Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Алиевский агитпроп и азербайджанская реальность

Дата: 16.07.2010

Милитаристская и реваншистская риторика, периодически звучащая из Баку из уст высокопоставленных государственных чиновников Азербайджана, включая президента Алиева, стала своего рода обязательной программой перед очередной возможной встречей глав Армении и Азербайджана или министров иностранных дел этих стран по проблеме карабахского урегулирования.

Как известно, 16 июля в Алматы открылся неофициальный саммит министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, в рамках которого, возможно, пройдет также встреча глав МИД Армении и Азербайджана и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И как закономерность, Ильхам Алиев накануне саммита, 13 июля, вновь выдал очередную порцию угроз разрешить конфликт силовым путем.

Выступая на заседании своего правительства, он подчеркнул, что «азербайджанский народ и азербайджанское государство никогда не смирятся с этим положением и любым путем восстановят свою территориальную целостность». Не обошлось и без давно уже ставшей для нас привычной интерпретацией азербайджанским президентом основополагающих норм международного права, в которой доминантой звучало слово «никогда». По его словам, «Нагорный Карабах никогда не получит статуса, отделяющего этот регион от остальной части Азербайджана», «Нагорный Карабах никогда не будет вне состава Азербайджана», «Нагорный Карабах никогда не станет независимым», «азербайджанский народ и государство никогда не согласятся на ... ». И все остальное в том же духе. Если резюмировать Алиева его же словами, то никто не сможет без согласия Азербайджана предоставить какой-либо статус Нагорному Карабаху.

В этих «никогда» сквозит истеричность и бессильная злоба, но не только. В них – откровенное пренебрежение международным правом, более того – попытка узурпировать это право или, по крайней мере, подвергнуть его ревизии. Азербайджан в последнее время любит спекулировать на том, что он, дескать, за некоторыми исключениями, принимает Мадридские принципы урегулирования конфликта. Тема исключений – исключительная тема, заслуживающая отдельного разговора. Поэтому лишь в очередной раз отметим, что одним из базовых принципов Мадридского документа является определение будущего правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его народа. Как видим, о «согласии Азербайджана» никакой речи не идет, и идти не может, ибо в противном случае можно будет говорить о дискредитации самого международного права и международных структур, в нашем случае – ОБСЕ и её Минской группы.

Выступление Алиева на заседании правительства отличалось употреблением ещё одного ключевого для него слова – «народ». Говоря о недопустимости для Нагорного Карабаха иного статуса, кроме как в составе Азербайджана, Алиев с частотой швейной машинки апеллировал к народу: «Азербайджанский народ изъявил свою волю. Конфликт будет разрешен в соответствии с волей азербайджанского народа. Повторяю, это наше всенародное дело, и последнее слово за азербайджанским народом».
Разумеется, государственному лидеру, пользующемуся безоговорочной поддержкой собственного народа, можно только позавидовать. Но безоговорочна ли поддержка Алиева? Тем более в столь судьбоносном вопросе, как вопрос о войне и мире? Азербайджанский президент все чаще и чаще упоминает возможность развязывания новой войны против НКР, но ведь главным условием для подобного шага является даже не количество вооружения и техники и цифры военного бюджета, чем Алиев, кстати, кичился и на упомянутом правительственном заседании, а, прежде всего, консолидированность общества. Может ли он похвастать этим, как хвастается раздутым военным бюджетом? Как выяснилось, нет.

Приведем цифры, которые могут оказаться посильнее и убедительнее данных о военных расходах Азербайджана. Недавно агентство REGNUM «Новости» опубликовало результаты социологического опроса, проведенного в Азербайджане в интересах Государственного департамента США с 20 июня по 15 июля 2009 года. Выяснилось, что 74,1% респондентов, по примеру своего президента, идеальным решением карабахского конфликта считают возвращение Карабаха в состав Азербайджана. Однако при этом 33,1% опрошенных не верят в реальность такого сценария. Иными словами, треть респондентов подвергает очень сильному сомнению победу азербайджанской дипломатии или армии. И еще одна любопытная цифра, которая наверняка ввергла в отчаяние Ильхама Алиева - лишь 9,8% опрошенных жителей Азербайджана верят в полное восстановление Азербайджаном контроля над территорией. К тому же 26,3% респондентов заявило, что готово при первой же возможности покинуть Азербайджан. Иными словами, Алиеву следует вначале хорошо подумать, а потом уже выступать от имени народа, значительной части которого не то что Карабах, но и родной Азербайджан не нужен.

Леонид Мартиросян

Defacto.am