Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Дживан Гаспарян отмечает 80-летие

Дата: 12.11.2008

Дудук – армянский народный инструмент со смешным названием и грустным голосом – известен далеко за пределами Армении благодаря Дживану Гаспаряну. Впервые уникальный исполнитель на дудуке выступил в Москве в 1948 году перед самим Сталиным в составе Армянского молодежного ансамбля. Сегодня он сотрудничает с Питером Гэбриэлом и Майклом Бруком, собирает тысячные залы по всей планете, однако отказывается соответствовать стандартам модной этнической музыки. Сегодня Дживан Гаспарян отмечает 80-летие. Как звучание маленького инструмента может объединить века и страны, рассказывают «Новости культуры».

Дживану Гаспаряну восемьдесят лет, а дудуку – более полутора тысяч. Однако для западной цивилизации этот инструмент появился на свет вместе с Гаспаряном. Именно от него мир узнал о маленькой дудочке из абрикосового дерева, на которой играли многие поколения армянских музыкантов. «Настоящее его имя –"циринапох". "Цирина" – это абрикос, а "пох" – это труба», – поясняет Гаспарян.

Если бы дудук стал просто популярной экзотической диковинкой, это было бы полдела. Гаспарян превратил его в универсальный инструмент. Без этого тембра в музыке сегодня, кажется, уже нельзя обойтись. Он используется в самых неожиданных качествах. В фильме «Гладиатор» дудук передает дух античности, а в «Анне Карениной» – тоску русской души.

Дживан Гаспарян заставил подстроиться под этот инструмент с непривычным для европейской музыки строем и джазовые коллективы, и симфонические оркестры.

Гаспарян всегда держится так, будто в международном признании дудука нет его роли. Это просто успех инструмента, а музыкант тут ни при чем. «Как мне сказал американский писатель: "Дживан, когда ты играешь, это не музыка, это молитва". Это хороший инструмент, душевный, он душой поет, как человеческий голос», – замечает он.

Казалось бы, Дживан Гаспарян сделал для дудука все, что мог, но он не останавливается на достигнутом. Его задача обучить игре на этом инструменте как можно больше музыкантов. Количество его учеников по всему миру уже измеряется сотнями.