Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Президент Армении не должен ехать в Турцию. Как только граница откроется, Армения тут же наводнится турками

Дата: 08.09.2009

Армяне, сохранившие в памяти воспоминания о геноциде 1915 года, против мирных переговоров, ведущихся с Турцией. 100-летний Мовсес Хамешян, один из немногих людей, которые еще помнят геноцид 1915-го года. Он утверждает, что соотечественники должны были извлечь уроки из случившегося, и никогда не доверять туркам. «Нашего президента вынуждают установить дружеские отношения с турками. Кто не видел резни, геноцида, конечно, захочет, чтобы граница открылась, но я не хочу. Нас вырезали, убивали, где наши полтора миллиона армян. Я видел эту боль, жестокость, видел, как людей убивали и бросали в реку Ефрат», - размахивая дрожащими руками в воздухе, требовал справедливости дед Мовсес.

Турция отрицает факт совершения геноцида, заявляя, что во время войны с обеих сторон были жертвы, однако армянская сторона утверждает, что их выселили с насиженных мест и погнали в пустыню, где примерно полтора миллиона человек умерли с голоду или были убиты.
Мовсес родом из Мусалерского села Кебусие. Специальным приказом от 26-го июля 1915-го года, турецкое правительство распорядилось в течение семи дней осуществить миграцию всего армянского населения Мусалерских сел в Сирийские пустыни. Жители 6-и сел отказались подчиниться приказу, поднялись на гору Муса и перешли к самообороне. Позднее армянам пришли на помощь французские корабли. Район находился под протекторатом Франции до 1939 года, пока Турция не возвратила его обратно и многие из спасшихся от геноцида армян вынуждены были второй раз покинуть эту местность. В конце концов, Хамешян основался в Советской Армении.
В настоящее время проблема геноцида является важнейшим фактором во время любых мирных переговоров с Турцией и пережившие его отмечают, что им просто чудом удалось уцелеть.
При прохождении по Сирийским пустыням, один араб, знакомый с отцом Мовсеса, предложил выкуп на него и его сына. Турки согласились, и им удалось спастись. «Тех, кто не мог идти, забивали прикладами, убивали даже детей в чреве матери. Ни одно из государств так бы не поступило, но турки сделали это, они – фашисты. Растаптывали безоружных и незащищенных людей, калечили и убивали их», - вспоминал прошедший путь 100-летний старик.
«Я старый человек и, исходя из моего жизненного опыта, могу сказать, что открытие этой границы нам не нужно, ничего хорошего это нам не принесет», – с уверенностью говорит он. Такого же мнения придерживается и 105-ти летняя Мари Варданян, которая, по всей видимости, является одной из старейших людей переживших Геноцид. На ее родине, в Малатии, во время резни устроенной Младотурками, погибло почти 7500 армян. «Мой дед работал в городском совете Малатии. Его, вместе с другими мужчинами, забрали и убили за несколько дней до резни. Нам, бабушке, маме и мне, удалось остаться в живых только с помощью турецких друзей, спрятавших нас в своем доме», - вспоминает Мари. И, несмотря на то, что ей удалось спастись благодаря добросердечности турок, она тоже против того, чтобы армянская сторона подписывала мирный договор. Её глаза, видевшие переселение, резню и зверства сощурились от боли. Слезы, казалось, смешивались с венами, проступающими сквозь ее прозрачную кожу, когда она вспоминала, как убивали людей на пути миграции, как известный в Малатии «Алмалоглу бахча» (яблоневый сад) превратили в армянское кладбище. Со страхом и ужасом в сердце мы остались в Малатии до 1937-го года, после чего, как и многие другие, переселились в Алеппо», - сказала Мари.
Вследствие советской пропаганды 1946-го года, побудившей многих армян покинуть Средний Восток, Мари, вместе с большим числом армян, репатириировалась на родину. «Не надо, чтобы президент ехал, не надо. Они заставят его подписать бумагу о сдаче Арцаха, не признают геноцид и только после этого откроют границу. Знайте, как только граница откроется, Армения тут же наводнится турками, лучше пусть не открывают и не дают дорогу псам» - расчувствовалась Мари.
Она не верит, что открытие армяно-турецкой границы улучшит жизнь, будет способствовать экономическому развитию Армении и ослабит ее зависимость от Грузии и России. «Сначала будет хорошо, а потом. Почему нас вырезали, потому что говорили, тот, кто убьет армянина, удостоится царствия божьего, после этого разве я захочу открытия границы. Они, отуречив хотя бы одного армянина, радуются на весь мир», - с негодованием вопрошала Мари Варданян.
 
Материал подготовлен Институтом войны и мира www.iwpr.net
ИА ARMENIAToday