Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Если будут развиваться села, то будет развиваться и государство

Дата: 17.09.2010

На сегодня первейшей нашей задачей должно стать проживание на родной земле и обеспечение ее процветания. Это должно лежать в основе государственной политики двух армянских республик - Армении и НКР. В основу политики нельзя ставить неверие, сомнение, страх. Есть люди, которые считают, что пока карабахский вопрос не разрешится, отношения с турками не наладятся, и мы здесь не сможем жить мирно. Я осуждаю подобные заявления и считаю их антинациональными, которые наносят только вред.

Владимир МОВСИСЯН. Государственный и политический деятель. Был заведующим отделом ЦК КП Армении, первым заместителем председателя Совета Министров, в годы Арцахского движения, в короткий период, первым секретарем ЦК КП Армении. Для созыва известного заседания облсовета НКАО активисты Движения Генрих Погосян и Вачаган Григорян проконсультировались именно с ним. Возглавлял государственную комиссию Армении по обороне. В 1990-1991 г.г. был заместителем министра сельского хозяйства СССР, после чего по просьбе беженцев вернулся в Армению и занимался вопросами депортированных. В самые трудные дни Арцахской войны, во время мартакертских событий, находился в Карабахе и вместе с властями решал вопросы возвращения депортированных лиц в свои населенные пункты.

«Я отлично знаю психологию азеров: если они разрушают дом армянина и видят, что армянин вновь восстанавливает его, то убеждаются, что он оттуда не уедет», - сказал В.Мовсисян, под руководством которого в 1992-1993 г.г. началось восстановление домов и возвращение беженцев. За 2,5 года почти во всех районах (за исключением территорий, которые по сей день находятся под азербайджанской оккупацией) было восстановлено почти 2900 домов и около 41 000 беженцев переселились в НКР, вернулись в свои населенные пункты. В санатории «Джермук ашхар» В.Мовсисян постоянно находился в окружении арцахцев. Представляем наше интервью с ним.

- Господин Мовсисян, думаю, Вы со мной согласитесь, что Азербайджан во все времена преследовал одну и ту же цель - изгнать армян с территорий, где они проживают. Пожалуй, и сегодня он не отказывается от своих иллюзий.

- Идея изгнания армян легла в основу политики Азербайджана еще в 1920-х годах, когда Нагорный Карабах был присоединен к Азербайджану. На начальном этапе это делалось в прикрытой форме, за счет демографии. Возьмем, к примеру, 1957-1977 г.г. В сельских населенных пунктах Армении численность азербайджанцев увеличилась на 51% (я привожу официальные статистические данные), а проживающее в селах армянское население за указанные 20 лет сократилось в Азербайджане на 43%. Армян оторвали от земли прадедов и обманным путем увезли в Баку, Сумгаит, Кировабад и другие города. А с 1988 года, пользуясь попустительством руководства Советского Союза, шантажируя центральные власти, под предлогом, что Карабахское движение может привести к межнациональным столкновениям, приступили к открытой политике изгнания армян. Хочу напомнить, что корни Арцахского движения уходят глубоко в историю, в те времена, когда Карабах состоял из пяти меликств. Тогда турки, спровоцировав среди меликов раскол, хотели проникнуть в Карабах, но армянство Арцаха смогло сплотиться и дать отпор.

- Интересно было бы узнать Ваше мнение о возможных решениях карабахской проблемы.

- У меня своя точка зрения на карабахскую проблему, которая, возможно, не совпадает с мнением ряда партий и лиц. На мой взгляд, данный вопрос карабахцы разрешили в рамках международного права. Они провели референдум, соответствовавший действующим законам Советского Союза. Народ отстоял свои права в навязанной ему войне, принял Конституцию и живет в рамках конституционности. НКР не угрожает ни одной стране, никого не терроризирует. Но она всегда готова защитить свои границы. Что из того, что она пока международным сообществом не признана, скажем, как Косово. Политика - это сфера, где всегда действуют двойные стандарты. Независимость одной страны по одним и тем же законам признают, а другой страны - нет. Но для нас это не должно стать предметом дискуссий. Для нас это вопрос будущего, и настанет день, когда все страны признают нас. Еще раз повторяю: в рамках международных законов Карабах уже самоопределился, стал независимым, и обратной дороги нет. На сегодня первейшей нашей задачей должно стать проживание на родной земле и обеспечение ее процветания. Это должно лежать в основе государственной политики двух армянских республик - Армении и НКР. В основу политики нельзя ставить неверие, сомнение, страх. Есть люди, которые считают, что пока карабахский вопрос не разрешится, отношения с турками не наладятся, и мы здесь не сможем жить мирно. Я осуждаю подобные заявления и считаю их антинациональными, которые наносят только вред. Разве евреи когда-нибудь скажут, что они окружены десятками арабских стран, отношения с которыми нельзя назвать дружелюбными? Но на протяжении многих лет каждое утро вместо пожелания доброго утра они говорят друг другу: встретимся в Иерусалиме. Так и добились своей цели.

- Но сегодня, к сожалению, наши села пустеют, молодежь не привязана к родной земле.

- Миграционные процессы наблюдаются во всем мире, весь мир в движении. Везде много иностранцев, но мы не должны прикрываться этим предлогом для оправдания своих ошибок.

- Что Вы предлагаете?

- Если мы хотим иметь сильное государство, нам нужно иметь сильную армию, надежно защищенные границы и процветающие села. Степанакерт и Ереван не могут быть развитыми, если у нас не будет процветающих сел. Я всегда в качестве примера привожу головастика, который состоит из большой головы и тоненького тела. Наши две республики похожи сегодня на головастика. Нам нужно укреплять наши села. А для этого следует разработать стратегию развития сел и сельского хозяйства с тем, чтобы удержать молодежь в селе. Прежде всего, необходимо создать в селах центры производственно-технического обслуживания, которые будут обеспечивать сельчан техникой, семенами, удобрением, водой, инструментами. Сегодня производственно-технические центры должны создаваться при участии государства, потом они могут стать частными. Предоставляемые сельчанам кредиты должны быть с доступными процентными ставками, с гарантиями государства. Система кредитования и субсидирования нуждается в совершенствовании. Надо решать проблемы сбыта, чтобы сельчанин мог реализовать произведенную продукцию на оптовом и розничном рынке. И чтобы прибыль получал он, а не перекупщик. Приезжают несколько мошенников, покупают недорого у сельчанина продукцию, а потом продают втридорога. Прибыль получают они, а не государство, тем более не сельчанин. Как известно из курса политэкономии, кризис сбыта бывает при перепроизводстве, но сегодня в условиях недопроизводства существует проблема сбыта. О чем это говорит? Для создания системы сбыта в первую очередь следует развивать промышленные предприятия по переработке сельхозпродукции. У сельчанина должны быть возможности вывозить и продавать свою продукцию.

Необходима добровольная кооперация. И, наконец, должны действовать механизмы страхования. Сельским хозяйством занимаются под открытым небом, и ввиду неблагоприятных погодных условий возможен неурожай. В таких случаях сельчане должны рассчитывать на получение страховых сумм. Вначале этот вопрос должно решать государство, потом страховые компании. Свои предложения я представил Общественному совету РА, и они сейчас на стадии рассмотрения.

Земля - мать богатства, как говорили физиократы, а труд - отец. Без труда земля не может плодоносить. Стало быть, нельзя оставлять сельчанина наедине со своими проблемами. Оказываемые ему услуги должны иметь символические цены до тех пор, пока он сумеет встать на ноги. Жителей Шаумянского и Кашатагского районов НКР, к примеру, следует освободить от всех видов налогов.

- Говоря об укрупнении или кооперации хозяйств, сельчане подразумевают возвращение к колхозам. И справедливо возмущаются - почему же тогда разрушили хозяйства?..

- Кооперация должна быть не вокруг собственности, а проблем, т.е. сельчанин должен оставаться собственником земли. Он должен объединиться вокруг проблем обслуживания, сбыта, страхования, переработки. Он должен быть свободным, то есть, когда захочет, выйти из кооператива.

- По-Вашему, частная собственность на землю позволит добиться повышения ее производительности?

- Я более чем в этом уверен. Еще в советские годы на пленумах ЦК и вообще во всех союзных инстанциях я всегда высказывал свое мнение по этому поводу. По-моему, если у человека нет земли, он беспризорный. Раньше была земля, но не было хозяина - она являлась общенародной собственностью. И что самое главное, у сельчанина не было земли, и не он решал, что делать с полученной продукцией. Еще Пифагор говорил: если у гражданина нет собственности, у него нет родины. На мой взгляд, приватизацию земли надо было начать гораздо раньше. Весь мир идет по этому пути. Сегодня весь народ Соединенных Штатов и ряд других государств кормят американские фермеры, удельный вес которых не превышает 2,5% населения. Т.е. 2,5% фермеров кормят и всю Америку, и другие отсталые страны. Почему? Потому что у них есть земля, они защищены, и государство всегда рядом. Американские фермеры ежегодно получают из государственного бюджета субсидию в размере порядка 60 млрд. долларов. Если помочь армянскому крестьянину, он будет творить чудеса на земле. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы крестьянин работал на земле, получал продукцию и доходы, чтобы он кормил и себя, и других. Я прочитал изданную еще в 1898 г. книгу, где черным по белому было написано: самые лучшие в мире земледельцы - корейцы, а на втором месте - армяне. Я очень обрадовался. Значит, армян не следует учить, как обрабатывать землю, надо просто создавать условия. Если он встанет на ноги, то сможет прокормить и себя, и других. В Армении на сегодняшний день из 453 тысяч гектаров 170 тысяч (из коих 79 тысяч - это орошаемые земли) не обрабатываются. Надо всенародно обсудить данную проблему и разрешить ее, а не говорить об этом беспрестанно. У меня такой принцип - лучше каждый день зажигать по одной свече, чем постоянно проклинать мрак. Понятно, что проблемы в одночасье не решаются. Но с чего-то нужно начинать. Если мы не поможем сельчанам, у нас не будет земледельца, развивающихся сел. А если не будет развиваться село, то не будет и развитого государства.

- Нельзя сказать, что эти вопросы не рассматриваются на государственном уровне, но результаты не оправдывают ожиданий. А нынешний год для сельского хозяйства был просто бедственным...

- Мичурин как-то сказал, что мы не можем ждать милости от природы, нам нужно подчинить ее себе. Это всего лишь лозунг. Человек пока бессилен в борьбе с природными стихиями. Посмотрите, что происходит в России. Надо быть готовыми к смягчению наносимого ущерба, а не доводить все до нулевого состояния. Скажем, против засухи развивать орошаемое земледелие, против града создавать противоградовую и страховую систему, решить проблему производственно-технического обслуживания, сделать воду доступной. Возьмем японского фермера: он сеет рис, который требует в сорок раз больше воды, чем пшеница. У них вода бесплатная, а в Армении кубометр стоит более 11 драмов, и земледелец не в состоянии платить.

На сегодня в Армении расходы оросительной системы составляют 10 млрд. драмов. Государство в качестве субсидии предоставляет половину суммы и собирает 3,2 млрд. драмов. Разве государство не может заплатить также половину из 3,2 млрд., чтобы вода стала для всех доступной?

- Ваши пожелания арцахцам?

- Арцахцы по натуре всегда были борцами. Пожелал бы, чтобы они до конца оставались таковыми. В мире уважают две вещи - силу и науку. Нам нужно превратить две армянские республики в развитые страны со своей наукой и национальной культурой и предстать перед миром в числе цивилизованных народов, которые никогда не возлагают свои надежды на других, а сами решают свои проблемы. Считаю, сегодняшние трудности временные, и карабахцы непременно справятся с ними.

Источник: http://artsakhtert.com/rus/nwin.php?id=5921