Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На войне как на войне

Дата: 21.06.2010

Очередная, шестая по счету, встреча президентов России, Азербайджана и Армении завершилась вовсе не так, как завершались остальные, ей предшествующие, встречи – без существенных результатов, однако с теплящейся все-таки надеждой, что результаты когда-нибудь будут. На сей раз встреча, которая по русскому обычаю – на троих – состоялась в одном из залов Константинопольского дворца в Санкт-Петербурге, завершилась скандалом.

На сей раз встреча, которая по русскому обычаю – на троих – состоялась в одном из залов Константинопольского дворца в Санкт-Петербурге, завершилась скандалом. Назовем его военно-политическим, делая, на сей раз, акцент на слове «военный». Буквально через сутки после завершения встречи на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха имело место очередное нарушение режима прекращения огня, установленного, как известно, в мае 1994 года. Как сообщили официальные источники Минобороны НКР, в ночь с 18 на 19 июня вооруженный отряд из двадцати человек, именуемый разведывательной или диверсионной группой азербайджанских вооруженных сил, пересек незаконно линию «тихого фронта» близ поселка Чайлу и, достигнув беспрепятственно северо-восточной части пояса соприкосновения азербайджано-карабахского противостояния, атаковал караульный наряд карабахской оборонительной позиции. Завязался бой. Противник, оставив на поле боя одного убитого (имеются ли у азербайджанцев другие жертвы пока неизвестно), вынужден был отступить на прежние позиции, за линию соприкосновения. Как сообщает пресс-служба Минобороны РА, потери имеются и с армянской стороны: четверо убитых и четверо же раненных. Соотношение, по имеющимся, по крайней мере, в настоящее время данным, явно не в пользу армянской стороны. Но о соотношении потом. Пока же о том, почему этот инцидент произошел.

Перефразируя одного киноперсонажа, можно сказать, что президенты на трехсторонней встрече плохо посидели. Как в официальном режиме встречи, так и в непринужденном – во время обеда, данного Медведевым своим южным гостям. Ни официальные источники, ни те, которые принято называть близкими к достоверным, не сообщают, о чем говорили все трое президентов во время обеда, произнося и выслушивая тосты, обычные для любого застолья. Зато доподлинно известно, что азербайджанский президент сразу же после стола поспешил в аэропорт и спешно покинул северную столицу. Вряд ли причину следует искать в несварении желудка, чем обычно страдает азербайджанский президент. Причина вовсе не гастрономическая. Попробуем разобраться, апеллируя к имеющейся информации. Инцидент, то есть, нападение на блок-пост карабахских вооруженных сил произошло, как уже было отмечено, в ночь на 19 июня. Алиев прилетел в Санкт-Петербург 17-го - для того, чтобы принять участие в экономическом форуме, организованном под эгидой Москвы. Но, заметим из его же слов, вовсе не для встречи с армянским президентом.

Хотя встретиться, конечно же, пришлось. Подобные встречи по типу «между делом» стали в порядке вещей для процесса урегулирования, к тому же трудно было бы отказать своему российскому коллеге, который еще в Баку в рамках официального визита галантно преподнес красавице-жене красивый букет цветов – хоть и протокольный, однако от чистого сердца. Так что вечером того же дня встреча состоялась. Началась она почему-то с тридцатиминутным опозданием, однако продолжалась чуть более часа. Вполне достаточного для того, чтобы по ее окончании пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова сообщила СМИ о том, что «президенты Азербайджана и Армении во время беседы с президентом России Дмитрием Медведевым подтвердили готовность к продолжению диалога…». Более того, было отмечено и «сближение сторон по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования».

После таких заявлений Алиеву не грех было бы и отобедать в узком кругу, и на форуме соприсутствовать, вкушая все прелести будущей экономической интеграции. Но он решил, грубо говоря, смыться, потому как, лучше выдумать не мог. Ведь Алиев прекрасно знал, что в Генштабе его армии подготовлена спецоперация, приуроченная аккурат к трехсторонней встрече. Без Алиева, как главнокомандующего, вскрывать конверт с так называемым временем «ч» было нельзя. Спецоперация диверсионная – все может случиться. Да и, при всех случаях, не резон было бы выслушивать упреки российского коллеги, не говоря уже о многих других участниках форума, предпочитающих мечам орала.
Конечно, можно согласиться с мнением некоторых отечественных экспертов, что, мол, Алиеву «на встрече подпортили настроение», и он сделал обиженное лицо с военным оскалом. Вместе с тем, следует вспомнить, что военный оскал у Алиева был всегда, какими бы миролюбивыми фразами он при этом ни прикрывался. Вряд ли стоит здесь и сейчас приводить всю его военную риторику, которую можно определить очень даже коротко: либо Карабах, либо война. И с этого конька Алиев вряд ли когда-нибудь сойдет. Будь то в Москве, в Сочи или вот в Санкт-Петербурге. Так что следует это признать как данность на долгие годы и выстраивать свои отношения с азербайджанским президентом, исходя из этой же предпосылки.

Постпетербургский инцидент – тому подтверждение. Инцидент, сразу же заметим, не единственный. Подобные провокации на линии соприкосновения были и раньше. Провокации, иллюстрирующие азербайджанскую позицию в переговорном процессе. Но если раньше (вспомним хотя бы ситуацию у села Левонарх два года назад) действительно завершались позорно для азербайджанских непрошенных гостей в военной форме, то нынешнюю, будем откровенны, в Генштабе азербайджанской армии отметят как праздник. Даже если вдруг подтвердится иное соотношение потерь – не в пользу азербайджанской стороны. Хотя обычно азербайджанские военные статистики склонны приписывать этот свой метод сокрытия армянской стороне, дело вовсе не в этом, не в статистике.

Четверо убитых и четверо же раненных – это не статистика. Это солдаты Армии обороны НКР, это армянские воины, которых убили на фронте, лицемерно именуемой линией соприкосновения. А это значит, на войне, как на войне. Можно сколько угодно, уповая на сомнительное перемирие, клеймить позором хоть «подлое», хоть «вероломное», хоть «под покровом ночи», хоть какое нападение на армянские редуты, можно называть его как угодно – шантажом, провокацией, азербайджанским почерком… На войне как на войне. Держать оборону надо соответственно. Не хочется думать, что в Армии обороны НКР расслабились, не хочется думать, что там растеряли, тем более, боевой дух. Это, конечно же, не так. И вовсе не так, как хочется видеть главе пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдару Сабироглу – мол, причина в «недовольстве армянского народа по отношению к властям и армейскому руководству». Но, вместе с тем, четверо убитых и четверо раненных против одного убитого – это не есть достойный ответ противнику, как то пытаются преподнести отечественные комментаторы произошедшего боя у села Чайлу Мартакертского района Нагорно-Карабахской Республики.

Потому что, на войне как на войне. На войне, которая продолжается. И в дворцовых залах, и на передовой.

Эдуард Айрапетян

P.S. Констатируя факты этой и предыдущих диверсионных атак, а также практику нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана, Министерство обороны НКР сделало заявление, в котором содержится предупреждение Баку: каждая попытка азербайджанской стороны нарушить безопасность НКР или дестабилизировать обстановку на линии соприкосновения получит соответствующий адекватный ответ.
На войне как на войне.

Defacto.am