Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

В Брюсселе президент Серж Саргсян вновь подтвердил позицию Армении во внешнеполитических вопросах

Дата: 30.05.2010

С 25 по 27 мая президент Армении Серж Саргсян совершил рабочий визит в столицу Бельгии - Брюссель. Насыщенность повестки визита и распространение сообщений о состоявшихся друг за другом встречах не дали возможности должным образом проанализировать обсуждения и заявления президента С. Саргсяна в политическом центре Европы. Поэтому мы считаем необходимым комплексно проанализировать последний визит главы армянского государства.

До того, как коснуться самого визита, следует рассмотреть значение столицы Бельгии. Это необходимо для того, чтобы выделить разные оттенки из общей политической палитры Брюсселя, и правильно воспринять весь спектр встреч президента С. Саргсяна.

Так, помимо того, что Брюссель - столица Бельгии, он в то же время является штаб-квартирой или столицей Североатлантического альянса (НАТО) и Европейского Союза (ЕС). Подобной чести этот скромный по европейским меркам город (он ненамного превосходит по численности нашу столицу – Ереван) удостоился благодаря тому, что находится на стыке европейских подцивилизаций – романской и германской. Унаследовав их богатые исторические традиции, сегодня Брюссель стал одним из символов объединенной Европы. Заметим по ходу, что в этом плане основным соперником Брюсселя является другой франко-германский город – Страсбург, который также ассоциируется с единством Европы.

Брюссельская повестка президента

Естественно, в ходе визита в Брюссель были предусмотрены встречи президента Сержа Саргсяна с руководством НАТО, ЕС и Бельгии. Плюс к этому уже ставшая традиционной встреча с представителями местной армянской общины.

Таким образом, в первый день визита 25 мая президент С. Саргсян встретился с генеральным секретарем НАТО Андерсом фог Расмуссеном. В тот же день С. Саргсян провел рабочий ужин с председателем Европейской демократической партии Вильфредом Мартенсом, а вечером встретился с представителями армянских организаций Бельгии и Нидерландов.

Самым насыщенным днем визита президента был второй. 26 мая С. Саргсян встретился с комиссаром по вопросам торговли исполнительного органа ЕС - Еврокомиссии Карелом Де Гюхтом. После этого президент встретился с председателем Сената Бельгии Армандом Де Деккером. Затем состоялась встреча с одним из руководителей ЕС - председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозо.

Президент С. Саргсян провел отдельные встречи еще с двумя членами Еврокомиссии - комиссаром по экономическим и валютным вопросам Оли Реном и с комиссаром по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле. 26 мая С. Саргсян посетил действующий под патронажем Погосянов центр «Вилла Ампьен».

На следующий день 27 мая глава государства провел встречи с двумя другими ключевыми руководителями ЕС. Сначала он встретился с вице-председателем Европейской Комиссии, высоким представителем ЕС по вопросам внешних отношений и безопасности Кетрин Эштон, а затем с председателем Совета Европейского Союза Германом Ван Ромпеем.

Кроме вышеперечисленных встреч президент Серж Саргсян дал в Брюсселе три совместные пресс-конференции – с Андерсом фог Расмуссеном, Жозе Мануелем Баррозо и Германом Ван Ромпеем.

А во время посещения “Вилла Ампьен” президент выступил с довольно объемной приветственной речью. Лишне отметить, что в обсуждениях и выступлениях президента, наряду с другими вопросами, ключевыми были темы нормализации армяно-турецких отношений и урегулирования карабахского конфликта.

Армения-Запад

Формулировка “Армения-Запад” является очень условной. Несмотря на то, что штаб-квартиры НАТО и ЕС находятся в Брюсселе, а члены ЕС практически полностью входят в Североатлантический альянс, тем не менее, по современным меркам отношения Армения-НАТО и Армения-ЕС находятся на разных плоскостях и преследуют совершенно разные цели. В отношениях с НАТО основной акцент поставлен на военно-политическую сфере, в отношениях с ЕС – на экономической. Однако в отношениях Армении с этими двумя структурами есть одна важная составляющая – содействие демократическому управлению и институциональным реформам, гуманитарная и ценностная сфера.

Все эти вопросы нашли место в обсуждениях президента, и были уточнены пути дальнейшего прогресса и его скорость. Во время встречи с Андерсом фог Расмуссеном были признаны успешными как Программа действий индивидуального партнерства, так и совместные учения и расширенное участие Армении в миротворческих действиях НАТО. Подчеркнув эффективность помощи альянса в процессе реформ в вооруженных силах Армении, С. Саргсян сказал, что Армения последовательно будет продолжать сотрудничество с НАТО и странами-партнерами в различных сферах: борьба с международным терроризмом, охрана и управление границами, миротворческая миссия.

Вопросы отношений с ЕС были обсуждены очень активно. В процессе обсуждений с членами Еврокомиссии были рассмотрены вопросы, охватывающие широкую сферу взаимоотношений: в обсуждениях с комиссаром экономического блока ключевым был вопрос подписания комплексного соглашения о свободной торговле с ЕС, а в политическом плане была подчеркнута важность стабильности на Южном Кавказе, реализации политики Европейского соседства и вопросов евроинтеграции.

Эту часть уместно завершить следующей мыслью президента Сержа Саргсяна, высказанной на встрече с Германом Ван Ромпеем: “Развитие политического диалога Армения-ЕС на высоком уровне является красноречивым свидетельством общей системы ценностей. Отношения Армения - ЕС находятся на этапе динамического развития. ЕС имеет для Армении особое значение не только как важный игрок на международной арене, но и как сторона, оказывающая многостороннюю поддержку реформам в различных сферах общественной жизни нашей страны”.

Армения принципиально не против евроинтеграции Турции

Было вне сомнения, что вопрос нормализации армяно-турецких отношений будет затронут в ходе брюссельского визита. Можно выделить две причины. Первая - отношение ЕС (и вообще, всего цивилизованного мира) к закрытым границам с вытекающими из этого последствиями: посредничество, поддержка процесса и пр. Вторая - плоскость взаимоотношений Турция - ЕС. В этом плане Армения и армяно-турецкие отношения, можно сказать, служат для объединенной Европы как индикатором (для проверки степени цивилизованности Турции), так и кнутом (для оказания давления на Турцию в случае необходимости).

Следовательно, вовсе не случайным должно показаться то, что во время встреч с армянскими официальными лицами европейские деятели пытаются держать в центре внимания данный вопрос.

Что касается президента Сержа Саргсяна, то после обращения 22 апреля и приостановки процесса ратификации армяно-турецких протоколов это был его первый визит на Запад, и, несмотря на то, что на Западе еще раньше были сделаны заявления в поддержку решения президента РА, по всей вероятности, была необходимость подтвердить позицию Армении и дать европейским коллегам разъяснения о причинах такого решения. Судя по реакции, президент С. Саргсян успешно решил эту задачу.

“Турция не оставила нам иного выбора, как замораживание процедуры ратификации армяно-турецких протоколов. Мы представили по данному вопросу наши замечания, однако даже это не побудило Турцию идти вперед”, - заявил в Брюсселе президент С. Саргсян и заметил, что, диктуя предусловия и нарушая обговоренные сроки, Турция растратила свой запас доверия как переговорного партнера.

В ответ на заявления президента, собеседники с пониманием отнеслись к позиции Армении и вновь приветствовали решение Сержа Саргсяна, который, несмотря на существующие препятствия, окончательно не закрыл дверь для продолжения переговоров.

В связи с отношениями с Турцией, впрочем, самый главный эпизод, который чрезвычайно интересует также европейцев, был заключен в одном из вопросов, заданных президенту. В частности, у президента Армении поинтересовались, как Армения относится к стремлению Турции вступить в ЕС.

В ответ на это С. Саргсян сказал: “Армения будет только рада, если Турция сможет соответствовать всем стандартам членства в ЕС. Это будет означать, что мы будем иметь дело с качественно другой, более прогнозируемой и стабильной страной, которая исповедует очень близкие нам по духу ценности”.

Эта мысль содержит несколько пластов, и мы считаем необходимым поделиться с читателем нашими впечатлениями. Так, президент С. Саргсян констатирует:

а) сегодняшняя Турция – нестабильная страна и непрогнозируемый партнер

б) Турция может соответствовать стандартам членства в ЕС только в случае приобретения отмеченных качеств, которые должны найти свое отражение также в последовательном подходе к выполнению договоренностей с Арменией.

А главным в данном заявлении, которое было сделано в присутствии фактического руководителя ЕС – председателя Совета ЕС Германа Ван Ромпея, является следующее: Армения принципиально не против евроинтеграции Турции.

Есть формат урегулирования карабахской проблемы, который не подлежит изменению

В брюссельских заявлениях президента по объему преобладала карабахская тематика. Здесь заявления настолько многослойны, что мы желаем их представить по отдельности. Первый - способ и формат решения проблемы.

По поводу способа в мире более никто не сомневается: проблема должна быть решена посредством мирных переговоров. В Брюсселе об этом сказал президент С. Саргсян, и то же повторили практически все его собеседники (заметим, что в те же дни заявление с тем же утверждением распространил МИД Китая).

Что касается формата урегулирования проблемы, то, исходя из заявлений президента Саргсяна и его собеседников, сопредседательство Минской группы ОБСЕ международное сообщество рассматривает как наиболее эффективный механизм, который не подлежит изменению. “Минская группа ОБСЕ вела и должна вести карабахский процесс”, - заявил Андерс Фог Расмуссен. Жозе Мануэль Барррозо в свою очередь, добавил: “Мы готовы и в дальнейшем содействовать переговорам при поддержке Минской группы ОБСЕ”.

Президент С. Саргсян на совместной пресс-конференции с Жозе Мануэлем Баррозо заявил: “Армения полагает, что в процессе в рамках Минской группы ОБСЕ надо проделать серьезную и последовательную работу, которая требует от сторон воли, направленности на комплексное решение проблемы и способности принимать сложные решения. Армения не считает, что театральные инсценировки по всему миру по поводу отдельных деталей проблемы вне реального формата работы являются способом действия, выражающим обеспокоенность решением проблемы”.

Из сказанного можно понять, что

а) Армения не видит альтернативы существующему формату урегулирования конфликта,
б) любая попытка изменить этот формат воспринимается как проявление ухода от ответственности, затягивания процесса и деструктивности.
в) в рамках самого Минского процесса пока рано говорить о скорейшем решении, поскольку еще предстоит сделать большую работу.

Что касается попыток вмешаться в процесс урегулирования, в частности, Турции и соответствующих требований Азербайджана, то заявление президента в этом плане можно расценить как строгое предупреждение: “Армения не считает, что в условиях нынешнего действенного переговорного механизма такой образ действий, как “привести парня извне” может чему-то помочь, более того, считает, что тем самым Турция не только не помогает Азербайджану, но и с каждым днем уменьшает собственную перспективу какой-либо конструктивной роли в регионе”.

Без устранения причин невозможно устранить последствия

Второй слой, связанный с карабахским процессом - это подтверждение позиции Армении по поводу модели урегулирования конфликта.

“Хочу еще раз подчеркнуть: войну в Карабахе нам навязали. И нынешняя там ситуация является результатом неудавшейся попытки уничтожить народ Карабаха. Эти последствия не могут быть устранены, пока не будет решен вопрос самоопределения народа Нагорного Карабаха. То есть, ключевой вопрос – возможность реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение”, - заявил в Брюсселе глава армянского государства.

Тем самым, Серж Саргсян, по сути, показал, что армянская сторона вовсе не игнорирует возникшие вследствие конфликта проблемы, в том числе, и гуманитарные (которые особенно беспокоят европейцев). Но, в то же время, он дал понять, что без устранения причин, породивших эти последствия, нет реальных возможностей устранить их раз и навсегда.

Армения не раз говорила и подтверждала, что последствия конфликта обусловлены этническими чистками и агрессией Азербайджана в отношении Арцаха. Известно также, что Азербайджан и на официальном, и на агитационном уровне продолжает тот же способ действия.

Это означает, что в нынешних условиях, законсервировав причины и устранив последствия, мы создадим, всего лишь, предпосылки для более масштабных “последствий”.

С учетом этого армянская сторона считает, что можно рассмотреть последствия конфликта только после того, как
а) Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение,
б) населению НКР будут даны четкие гарантии безопасности.

В принципе, именно это заключалось в заявлении президента, приведенном выше, и радует тот факт, что европейские коллеги поняли его, что очевидно из заявления Жозе Мануэля Баррозо: “Мирное урегулирование должно включать в себя все основные элементы: право возвращения переселенцев, имущественные права, право на самоопределение, а также гарантии безопасности и вывод сил”.

Выборы в Арцахе не имеют альтернативы

Ключевым вопросом в карабахской тематике были парламентские выборы в НКР. Известно, что относительно этой темы в Азербайджане поднялась очередная агитационная истерика, заставляя различных представителей международного сообщества выступить с заявлениями о непризнании выборов.

На первом этапе Баку, конечно, удалось выудить некоторые формулировки для распространения собственной пропаганды. Однако президент Саргсян в ходе своего визита в Брюссель пресек эти попытки.

“Народ Нагорного Карабаха уже два десятилетия формирует власти посредством выборов. Естественно за эти годы разные структуры, в том числе Евросоюз, объявляют о том, что они не признают эти выборы, что, конечно, для нас странно, но мы пытаемся понять мотивы”, - заявил президент Армении и предложил европейским коллегам рассмотреть проблему с иной точки зрения.

“Мы уверены, что выборам нет альтернативы. Альтернативой является то, чтобы в НКР властвовали полевые командиры или другие силы – мы против этого. Так что, мы считаем очень нормальным, что народу НКР удается проводить прозрачные, демократические выборы”.

Сложно сказать, что лица, распространившие приятные для ушей Азербайджана заявления, смогут сказать что-либо противоречащее этому аргументу. По всей видимости, в этом причина того, что после встреч с президентом Армении и обсуждения этой темы все западные деятели были удовлетворены, констатируя, что у них нет желания вмешиваться, и единственное, что они могут сделать – содействовать проходящим в рамках Минской группы ОБСЕ переговорам.

Помимо всего этого, пользуясь случаем, президент отметил еще один важный момент. “Армения считает, что переговорный процесс можно перевести на качественно новый уровень при участии и повышении законных властей НКР. Тем более, что состоявшиеся в минувшее воскресенье парламентские выборы в НКР и данные им оценки наблюдателей из многих стран мира еще раз продемонстрировали, что народ НКР за эти годы смог создать современное демократическое государство, которое в состоянии развивать цивилизованные отношения со всеми своими соседями”.

Сложно не заметить, что этим заявлением президент показал, любое решение конфликта возможно только при участии и согласии НКР, а волю народа НКР могут выразить законно избранные ее власти.

В то же время президент Саргсян обратил внимание на то обстоятельство, что избирательные процессы в Нагорном Карабахе и государственное строительство на более высоком уровне, чем в соседних странах, в том числе, Азербайджане, что и было зафиксировано многочисленными иностранцами, наблюдавшими за выборами в Арцахе.

А какова альтернатива?

Альтернативу мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, как мы уже отметили, не видит ни армянская сторона, ни международное сообщество. Однако это вовсе не значит, что распространяющие каждый день милитаристские заявления азербайджанские власти не пойдут на авантюру (хотя бы для углубления собственного авторитарного режима или чтобы отвлечь общественное внимание для своего воспроизводства) и не начнут военные действия.

В нынешних условиях это маловероятный, но вполне возможный сценарий.

Следовательно, чем должна ответить армянская сторона?

Ответ на вопрос «Чем ответить» на самом деле известен, и один раз Азербайджан уже собрал плоды своего агрессивного поведения. Нет сомнений в том, что следующая его попытка будет иметь тот же исход.

Однако считаем необходимым отметить, что азербайджанская воинственность также получила некоторое практическое противодействие во время брюссельского визита президента Саргсяна.

Во-первых, на совместной пресс-конференции с президентом РА генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО вовсе не намерено и не готовится вмешиваться в любые военные действия на Южном Кавказе (а какая страна стремится постоянно привлечь западных стратегических союзников в дело решения собственных задач, давно известно).

Второе, президент РА Серж Саргсян своим заявлением, сделанным в штаб-квартире НАТО, четко показал, что личности страны, выражающие желание решить проблемы на Южном Кавказе с применением силы и выражающие в этом вопросе самоуверенность, просто находятся в заблуждении.

“Армянская армия – армия победного образца. Это боеспособная, сплоченная, организованная структура и готова полностью выполнить поставленные перед ней задачи. Сегодня у армянской армии есть такие виды оружия, которые мечтали бы иметь страны, в 10-20 раз превосходящие Армению. О профессиональных навыках солдат и офицеров нашей армии говорят наши партнеры как на Западе, так и на Востоке в ходе решения совместных боевых задач или совместных учений. Наша армия – структура, рожденная и крещеная на поле боя, и высший офицерский состав нашей армии во главе с министром и начальником Генштаба имеет богатый опыт ведения военных действий, причем, положительный опыт. Вместе со всем этим, наша армия – армия, находящаяся под демократическим контролем, армия, которая разворачивает прозрачную деятельность. Это армия, которая сотрудничает с НАТО, это армия, которая сотрудничает с вооруженными силами стран членов ОДКБ. Это армия, которая готова решать поставленные перед ней задачи. Мы гордимся нашей армией, но, с другой стороны, мечтаем о том времени, когда в нашем регионе не будет сверхоснащенных и больших армий в сравнении с возможностями наших стран”, - заявил он.

В этом тексте соседних азербайджанцев больше всего заинтересовал (скорее ужаснул) намек президента на «некоторые виды оружия». На следующей неделе Panorama.am попытается удовлетворить этот интерес и коснется данного намека президента.
 

Источник: Panorama.am