Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Роберт Амирханян: «Армянская музыка зиждется на христианских ценностях»

Дата: 06.05.2010

29 апреля в музыкальной школе имени Саят-Новы в Ереване была организована встреча с Народным артистом Армении, популярным композитором Робертом Амирханяном. Представляем интервью воспитанников музыкальной школы Норайра Зоряна и Элен Акопян с маэстро Р. Амирханяном.

Вопрос: Г-н Амирханян, Вы в 1998 г. были удостоены ордена «Сурб Месроп Маштоц», что значит для Вас эта награда?

Ответ: В действительности для меня самой большой наградой является это мгновение.

В-с: Помните ли Вы какую-либо обиду, нанесенную Вам родителями в детстве, и что Вы думаете об этом спустя годы?

Ответ: Я могу «обижаться» на родителей лишь в связи с тем, что рано появился на свет. Я хотел бы подольше оставаться ребенком.

В-с: Г-н Амирханян, многие в детстве совершают шалости, помните ли Вы такие случаи в Вашей жизни. Какой был Ваш любимый предмет в школе?

Ответ: Удирать с уроков плохо. По-моему, удирают с уроков, если они неинтересны, а не потому, что где-то лучше. Я не могу забыть своих преподавателей армянского языка и географии, которые делали все , чтобы их уроки запоминались. Удирать с уроков – это тоже шалось. Я не могу забыть, как мы однажды удрали с урока в консерватории и пошли вместе с нашим преподавателем в кино. Я считаю, что самым благодарным возрастом является дошкольный. Пятилетний «художник» самый совершенный, поскольку его пока никто не направлял, никто не ограничивал и он свободен в выражении своих чувств. Поэтому я думаю, что хорошо бы пронести это детское восприятие через всю жизнь, сохранить любознательность к миру, к происходящему вокруг нас. Эта «детскость» мне близка.

В-с: Г-н Амирханян, у Вас был или есть любимый композитор?

Ответ: Взрослея, познавая мир и созревая душой, мы без конца учимся чему-то новому. Пока мы дышим, мы учимся. Я начал творить в раннем возрасте, когда у нас дома даже не было пианино, но это не помешало мне заниматься музыкой. Я нарисовал на столе клавиши и часами просиживал за ними и играл. Мама, конечно, плакала из-за того, что ребенок так страдает из-за отсутствия пианино. Однако, они и не подозревали, что я люблю именно этот стол. Первым любимым композитором для меня был отец, который сажал меня на колени и напевавал мне на ухо народные песни. Как это важно, чтобы отец пел своему ребенку песни, «мелодии земли». Вторым любимым композитором стал Комитас. Потом, взрослея, я узнавал новые и новые имена, попадал в плен их музыки. Я не могу, конечно, не сказать об Араме Хачатуряне, о Мусоргском. Музыка не имеет национальных границ. Мир – это большая семья и его эстетика от этого намного богаче. Я и сегодня открыт миру, готов принять новых талантливых людей, которых доведется мне встретить и услышать.

В-с: Г-н Амирханян, после Вашей учебы в классе маэстро Эдуарда Мирзояна прошло около 45 лет, что больше всего запомнилось Вам из тех лет?

Ответ: Те принципы, те уроки, которые пытался в нас вложить наш достойный учитель и которые помогали нам прочувствовать музыку Комитаса. Самым большим достоинством Комитаса является не то, что он очистил национальную музыку, придав ей академизм, а то, что он сумел представить ее миру как отдельное восточное музыкальное направление, которое может гармонично сосуществовать с мировой музыкальной культурой. Армянскую музыку я могу сравнить с церковью, поскольку она зиждется на христианских ценностях, а христианская вера подразумевает определенное самоограничение. В армянской музыке нет никаких излишеств, украшательства, она создается скупыми средствами, несколько звуков, которые завораживают, оставляя волшебное впечатление.

В-с: Было ли неповторимое исполнение Вашего произведения, которое Вы до сих пор помните?

Ответ: В последнее время мои песни стали больше звучать, их исполняют разные певцы и я часто получаю отклики по поводу нового их исполнения: бывает, сетуют на то, что песню «испортил» тот или иной певец. Я признателен всем, кто поет мои песни, поскольку они рождают какие-то чувства в душе исполнителя. Я особенно не думаю о том, что кто-то лучше или хуже исполнит мои песни, это проблема певца.

В-с: Г-н Амирханян, интересно, как пишется песня: сначала мелодия, потом текст, есть другие варианты?

Ответ: Я написал много мелодий и должен был бы овладеть техникой композиции. Но я иногда ловлю себя на том, что так и не знаю, как пишутся эти песни. Самое важное - сохранить в душе восторг к звуку, к слову....

Арменпресс