Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

"СИТУАЦИЯ В НАУКЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ", -

Дата: 07.11.2009

заявил в интервью ГА председатель Государственного комитета по науке РА, доктор физ.-мат. наук, профессор Самвел АРУТЮНЯН. - Г-н Арутюнян, наконец-то, хотя и с большим опозданием, разработана стратегия развития науки Армении. Можно ли ожидать, что в обозримом будущем в этой сфере произойдут позитивные перемены? - Предполагается создать необходимые условия для развития науки и технологии; поддержать научные исследования и инновации; усовершенствовать инфраструктуры и обеспечить эффективное воспроизводство научного потенциала, создать механизмы внедрения научных результатов, укрепить и сделать более эффективными связи с передовыми зарубежными научными центрами. Реализация этих задач принципиально изменит ситуацию в сфере науки, повысит результативность исследований.

заявил в интервью "ГА" председатель Государственного комитета по науке РА, доктор физ.-мат. наук, профессор Самвел АРУТЮНЯН.

- Г-н Арутюнян, наконец-то, хотя и с большим опозданием, разработана стратегия развития науки Армении. Можно ли ожидать, что в обозримом будущем в этой сфере произойдут позитивные перемены?

- Предполагается создать необходимые условия для развития науки и технологии; поддержать научные исследования и инновации; усовершенствовать инфраструктуры и обеспечить эффективное воспроизводство научного потенциала, создать механизмы внедрения научных результатов, укрепить и сделать более эффективными связи с передовыми зарубежными научными центрами. Реализация этих задач принципиально изменит ситуацию в сфере науки, повысит результативность исследований.

- Предполагается ли изменить подходы к финансированию научных исследований?

- В условиях независимости в Армении практически полностью сохранялась научная структура, созданная в период СССР. Однако исследовательские задачи и финансовые условия принципиально изменились. Развитие науки в нашей республике в советские годы согласовывалось с интересами огромной страны, и на эти цели предоставлялись колоссальные средства. Сегодня в это трудно поверить, но вместе с бюджетным финансированием, хоздоговорами и военными разработками наука Армении ежегодно получала порядка 400 млн долл. Сегодня бюджет науки составляет около 30 млн долл., а созданная в совершенно других условиях сеть научных учреждений продолжает функционировать. Естественно, нужно привести нашу научную структуру в соответствие с реальными задачами и возможностями. Наш комитет дал поручение всем научным учреждениям Армении разработать программы научных исследований с учетом интересов нашей страны и приоритетных научных направлений, а государство будет оплачивать конкретные задачи и результаты. Президент и премьер-министр РА обещали увеличить финансирование перспективных программ. Ученый является наемным работником, и его деятельность должна согласовываться с интересами государства. В ближайшее время правительство РА примет решение относительно способов финансирования науки. Будет введен ряд новых требований. Так же, как и во всем мире, государство будет финансировать конкретные проекты и результаты.

- А как будет осуществляться экспертиза проектов на финансирование?

- Мы уже разработали систему независимой экспертной оценки. Реализуется совместная армяно-французская программа этого направления. Создана база данных, в которую вошли 1200 ученых армянского происхождения из Армении и Диаспоры. Экспертная оценка проектов будет осуществляться параллельно нашими и зарубежными специалистами. Тех отечественных экспертов, мнения которых будут часто не совпадать с оценкой зарубежных ученых, предполагается исключать из сообщества экспертов.

- То есть вы не доверяете оценкам наших экспертов?

- Проблемы связаны не столько с профессиональной подготовкой наших специалистов, сколько с теми реальными условиями, которые сложились в нашем научном сообществе. К сожалению, личные связи, а нередко и личные предубеждения оказываются сильнее объективных подходов.

- Предполагается ли сохранить базовое финансирование?

- Предусмотрено два вида базового финансирования – на сохранение инфраструктуры и финансирование отдельных программ. В ближайшее время мы проведем аудит институтов, и в каждом конкретном случае будет принято решение о целесообразности сохранения данного научного учреждения.

- Понятно, что бюджетные средства весьма ограниченны и условия финансирования приходится ужесточать. Но ведь по сравнению с советским периодом наше научное сообщество очень сократилось. Что будет с теми учеными, которые не войдут в приоритетные направления?

- Параллельно с базовым финансированием будет действовать и отечественная грантовая система. Любой ученый будет иметь возможность получать гранты. Сейчас на это выделяется порядка 15 процентов бюджета науки, и те, кто не попадет в приоритетные направления, смогут получать гранты, даже если они не работают в научных учреждениях. Ученый может организовать исследовательскую группу и заключить контракт с директором института близкого профиля. Госкомитет по науке будет подписывать контракт не только с получателем гранта, но и с директором института. В то же время ученый, работающий в научном учреждении и получающий зарплату по базовому финансированию, будет иметь возможность получать и гранты. Этот принцип используется во всем мире.

- И все-таки судьба ученых, которые не войдут в приоритетные направления, вызывает беспокойство. Будет ли этим людям предоставлена возможность сменить направление?

- Думаю, да. Кстати, Ландау говорил, что настоящий ученый меняет свои научные интересы каждые 5-6 лет.

- То есть вы исключаете возможность того, что научное сообщество численно сократится?

- Если даже это произойдет, то исключительно за счет неперспективных. Хорошие ученые, несомненно, найдут себе применение.

- Как вы оцениваете научный потенциал Армении? Что приобрела и что потеряла наша наука за постсоветский период?

- Из-за того, что реформы не были проведены вовремя, наша наука понесла большие потери. Они были обусловлены резким сокращением объемов финансирования, снижением возможностей воспроизводства и развития научного потенциала, оттоком научных кадров, неудовлетворительным уровнем материально-технической базы и инфраструктуры, проблемами коммерциализации и внедрения результатов научных исследований. Авторитет науки резко упал, профессия ученого утратила привлекательность. Снизился уровень некоторых, в прошлом известных научных школ, утеряны лучшие традиции. В нашем научном сообществе возникло немало моральных проблем, что нередко сказывается и на получении научных результатов.

Большая проблема нашей науки состоит в том, что резко сократилось число ученых от 30 до 45 лет, а это самый продуктивный возраст для научных исследований. Отток научных кадров, в первую очередь молодых, продолжается. И все-таки Армения сохранила достаточно серьезный научный потенциал. Порядка 1200 армянских ученых вовлечены в международные программы. Наиболее успешно развивается физика, биология, некоторые направления химии. С 1994 по 2008гг. в престижных научных журналах опубликовано порядка 6000 статей армянских ученых. 75 процентов этих публикаций – по физике, математике, биологии и химии, остальные – по гуманитарным специальностям. Я уверен, что намеченные реформы существенно оздоровят моральный климат в научном сообществе, повысят результативность исследований. Одна из важных задач – создать атмосферу, которая будет способствовать приобретению и практическому использованию новых знаний, вхождению Армении в число стран, имеющих передовую науку.

- Одна из самых тяжелых проблем – отток молодых кадров. Что предполагается сделать, чтобы приостановить этот процесс?

- Наука – открытая система. Ученые должны выезжать на эксперименты и стажировку, участвовать в международных конференциях, работать в совместных научных программах. Важно обеспечить те условия, при которых даже в случае получения предложений наши ученые все-таки будут возвращаться на родину. Нашим комитетом разработан проект, касающийся омолаживания науки. Предполагается создать комфортные условия работы, разработать систему оплаты труда для активно работающей молодежи. Думаю, финансовое стимулирование сократит отток молодых кадров. Ежегодно будет объявляться конкурс на гранты для молодежи. Уже объявлен конкурс для молодых ученых. Правительства РА и США выделили на проведение этого конкурса по 150 тыс. долл. Мы также намерены обратиться к государству с просьбой организовать систему предоставления молодым ученым льгот при приобретении квартир. Но вопрос утечки мозгов будет решен лишь тогда, когда зарплата ученого сможет полностью удовлетворять его насущные нужды.

- Но ведь очень важно создать и условия для карьерного роста. Молодой ученый защищает кандидатскую и даже докторскую диссертацию, но у него уже есть завлаб, администрация института...

- Это очень сложная задача – не обидеть старшее поколение ученых, использовать их научный потенциал и в то же время создать условия для карьерного роста. В развитых странах даже активно работающий ученый после 65 лет не имеет права занимать административные должности, но может работать научным сотрудником, консультантом и т. д. Многие наши ученые старшего поколения не уходят на пенсию только потому, что на эти деньги невозможно прожить. Сейчас снова восстановлены надбавки за кандидатскую и докторскую степени. Этот принцип должен сохраняться и при выплате пенсий.

- Концепцией развития науки предусмотрено создание отечественного научного приборостроения. Таким образом предполагается решить проблему технического оснащения науки. Вы действительно считаете этот путь эффективным? Существуют известные фирмы - производители научного оборудования. Создание этой отрасли в Армении потребует серьезных расходов, а результаты не гарантированы.

- Фирменная аппаратура очень дорого стоит, и в обозримом будущем мы вряд ли будем располагать необходимыми средствами для решения проблемы технической оснащенности. Если сделать соответствующие заказы нашим ученым, мы можем получить хорошие разработки, создать на их основе перспективные наукоемкие производства и через 10–15 лет получить большой экономический эффект. В Армении уже есть разработки, которые в этом плане могут оказаться очень перспективными.

- Но у нас много прекрасных разработок, которые не вызывают интереса ни у государственных чиновников, ни у бизнеса.

- В Армении начнет действовать венчурный фонд, который станет финансировать разработки и организацию производства. Безусловно, это связано с определенными рисками, но эти риски должно взять на себя государство.

- В 2002г. правительство РА утвердило приоритетные научные направления. Как показало время, выбор приоритетов был сделан необоснованно и не дал никаких результатов. Предполагается ли вернуться к этому вопросу снова?

- Обязательно. Но на этот раз при выборе приоритетов будут применяться подходы, принятые в развитых странах. Это метод Дельфи, позволяющий учесть мнение всех участников экспертной группы, и форсайт – система оценки долгосрочных перспектив и моделирования будущего. Эти подходы должны оправдать себя и в Армении.

- Отсутствие менеджеров науки тормозит процесс коммерциализации результатов исследований. Как будет решаться эта проблема?

- Я уже обсуждал этот вопрос с ректорами ЕГУ и Экономического университета. Предполагается ввести эти специальности. Думаю, имеет смысл пригласить зарубежных специалистов для чтения лекций по вопросам научного менеджмента.

- У вас есть кадры для реализации концепции развития науки?

- Это очень сложный вопрос. В Армении много компетентных специалистов. Если их собрать вместе и им доверять, можно добиться больших успехов, и я на это надеюсь.

Автор Гаянэ САРМАКЕШЯН

Источник: http://www.miacum.am/gazeta/2009/11/07/1257527107264