Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Размышления о преемственности политики

Дата: 23.10.2009

На этот пост меня навела недавняя беседа с френдом uzogh . Кочарян, Саркисян и армяно-турецкие протоколы Политическая новость живет очень короткой жизнью. Проходит пара месяцев, и мало кто уже помнит,

На этот пост меня навела недавняя беседа с френдом [info]uzogh .


Кочарян, Саркисян и армяно-турецкие протоколы

Политическая новость живет очень короткой жизнью.

Проходит пара месяцев, и мало кто уже помнит, что было сказано влиятельным политиком, что крылось в недрах подписанного документа, или как именно развивалась та или иная политическая ситуация.

В случае с армяно-турецкими протоколами это вопрос не пары месяцев, а нескольких лет. Точнее – четырех с половиной лет.

Весной 2005 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган написал президенту Армении Роберту Кочаряну письмо, предлагая создать совместную комиссию историков, которые должны были, по его плану, поработать в архивах Турции, Армении и третьих стран и решить окончательно и бесповоротно: был ли геноцид армян в Османской империи, или его не было.

Кочарян ответил отказом. Его отказ выглядел так:

«…с самого начала мы предложили установить дипломатические отношения, открыть границы и начать диалог между странами и народами. (…)

… мы предлагали и снова предлагаем без предусловий установить между нашими странами нормальные отношения. Именно в этом контексте может быть созвана [видимо, все же «создана»] межправительственная комиссия для обсуждения любого существующего между нашими странами вопроса или всех вопросов с целью их решения и достижения взаимопонимания»
.

Тогда, пять лет назад, это письмо встретило довольно теплый прием в Армении. Даже с оттенком некоторого злорадства, типа: «вы хотели комиссию? А вот слабо согласиться на такую, которая обсуждала бы все вопросы?»

Так что предлагал Кочарян?

– Установить дипломатические отношения.
– Затем (или одновременно) открыть границы.
– В контексте установления «нормальных отношений» создать межправительственную комиссию, которая занималась бы обсуждением «любых вопросов».

А что предлагается армяно-турецкими протоколами?

– Установить дипломатические отношения.
– Через два месяца открыть границы.
– Создать межправительственную комиссию, в которой были бы подкомиссии по вопросам политическим, транспортным и энергетическим, юридическим, науки и образования, торговли, туризма и экономического сотрудничества, экологии и подкомиссия по историческим вопросам, с целью осуществления диалога, направленного на восстановления доверия, в том числе путем непредвзятого научного исследования исторических документов и архивов… Иначе говоря, последняя подкомиссия, в первую очередь, должна заняться вопросом геноцида.

В связи с этим, у меня вопросы:

Во-первых, что изменилось в стране за эти четыре с половиной года, что вариант, предложенный Кочаряном и воплощенный в жизнь Саркисяном вдруг перестал устраивать общество?

Во-вторых, почему Осканян с такой страстью выступает против того, что предложил Кочарян, а сам Осканян отстаивал несколько лет?

В-третьих, что изменилось, что Дашнакцутюн, поддерживавший позицию Кочаряна, так эмоционально протестует против воплощения его идеи в жизнь?

Что-то ведь изменилось, правда?

Источник: http://www.miacum.am/gazeta/2009/10/23/428093