Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Зажги свечу, вместо того. чтобы проклинать тьму

Дата: 18.06.2008

В этом году Верховному Патриарху, 130-му Католикосу Всех Армян Вазгену I исполнилось бы 100 лет. Его нет с нами уже 14 лет, но память о нем и сегодня жива: его любил и почитал весь армянский народ.

Художник Андраник АНТОНЯН долгое время работал в Св. Эчмиадзине в годы патриаршества Вазгена I. И сегодня ему есть что вспомнить об этом выдающемся пастыре и человеке.
- ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА в 1977 году я приступил к работе в Эчмиадзине. Его Святейшеству меня рекомендовал Григор Ханджян. Тогда я был начинающим художником и поначалу мне доверили делать только сувениры, копии церковных картин и миниатюр. А в 1982 году меня назначили на должность художника при Музее сокровищ Св. Эчмиадзина.
Помню первое впечатление, которое произвел на меня Вазген I. Это был человек невысокого роста, обаятельный и величественный, который сразу поражал своей эрудицией, добротой и скромностью. Он преданно любил армянский народ и Армянскую церковь и посвятил служению им всю свою жизнь.
Знаменательно, что когда в 1954 году скончался Католикос Геворк Чорекчян, то из многих претендентов на Святой Престол выбор пал на самого молодого - Левона Карапета Палчяна. Будущий глава Армянской Апостольской Церкви был представителем рода, спасшегося во время Геноцида. Семья Палчянов бежала из Западной Армении в Одессу, затем в Румынию. В Бухаресте скончался его отец, и заботу о воспитании и образовании единственного сына взяла на себя мать. Левон Палчян получил блестящее образование в Румынии, Германии и Греции. Католикосом же он стал в период, когда было опасно даже упоминание о Геноциде армян. Однако это не помешало ему в 1965 году перед собором Эчмиадзина воздвигнуть памятник жертвам Геноцида, который стал первым в Армении напоминанием о событиях 1915 года.
- По долгу своей службы, - продолжил свой рассказ Андраник Антонян, - я постоянно находился рядом с Патриархом и был свидетелем событий и деятельности Католикоса, которые известны немногим. Он всегда был подтянут и мог позволить себе расслабиться лишь в кругу очень близких людей. Удивительно скромный человек, Католикос старался не привлекать внимания неосторожным жестом или случайно произнесенными словами. Чтобы познакомиться с семьями своих сотрудников, он приглашал их в свою резиденцию в Ереване, угощал, во время беседы выяснял их проблемы и помогал всем чем мог.
ИМЕННО ПРИ ВАЗГЕНЕ I КАТОЛИКОСАТУ БЫЛО ВОЗВРАЩЕНО ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ, построенное в 1901 году Манташевым. В начале 50-х годов оно служило казармой для военнослужащих. А в 60-х годах усилиями Патриарха одна за другой стали открываться церкви на территории Армении. Под его руководством была отреставрирована церковь Св. Саркиса в Ереване. В годы советской власти открыть новую церковь было делом крайне сложным. Но Вазгену I это удавалось. Именно поэтому в народе Вазгена I звали Строителем.
- Когда после землетрясения 1988 года тысячи людей остались без крова, мерзли, испытывали лишения, Католикос велел не отапливать его комнату. Однажды, войдя к нему, я увидел, как он работал укутанный в одеяло в холодной комнате. Я спросил, почему он не отапливает комнату. "Как я могу жить в тепле, когда мой народ мерзнет. Я должен чувствовать то же, что чувствует народ, жить так, как живет народ". Он не беспокоился о собственном здоровье, хотя был уже стар и болен.
В начале 90-х годов болезнь Вазгена I обострилась. В Карабахе началась война, а в Армении - холод и голод. Постельный режим, однако, не мешал Католикосу быть рядом со своим народом. Всем известно, что именно Вазген I уговорил армянских народных депутатов отказаться от голодовки, проводимой в Москве в знак протеста.
И СЕГОДНЯ, СПУСТЯ 14 ЛЕТ СО ДНЯ ЕГО СМЕРТИ, я помню его одухотворенное лицо. Вазген I сам приходил в мою мастерскую и наблюдал за работой, советовал, предлагал. А когда я заканчивал писать картину, он лично благословлял работу и отправлял в храм. Всем, чего я достиг в моей профессиональной деятельности и жизни, я обязан ему. А годы, которые я проработал в Эчмиадзине, считаю лучшими и самыми светлыми в моей жизни. Помню я и его любимое наставление, которому стараюсь следовать:
"Зажги свечу, вместо того чтобы проклинать тьму, и собственным поведением служи примером для подражания".

/Голос Армении/ Тигран Мирзоян