Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

"Мы сильны"

Дата: 29.07.2008

Это не просто долгожданные слова Серж Саргсян отчитался за первые 100 дней президентства. Реакция была предсказуемой. Сторонники Л.Тер-Петросяна, претендующие на роль единственной оппозиции, как всегда, с тупым упорством не желают видеть в деятельности властей ничего положительного, и одно это лишает все их оценки какого-либо смысла. В целом же общество, состоящее в основном из наученных горьким опытом неисправимых пессимистов, на сей раз оценивают "100 дней", как принято говорить, со сдержанным оптимизмом. Во всяком случае тенденции четко обозначены, и они обнадеживают.

Серж Саргсян

Одна из таких тенденций (признаем, в какой-то мере даже неожиданная) – это недвусмысленная заявка Сержа Саргсяна на роль национального и даже общенационального лидера. Если эта заявка будет и дальше последовательно проводиться в жизнь, то она, безусловно, найдет самый горячий отзыв в душе каждого армянина. Ибо сегодня Армении и армянству в целом более всего необходим именно национальный лидер. И естественно, и закономерно, если в качестве такового выступит президент страны.

Здесь необходимо краткое отступление. Отсчитывая первые и последующие "100 дней", а затем и годы президентства Сержа Саргсяна, оценивая, надеемся, его успехи на этом поприще, никогда не следует забывать, что многие эти успехи уходят корнями в наследие, оставленное президентом Робертом Кочаряном. Ведь пока очень короткая история нашего независимого Отечества, к сожалению, четко делится на два периода. Первый – это период правления антинационального идеолога и деятеля Л.Т.-П., завершившийся полной катастрофой, дефолтом нашей государственности, оказавшейся даже не на краю, а стремительно  падающей в пропасть, и второй – это период правления Роберта Кочаряна, которому удалось в тяжелейших условиях невероятными усилиями остановить это падение, вывести страну из  глубочайшего экономического, социального, в определенной степени и политического кризиса и на долгие годы стабилизировать ситуацию в стране, что, на наш взгляд, само по себе заслуживает высочайшей оценки. Причем в данном случае следует говорить не просто о стабилизации, а о стабилизации, содержащей в себе значительный потенциал дальнейшего развития. Настолько значительный, что следующие президенты (если это, конечно, не разрушители типа Л.Т.-П.) просто обречены реализовать этот потенциал. Что и намерены осуществить в своей амбициозной программе развития страны президент Серж Саргсян и премьер Тигран Саркисян.

Вместе с тем надо признать, что Роберт Кочарян, неуклонно проводя политику по укреплению государственности и в защиту национальных интересов, возможно, в силу присущей ему чрезмерной сдержанности и даже замкнутости, на наш взгляд, недостаточно внятно формулировал и широко декларировал свою программу национального лидера, каким он по сути являлся. Достаточно вспомнить хотя бы его неизменную позицию по таким принципиальным вопросам, как признание Геноцида и карабахское урегулирование. Возможно также, что, сменив на посту президента антинационального идеолога и разрушителя страны Л.Т.-П., Роберт Кочарян, будучи технократом и прагматиком, считал национальную направленность проводимой им политики само собой разумеющейся, не нуждающейся в обосновании в терминах национальной идеологии . Между тем армянское общество, как и всякое нормальное общество, и тем более в сложившейся ситуации в подобной риторике крайне нуждалось.

Эту потребность очень точно почувствовал Серж Саргсян, который уже в своих предвыборных речах использовал, условно говоря, патриотическую риторику, которая тогда воспринималась именно как предвыборная риторика, т.е. в ракурсе предстоящих выборов - как обычная демагогия или популизм.

Между тем выборы прошли, а патриотический пафос из выступлений  уже президента Саргсяна не только не исчез, а зазвучал еще более отчетливо и, что особенно важно, все чаще переходя в практическую плоскость. Запомнилось, в частности, его краткое, но весьма содержательное выступление при вручении наград творческим работникам, где президент Саргсян особо подчеркнул необходимость возрождения и утверждения в обществе авторитета интеллигенции.

Особенно важными в этом смысле представляются последние выступления Сержа Саргсяна. Так, в своем выступлении на встрече с армянской общиной России, из которого почему-то внимание привлекла лишь "турецкая" часть, новоизбранный президент в присутствии практически всей московской армянской элиты высказал в ее адрес вполне справедливые претензии: "В то же время армянская диаспора России слабо организована. В силу объективных причин (это единственное место в цитируемом абзаце, с которым мы никак не можем согласиться. Президент предпочитает не упоминать о субъективных причинах, а это прежде всего бездарная бездеятельность послов РА в России, о чем за последние 16 лет только в "ГА" опубликовано множество материалов. – Л.М.) здесь нет крупных структур, лоббистских организаций, союзов. Но гораздо большую заботу вызывает тот факт, что у этой мощной общины нет полноценной армянской школы, актуальной и широко распространенной печати, культурных центров. В вузах и научных заведениях у нас нет пока таких арменоведческих центров, которые могли бы соперничать с действующими в Соединенных Штатах и Европе. Я уверен, что сегодня армянская диаспора Москвы готова иметь свою новую "Лазаревскую семинарию", обучение в которой будет считаться престижным не только для армян и куда будут приезжать армяне со всего мира. И это является долгом каждого из присутствующих в этом зале. Да, финансирование должно идти из деловых кругов, но первопроходцами и ратниками мысли, идеи, концепции этого дела в конце концов должна быть присутствующая здесь интеллигенция".

Казалось бы, ничего нового, об этих программах говорилось и писалось не раз, так что на самом деле важнейшей новостью является то, что впервые говорит об этих проблемах президент Армении, причем говорит не для констатации, не побоимся этого слова, крайне бедственной ситуации, а для ее изменения, к тому же постоянно используя такие слова, как "долг", "должны". В этом смысле показателен и такой  фрагмент выступления: "У вас есть хороший экономический и интеллектуальный потенциал. Часть этого  потенциала вы должны внедрить в Армению. Будьте уверены, что сделанное вами будет востребовано, что ваши инвестиции важны для Рoдины".

Процитируем и принципиально важное завершение темы: "До сегодняшнего дня велика была роль диаспоры в вопросе становления нашего государства, нашей экономики, пришло время, когда возрастающие возможности Армении позволяют с уверенностью сказать: не только диаспора играет роль в деле развития Армении, но и Армения играет большую роль в вопросе решения задач диаспоры. Я заверяю вас, что отныне это будет принципом сотрудничества Армении с диаспорой".

Мы так  подробно остановились именно на этом выступлении президента, так как для многих стал неожиданностью столь быстрый и благожелательный отклик российских миллионеров на "Послание президента Сержа Саргсяна всем гражданам РА и всем сыновьям армянского народа". На самом деле тут ничего удивительного нет: послание было подготовлено всей деятельностью президента и его выступлениями за прошедшие 100 дней, к которым, в отличие от многих из нас, очень и очень внимательны армяне, живущие вне Родины. Эти действия и выступления, безусловно, вызвали у них доверие к нему, подтверждением чему стали обещания инвестировать в Армению больше 500 млн долларов. И как не поверить: ведь перед нами по сути не отдельные выступления, а последовательное изложение целостной программы, как уже очевидно, глубоко продуманной и реализуемой на наших глазах.

Здесь мы, естественно, не можем даже подступиться к анализу и характеристике предлагаемой программы, но вот только два слова из упомянутого послания. "Мы сильны", - сказал президент Армении всем армянам мира. И это не просто долгожданные слова, это – принципиальный ответ той антинациональной мрази, которая вот уже около двух десятилетий талдычит о нашей "слабости", делая все для того, чтобы мы действительно стали таковыми, послушно выполняя тер-петросяновский завет: мы сильны своей слабостью...

И раз уж мы вынужденно упомянули Л.Т.-П. в контексте темы данной статьи, то уж тем более обязаны напомнить об одном из его главных преступлений перед армянским народом: постсоветском отчуждении, расколе между Родиной и Спюрком. Все мы помним, каким искренним и всепоглощающим  было желание наших зарубежных братьев и сестер помочь Родине, к тому же пережившей катастрофическое землетрясение, и как последовательно и цинично все эти священные чувства, отодвинувшие на задний план существовавшие десятилетиями распри и внутринациональную рознь, были погашены и растоптаны аодовскими правителями, и по сей день отравляющими атмосферу в армянских общинах. В результате отношения Армения – Спюрк только ухудшились, ибо это была уже не зависимая Советская Армения, а независимая Армения, с которой армяне всего мира связывали столько надежд. Так что и здесь президенту Кочаряну пришлось приложить огромные усилия - форумы Армения – Спюрк, Панармянские игры, масса культурных и общественных общенациональных мероприятий, - отчасти выправившие ситуацию. Однако и в этой сфере решающий рывок придется сделать президенту Саргсяну, министру ИД Эдварду Налбандяну и первому министру создаваемого Министерства по вопросам диаспоры Грануш Акопян.

В успехе можно не сомневаться. Новый принцип сотрудничества, о котором говорит Серж Саргсян, должен стать реальностью. Ибо только эти новые отношения могут сделать нас – и Армению, и Спюрк, и каждого армянина в отдельности - действительно сильными. Возможно, когда-нибудь даже очень сильными. А уже в ближайшее время сильными хотя бы настолько, чтобы не прогибаться ежегодно перед американцами, выдвигающими перед нами унизительные условия оказания помощи или грозящими вовсе прекратить ее настолько, чтобы не отдавать России за несчастные 100 млн долларов долга абсолютно не нужные ей, но на самом деле вполне действующие предприятия, не продавать вообще кому-либо стратегические объекты, а уже проданные вернуть в собственные руки.

Да  и мало ли что могут позволить себе сильные?! Программа консолидации нации и государства, изложенная С.Саргсяном в его последних выступлениях, безусловно, должна быть поддержана всеми здоровыми силами армянства. Воспринята именно как необходимое патриотическое дело, так же как она воспринята состоятельными армянами, не просто  перечислившими те или иные весьма крупные суммы, но и сопроводившими свои дары высокими, даже патетическими пожеланиями и заверениями, которых мы давно уже не слышали. А это люди, пустой риторикой не занимающиеся. Значит, время пришло.

/Голос Армении/ Левон Микаелян