Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

"Сумгаит" - это только начало..."

Дата: 10.11.2009

Около месяца назад появились сообщения о том, что Генеральная прокуратура Армении приняла решение обнародовать материалы дел по армянским погромам в Сумгаите в феврале 1988 года. Сообщалось также, что все материалы, более 20 лет хранящиеся в архивах прокуратуры, будут оцифрованы и размещены в интернете.

О подробностях этой беспрецедентной акции мы попросили рассказать представителя НПО "Инициатива по предотвращению ксенофобии", эксперта в сфере информационной безопасности Самвела МАРТИРОСЯНА.
 
- Самвел, как началась работа, о необходимости которой армянская общественность твердила уже очень давно?

- Проект начался с того, что организация "Инициатива по предотвращению ксенофобии" при поддержке Центра информации и общественных связей при президенте РА обратилась в Генеральную прокуратуру РА с просьбой предоставить доступ к материалам "сумгаита". Разрешение было получено и нам удалось в буквальном смысле "откопать" материалы, на которые до сих пор практически не обращали внимания. Речь идет об огромном архиве – 36 томов, в каждом из которых показания 60-70 человек. В общей сложности это составляет около 2 тысяч единиц документов, или больше 15 тысяч страниц. Главным образом это показания, которые были даны по горячим следам, буквально спустя несколько дней после погромов и бегства сумгаитских армян в Армению. Это очень важное обстоятельство, потому что мы имеем дело с самыми свежими впечатлениями нескольких сотен людей, прошедших сквозь ад и чудом вырвавшихся из него.
 
- В каком состоянии находятся архивные материалы? И как вы предполагаете их использовать?

- Проект начался хоть и с большим опозданием, но все-таки, я считаю, вовремя, поскольку многие страницы начали приходить в негодность – показания в отдельных местах уже трудно разобрать. Еще несколько лет – и мы бы потеряли ценные исторические документы.
Сейчас идет работа по оцифровке всех этих материалов, в наших ближайших планах – создание интернет-сайта, на котором все это будет выставлено. Сайт находится на стадии разработки, и мы сейчас работаем над тем, чтобы он был максимально удобен в пользовании. Все документы - на русском языке и предполагается, что многие из них будут также переведены на английский. Кроме того, мы предполагаем разбить сайт на несколько тематических разделов. Например, из показаний отчетливо и однозначно вырисовывается организованность погромов и участие в этом бакинских и местных властей: свет и телефоны были отключены в квартирах только армян, погромщиков направляли именно в те кварталы, где жили армяне, загодя готовилось оружие, есть даже показания о непосредственном участии представителей власти в погромах, провокациях и подстрекательствах с их стороны и прочие факты.
Для нас также очень важно попытаться прояснить судьбу тех армян Сумгаита, которые пропали без вести в ходе погромов и о них нет никаких официальных сведений. Помимо всего прочего, это позволит откорректировать число погибших, которое до сих пор остается невыясненным. Кстати, именно эта проблема стала для нас одним из побудительных факторов для обращения в прокуратуру: мы получили просьбы такого характера от бывших сумгаитцев, родные которых пропали без вести во время погромов.
 
- Фактически это не просто работа по технической обработке архивных материалов и их публикации, но своего рода исследование того, что случилось в Сумгаите в феврале 1988 года.

- Да, нам приходится и анализировать документы, потому что показания давались разные. Есть люди, которые видели какие-то детали погромов, а есть свидетели убийств. Сопоставляя их показания с официальными данными о погибших, можно понять – идет ли речь об известном случае убийства конкретного человека, или же этот случай не нашел отражения в официальных данных.
 
- Есть ли в деле другие материалы, кроме показаний свидетелей и потерпевших?

- Видеоматериалов, к сожалению, нет. А вот фотографии есть, причем они обнаружились в другом эпизоде – в деле Игоря Мурадяна, против которого были выдвинуты обвинения в разжигании межнациональной розни. Это дело, как известно, было закрыто нашей прокуратурой, и для того чтобы доказать, что Игорь не провокатор, что, наоборот, имеют место преступления против армян и тем самым обосновать закрытие, к делу были пришиты фотографии сожженных и разгромленных квартир армян Сумгаита. Кроме того, сейчас прокуратура ищет материалы, связанные с работой в более поздний период другой следственной группы, занимавшейся преступлениями на национальной почве. Эти поиски идут активным ходом, и мы ждем результатов.
Словом, можно сказать, что мы начали разматывать клубок, который потянул за собой множество неизвестных до сих пор свидетельств и документов. И я думаю, что конец этого клубка еще очень далеко и работа предстоит на годы. Первую часть оцифрованных материалов мы начнем выставлять в интернете уже в ближайшее время, но все это потребует, повторяю, нескольких лет работы.
 
- Причем это всего лишь один эпизод – сумгаитский...

- Мы ставим перед собой цель собрать дополнительные данные о других малоизвестных эпизодах геноцида армян в Азербайджане. К примеру, о событиях в Кировабаде или о чудовищном убийстве стариков-армян из Дома престарелых... Таких эпизодов много и все они ждут исследования и обнародования.
 
- Мы знаем, что после трагедии в Сумгаите армянские общественные организации, а также Прокуратура Армянской ССР обращались в Комиссию по правам человека ООН и направляли туда материалы. Однако этот процесс был по непонятным причинам прекращен властями уже независимой Армении. Как вам кажется, возможно ли сегодня, уже на основании вновь обнародованных материалов обратиться в международные судебные инстанции и добиться правовой оценки "сумгаита"?

- То, что произошло в Сумгаите, по меньшей мере подпадает под определение преступления против человечности. И если раньше утверждения о том, что погромы были организованы на властном уровне, носили скорее эмоциональный характер, то теперь, после исследования даже части документов, сомнений в этом не может быть никаких. Это очень важный фактор в сумгаитском деле.
 
- Возможно ли, что в ходе вашей работы всплывут новые, по сей день неизвестные факты о "сумгаите"?

- Да, это вполне возможно. Хочу добавить, что мы не собираемся ограничиваться только "сумгаитом". Вообще за прошедшие годы сформировался несколько неверный, с моей точки зрения, подход: особо выделять "сумгаит". Между тем это был только первый в ряду многочисленных актов погромов армян во многих населенных пунктах Азербайджана и Нагорного Карабаха. Наша цель – попытаться воссоздать общую, единую картину, понять, как и в какой степени были связаны между собой погромы, происходившие в разных местах, были ли они организованы и руководимы из единого центра. Поэтому за "сумгаитом" последуют исследования и обработка материалов других актов геноцида и погромов армян в 1988-1992гг.
 
- Эта работа будет отражена только в интернете?

- Нет. Планируется также создание фильма на основании известных материалов. Кроме то, мы не хотим ограничиваться только архивными материалами и собираемся разработать и реализовать отдельный проект с вовлечением тех людей, которые были участниками и свидетелями этих событий, записать их воспоминания и собрать все имеющиеся в частных руках материалы и документы.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем, кто захочет помочь нам на добровольных началах в работе с материалами по "сумгаиту". Нам и сейчас помогают многие, но все равно помощь нужна. Надо только иметь в виду, что тексты очень тяжелые и требуют определенного психологического напряжения и отдачи. Если найдутся желающие, просим обращаться по электронной почте azerbaijan.genocide@gmail.com.
 
Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»