Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Турецкий цугцванг

Дата: 12.12.2008

Заявления с требованием признать Геноцид армян, с которыми независимо друг от друга, но практически одновременно выступили представители турецкой и армянской интеллигенции, поставили Анкару в весьма сложное положение.

Правящие круги Турции уже привыкли отвечать на призывы Еревана к налаживанию диалога и нормализации отношений фантастическими предусловиями. Однако представители турецкой и армянской интеллигенции не выдвигали каких-либо конкретных межгосударственных задач. Так что Анкаре не о чем торговаться. НапроГеноцид армянтив, они подняли разделяющую наши страны и народы проблему Геноцида.
Более того, представители турецкой интеллигенции признали Геноцид, попросили прощения у армян и призвали своих соотечественников сделать то же самое. А вот их армянские коллеги обратились к президенту Гюлю, выступающему на международной арене в роли ярого сторонника нормализации армяно-турецких отношений.
Мы не можем связывать с президентом Турции никаких надежд, ведь, выражая официальную точку зрения, он должен либо отрицать факт Геноцида, либо просто молчать. В обоих случаях ему, как говорится, будет не по себе, ведь он любит рядиться в тогу сторонника «диалога» и «дружбы».
В отличие от Армении, где общество придерживается единого мнения в вопросе Геноцида, в Турции не прекращаются споры и дискуссии. Националисты осуждают смелый шаг таких людей, как Баскын Оран, а официальная Анкара хранит молчание. Если она заговорит, то уподобится Девлету Бахчели и «серым волкам», а если будет молчать, у представителей националистических кругов возникнут серьезные подозрения.
Между тем время не ждет: вскоре состоится церемония инаугурации новоизбранного президента США, возобновит свою работу Конгресс. Американцы ждут от президента Турции конкретных шагов по снятию блокады и установлению дипломатических отношений с Арменией, а не пустых разговоров об армяно-турецкой дружбе.
Между тем армянской стороне некуда спешить, посему она не станет принимать выдвигаемые Турцией предусловия.
В ходе предстоящего в январе визита в Израиль Абдулла Гюль, чтобы остановить процесс признания Геноцида армян, попытается заручиться поддержкой еврейского лобби США. Попытки переубедить Барака Обаму обусловлены надеждами, возлагаемыми на Рама Эммануэля, претендента на пост руководителя президентской администрации, и других лиц, которые связаны с еврейским лобби.
Нам кажется, что резкое увеличение числа заявлений и обращений с требованием признать Геноцид армян может иметь важное значение. Настало время, чтобы к этому процессу присоединились представители армянской интеллигенции диаспоры, а также проармянски настроенные политики Европы, США и России. В ближайшее время надо будет усилить пропагандистское давление на турецкое руководство, чтобы оно даже не помышляло о каких-то трюках и уловках.
Причем авторы заявлений и петиций ни в коем случае не должны затрагивать вопросы открытия армяно-турецкой границы и установления дипломатических отношений. Об этом должны думать дипломаты обеих стран. Чтобы заставить Турцию изменить свою враждебную политику по отношению к нашей стране, нужно бить что называется в «десятку».
Вопрос признания Геноцида армян нужно поднимать на международной арене, на страницах мировой прессы, в конце концов, требовать от президента США выполнения данных армянам обещаний. Добиваться этого можно путем подписания заявлений и обращений, проведения митингов и шествий.
Мы должны пресечь попытку Анкары создать иллюзию армяно-турецкого диалога, начав мощное движение с требованием признать Геноцид армян.

 

Вардан Григорян
/yerkramas.org/