Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Роберт Саакянц

Дата: 25.09.2009

Умер мультипликатор Роберт Саакянц. И если вам ничего не говорит его имя, то давайте вспомним ваше детство: «Сказать кому – не поверят. Поймал, мол, говорящую рыбу. Вооооот такую. –

Умер мультипликатор Роберт Саакянц. И если вам ничего не говорит его имя, то давайте вспомним ваше детство:

«Сказать кому – не поверят. Поймал, мол, говорящую рыбу. Вооооот такую.

– Гм-гм, апчих! Послушай, добрый человек, отпусти меня домой, в море.

– Ух ты, говорящая рыба!

– А у нас вся семья говорящая. Отец говорит, мать говорит… А дед говорит: «Делай добро, бросай его в воду. Оно не пропадет, добром к тебе вернется…»

Вспомнили?

Это начало знаменитого мультфильма Роберта Саакянца по мотивам сказки Ованеса Туманяна «Ух ты, говорящая рыба!»

А вот еще: «Ха-ха-ха! Тысячу лет я ждал этой минуты! Тысячу лет просидел я в этом кувшине, в который меня заточли великий волшебник… Тьфу, имя забыл. Подойди ко мне, мой маленький спаситель…»

Это из другого – «В синем море, в белой пене». Да-да, того самого, где «оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем!»

А помните – другой его мультфильм: «Три синих-синих озера малинового цвета»?

А «Смерть Кикоса»?

«Ишь ты, масленица»!

И еще, и еще…

Роб Саакянц создавал удивительные мультфильмы. Как и все лучшие детские произведения, – они и для детей, и для взрослых. Саакянц – мастер, лучшие произведения которого построены на калейдоскопе сменяющих друг друга картинок и сказочных трансформациях. Рыбы, животные, люди и чудовища действуют в его лентах совершенно естественно и свободно. Будто так и должно быть – рыбы разговаривают, у «волшебника Э-эх» – два рта и он может говорить одним ртом, а другим курить трубку, а стена домика легко превращается в телеэкран. И все это происходит быстро, в завораживающем ритме – когда идет его мультфильм, оторваться невозможно.

Его произведения сюрреалистичны. Их ткань парадоксальна, как и само мышление автора.

И, что очень важно, добро в его фильмах материально. Оно есть. Оно здесь, совсем рядом, стоит лишь оглянуться…

Мне не довелось быть с ним знакомым, хотя возрастная разница между нами не так уж и велика – Саакянц родился в 1950 году в Баку, а с 1964 жил в Ереване.

Я был одним из многих почитателей мультфильмов, принесших ему славу и массу разнообразных призов с кинофестивалей всей Европы.

Как-то раз, кажется, в 1991 году, я поехал на Московский кинофестиваль синхронно переводить армянские фильмы на английский язык. В армянскую программу входил и мультфильм Саакянца «Кнопка». Идея его в том, что у какого-то начальника вдруг появилось свойство – достаточно было ему нажать на любую кнопку, как неподалеку раздавался мощный взрыв. Такой вот своеобразный дар Мидаса.

Начинается фильм с того, что он нажимает на кнопку будильника. Взрыв. Включает радио. Взрыв. По радио передается песня: «Широка страна моя родная». Эта песня то и дело будет появляться в мультфильме. Герой берет газету «Правда», направляется в туалет. Включает свет. Взрыв. Сидит на унитазе. И вот он перед зеркалом. Умывается, вставляет зубы, причесывает остатки волос. Выходит из ванной. Тушит свет. Взрыв. Выходит из дому, его ждет машина с шофером. Садится. Едут. Подъезжают к какому-то дому. Он нажимает на кнопку вызова лифта. Взрыв.

И так далее. Чем дальше, тем абсурднее становится ситуация. Вот он у любовницы. И стоит ему нажать на грудь своей толстенькой дамы – взрыв.

Постепенно выясняется, что «он» – советский руководитель. И с каждым «его» взрывом что-то происходит со страной. Аналогии с горбачевскими реформами становятся все прозрачнее…

Этот мультфильм как бы открыл для него новый жанр – мультипликационной политической сатиры. И он использовал ее в полной мере. Главным образом, в ходе предвыборных кампаний. Он снял блестящий и очень злой мульт, агитировавший против Карена Демирчяна в 1998 году, серию мульт-бесед перед президентскими выборами 2003 года…

Добрый автор прекрасных мультфильмов по мотивам сказок Туманяна в этих лентах становился беспощадным политическим сатириком.

Я не говорю, хорошо это, или плохо. Это жизнь. И я, разумеется, понимаю, что единственным и главным средством выражения для Роберта Саакянца всегда была мультипликация. Он думал и «говорил» при помощи нарисованных человечков, зверюшек, чудищ… Он не мог иначе. Отсюда и его мультипликационные политические памфлеты. При этом не важно, разделяете вы его взгляды, или нет. Они сделаны – талантливо!

Но – что поделать, ведь и это тоже жизнь – мне больше по душе добрый Роб Саакянц. Я знаю, именно таким его и запомнят миллионы людей, выросших на его мультфильмах. И – хочу в это верить – миллионы, которым еще предстоит вырасти на его лентах.

Источник: http://www.miacum.am/gazeta/2009/09/25/421392