Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Пенсионная Европа: уроки французского

Дата: 25.10.2010

Президент Николя Саркози победил в «пенсионной схватке» с профсоюзами, но вот второй Большой президентский приз 2012-го года (когда будут президентские выборы) он навряд ли теперь получит. Тут, похоже, как раз классический пример того, как можно выиграть сражение, но проиграть войну.

Президент Николя Саркози победил в «пенсионной схватке» с профсоюзами, но вот второй Большой президентский приз 2012-го года (когда будут президентские выборы) он навряд ли теперь получит. Тут, похоже, как раз классический пример того, как можно выиграть сражение, но проиграть войну.

Франция на этой неделе вышла на финишную прямую «пенсионных противоборств»: после одобрения сенатом 22-го октября пенсионной реформы Саркози этим законопроектом теперь займется парламентская согласительная комиссия. Окончательное голосование пройдет либо во вторник, либо в среду 27-го октября. И тогда изменения в пенсионный кодекс войдут в силу: пенсия в 62 вместо 60, а полная пенсия в 67 вместо 65-ти. И для mesdames и для messieurs.

Профсоюзы, правда, обещают еще пару горячих Дней действий – 26-го октября и 6 ноября и вообще «продолжения банкета» несмотря ни на что. Но это навряд ли встретит понимание большинства: любые затянувшиеся протесты обычно дают обратные результаты. А нынешние и так уже достигли той самой «критической массы», за которой начинается отчуждение общественного мнения. Аксиома.

Учитывая гипер-честолюбие Le Sarko, его характер, опыт и, в общем-то, элементарные законы политики (не поддаваться давлению улицы и толпы - одна из основных статей в этом кодексе), трудно было ожидать обратного. Побочный эффект от его действий будет, но это уже дело его личного политического здоровья: что заварил, то и придется испить через два года на выборах. Тут частная внутрифранцузская проблема. Чего не скажешь о пенсиях и Европе вообще.

Спасибо Саркози и французам: открыли глаза на идущий вот уже несколько лет подряд в Старом свете и все набирающий темпы процесс делимитации границ Государства всеобщего благоденствия или, как его еще называют, социального государства. Оно не рухнет, но его территории сжимаются по сравнению с 70-ми и 80-ми годами прошлого века. Речь, конечно, идет обо всем комплексе и многообразии льгот и социальных выплат (от пособий по безработице до бесплатного образования и медицинского обслуживания и пр.) Право получать законную, заработанную пенсию в четко оговоренный срок - совсем не последняя составная часть такого социального государства.

С точки зрения грамотного бухгалтера Саркози, собственно, не сделал ничего особо революционного. То, что на конечный пункт выдачи «социальных льгот» во Франции уже давно прибывает слишком много страждущих, было, в общем и целом, ясно задолго до Николя Саркози. По статистике дефицит пенсионного госфонда во Франции сейчас составляет 32 млрд евро, или 1,7% от всего ВВП. К 2020-му, без изменений, он мог удвоиться до 3% ВВП. Ни одно правительство такого не выдержит. Надо было либо рельсы к «пенсионному продпункту» перекладывать, либо пассажиропотоки сокращать. Поскольку второе невозможно, то пришлось заняться первым.

И здесь дело не в том, что Саркози сделал, а как он это сделал. Даже без формальных консультаций с профсоюзами и оппозицией. И получил пенсионные бунты и уже несмываемое темное пятно на репутации – пятно зажимщика социальных выплат. Такое навряд ли забудется. Это первый урок французской «пенсионной трагедии» и для Франции и для всей остальной Европы. А туда «пенсионные неприятности» придут уж точно.

Включая, кстати сказать, и Россию, где с одних «звуковых дорожек» слышно, что никаких планов поднять пенсионный возраст - нет, а с других поется, что делать это все же придется. Между прочим, все тот же Саркози весной 2007-го, перед избранием, утверждал: «Право на пенсию в 60 лет должно сохраниться». Ну кто же скажет обратное перед выборами?!

Правда, в нашем дорогом отечестве говорить о грядущих (после выборов, естественно) пенсионных перетяжках очень и очень нескромно. С какой стороны не посмотри – все мы никак не укладываемся в европейские стандарты. Даже близко не стоим. Взять хотя бы Британию - самого, кстати, отсталого члена европейской пенсионной семьи: пенсия в Соединенном королевстве составляет 30,8% от средней заработной платы. Очень мало. Во Франции – 51,2%. Рекордсмен Греция – 95,7%, а следом идут Люксембург (88,3%), Нидерланды (81,9%), Испания (81,2%), Дания (79,8%), Италия (67,9%), Германия (39,9%) В целом по ЕС – 60%.

Поскольку из одних процентов все-таки не получится «картина маслом», то вот совсем уж нехороший пример для сравнения. Все те же британцы уже запустили собственную пенсионную реформу: пенсионный ценз увеличивается с 60 для женщин и 65 для мужчин до 65 для обоих полов в 2020-м и 68 – в 2046-м. Еженедельные пенсионные выплаты планируется поднять с нынешних примерно 98 фунтов стерлингов в неделю до 140 ф.ст. – единой пенсионной ставки. Это значит, что одинокий пенсионер (пенсионерка) будут получать 7280 фунтов в год, а семейная пара - 14560 ф.ст.

В рублевом исчислении это в месяц более 27 тыс руб (!) для одинокого и за 54 тыс (!) для семейной пары. «Зеленая книга» с такими предложениями правительства будет обнародована в декабре. Зная всю перечисленную выше арифметику и проценты, можно легко подсчитать, сколько же получают не «пенсионно отсталые» британцы, а нормально обеспеченные, скажем, люксембуржцы, голландцы или шведы. Но я бы это упражнения не рекомендовал: зачем еще больше портить себе настроение после одних лишь «убогих» британских расценок?

«Французским путем» или схожим уже идут или пойдут многие страны ЕС. В Германии пенсионная реформа предусматривает поднятие общего пенсионного возраста с нынешних 65 до 67 к 2029-му году. В Испании, где в 2049-м каждому третьему будет за 65, пенсионную планку поднимут с нынешних 65 до 67 уже в 2013-м. В Нидерландах сделают то же самое, но постепенно – к 2025. В Греции пенсионный порог (сейчас 65 – для мужчин и 62 – для женщин) поднимут к 2013-му до единого – 65 лет.

Это все, конечно, неизбежно и вынуждено. Но пока мало кто задумывается над тем, что продление «рабочего возраста» на пару, пять или более лет будет автоматически создавать еще одну проблему. На сроки таких пенсионных пролонгаций будет отодвинуто и освобождение рабочих мест для молодежи. Значит, будет обостряться проблема молодежной безработицы, а это тоже взрывоопасное явление. Так вот мы, похоже, и будем хромать – от одной проблемы к другой.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник: http://newsarmenia.ru/analytics/20101025/42330398.html