодушно признают предание, касающееся св.Варфоломея, его апостольских странствий, его проповедей и мученичества в Армении. Греко-православная и Римско-католическая церкви признают также евангелизацию Армении св. апостолом Фаддеем, прозванным Левием. Общепринятая хронология отводит миссии св. Фаддея восьмилетний период (35-43гг.), а миcсии св. Варфоломея - шестнадцатилетний период (44-60гг.).

Непосредственная связь с апостолами, которую Армянская церковь провозгласила в своих официальных постановлениях, свидетельствует о её древнем происхождении из апостольского первоисточника, без посредничества другой церкви. Таким образом, апостольское начало Армянской церкви представляется как неоспоримый факт в церковной истории.

На смену периода апостольских проповедей пришло время основания в Армении Епископской кафедры, первооснователем которой был епископ Закария. Христианство, неустанно проповедованное армянскими епископами на протяжении более двух столетий, постепенно проникало в души народа и его правителей. Этот процесс завершился официальным принятием христианства в 301 году, при царе Трдате III, которое тогда же было объявлено единственной и государственной религией Армении.
Первым патриархом и Католикосом всех армян в 302 году был провозглашён Григорий I Просветитель, позднее причисленный к лику святых.

Обычай, распростаранённый повсеместно, требует от каждой церкви своего этнического названия и определения её вероучения. Первое заимствуется у страны или названия народа, второе - у главной основы вероучения.

В период присоединения Восточной Армении к России правительству показалось необходимым более точно определить название церкви. В эту эпоху и выдвинули наименование Лусаворчакан, буквально означающее - последователи Просветителя, или армяно-григорянская - от имени Григора Лусаворича (Просветителя). Таким образом, наименование церкви армяно-григорянская, было внесено в русское Положение 1836 года, его же можно встретить и в Постановлениях Эчмиадзинского Синода того периода. Это наименование было воспринято неблагоприятно национальным общественным мнением, которое полагало, что тем самым у церкви отнимается её характер непосредственного апостольского наследия, оставляя за нею характер возникновения в IV веке.

Сегодня армяне пользуются только этническим названием Хай Аракелакан Екегеци (Армянская Апостольская Церковь), Хай Екегеци (Армянская церковь) или Хайоц Екегеци (Церковь армян). Выражение сурб (святая), угапар (православная) - являясь общепринятыми, тем не менее лишены официального характера.