Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Идейная основа государственности Армении

Дата: 04.10.2009

Из 40-дневного срока, предоставленного для обсуждения пары сомнамбулических протоколов, уже прошло некое количество дней. Очевидно, что «внутренние обсуждения» не получаются. Естественно

Из 40-дневного срока, предоставленного для обсуждения пары сомнамбулических протоколов, уже прошло некое количество дней. Очевидно, что «внутренние обсуждения» не получаются. Естественно, что в подобных условиях они и не должны были получиться. В подобных условиях ничего не получается и ничего и не получится.

По воле обстоятельств я, подобно Владимиру Ильичу, в этих обсуждениях участвую в форме «Писем издалека». Несмотря на некоторые недостатки, это имеет и свои достоинства: я остаюсь свободным от влияния какой-либо стороны и могу руководствоваться своими, сформировавшимися в результате многолетних поисков, убеждениями.

Длительные исследования и дипломатический опыт привели меня к следующему заключению: решение Армянского вопроса – единственная возможность усиления армянской государственности и единственный путь к долголетию армянского народа. Может возникнуть естественный вопрос: а что гласил Армянский вопрос и что означает его решение в современных условиях?

Возникнув как вопрос индивидуальной и коллективной безопасности и достоинства армян – подданных Османской империи, он постепенно перерос в вопрос армянской государственности и восстановления попранных прав этой государственности. В нынешней фазе Армянский вопрос международным правом предоставляет и сохраняет за современной Республикой Армения восстановление ее территориальных, материальных и моральных прав.

Нужно иметь смелость обратиться к жестокой правде и твердо осознать: перед нами отсутствует иной выбор. Республика Армения как самостоятельная и уважаемая политическая единица или может существовать, только утвердив свои неотчуждаемые и не имеющие срока давности права, или же вообще может исчезнуть как таковая.

Именно с этой точки зрения нужно анализировать настоящие процессы и представляющие их «близнецы-подкидыши» - пресловутую пару протоколов. Способствует ли подписание указанных протоколов усилению факторов жизненной установки армянской государственности и росту национальной/государственной мощи, или, может, вопреки чаяниям, иметь губительный результат?

Сразу скажу, что, по моему уверению, результат будет отрицательным. Наличествующие протоколы содержат положения, закрепление которых даже в будущем ведет к невозможности какого-либо решения Армянского вопроса. Не стоит забывать, что ни борьба во имя Арцаха, ни борьба за международное признание Геноцида армян никогда не были обособленными, и со стороны подавляющей части армянского общества рассматривались и рассматриваются, сознательно или бессознательно, как компоненты решения Армянского вопроса. Стремление решить Армянский вопрос на протяжении последних ста с лишним лет являлось высшей целью существования армянской нации. Несмотря на время от времени звучащие сегодня взаимоисключающие точки зрения, он продолжает оставаться единственной международной целью армянского народа.

Отказ от прав армян по отношению к Турции, который предназначается нам парой протоколов, означает отказ армян от единственной объединяющей цели; этот отказ, в свою очередь, означает существенное ослабление РА и, в конце концов, крушение. Дабы не уподобляться политическим шаманам, собирающим сегодня обильную жатву под армянским небосклоном, попытаюсь свою мысль представить научным языком.

В политике давно разработана формула расчета мощи государства. В американской политике она известна под названием формулы Яблонского (Jablonsky):

Pp = (C+E+M) x (S+W)[1]

В этой формуле Pp (Perceived power) – подлежащая расчету мощь, C (Critical mass: population + territory) – определяемая (критическая) масса: население + территория, E (Economic capability) – экономическая мощь, M (Military capability) – военная мощь, S (Strategic purpose) – стратегическая цель, W (Will to pursue national strategy) – воля к следованию национальной стратегической цели.

Из формулы вытекает, что мощь государства настолько же обусловлена наличием стратегической цели и государственным стремлением к ее достижению, насколько и населением, территорией, экономической и военной мощью. Мощь государства – не простая сумма определенных показателей, а умножение осязаемых материальных показателей на суммарный показатель цели и стремления. Если государство не имеет цели, воли к последовательному ее достижению, то, независимо от территории, населения, экономической и военной мощи, мощь данного государства – ничто, поскольку любая цифра, помноженная на ноль – в результате дает ноль.

Сегодня вопрос Арцаха по ряду предметных и непредметных причин, не является общенациональной целью. Политический процесс признания Геноцида армян, по существу, будучи общенациональной целью, не может быть целью государства, поскольку отсутствует четкий путь достижения какого-либо существенного результата посредством этой цели.

Следовательно, не только решение Армянского вопроса – уникальная возможность усиления армянской государственности и единственный путь долгой жизни армянского народа, но и наличие подобной цели и политическая воля к ее достижению – необходимый фактор укрепления мощи армянской государственности.

Мы не должны делать шагов, которые могут ослабить армянскую государственность и лишить ее цели существования, ибо Родина, которая не имеет цели – всего лишь место жительства.

Ара Папян, руководитель центра «Модус вивенди»
11 сентября 2009
Перевод с армянского -
Пандухт
--------------------------------------------------------------------

[1] David Jablonsky. National Power, Parameters, vol. 27, 1, Spring, 1997, pp. 34-54.

Источник: http://www.miacum.am/gazeta/2009/10/04/63139