Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Наталья Соболь «Про армянскую историю, еду и не только» - "Торгово-экономические отношения Армении и Китая"

Дата: 01.11.2012

Армения была связана торгово-экономическими отношениями по суше и по морю (1) не только со своими непосредственными соседями Грузией и Кавказской Албанией (Агвания - древ. арм.; ныне территория Азербайджана). Но и с более удалёнными европейскими державами. Купеческие армянские караваны и корабли добирались также в такие экзотические страны, как Индия, Вьетнам и Китай. Армянские купцы пользовались заслуженным уважением среди деловых партнёров разных государств. Китайские товары в армянском языке имеют обозначение «чинош харик», что означает в переводе «экзотические редкие вещицы». В современной экспозиции Шанхайского городского музея присутствуют монеты, на реверсе которых изображены профили армянских царей - Аршака и Трдата.

Китай издавна считался довольно закрытой страной и к чужеземцам китайцы относились весьма настороженно. Но армянские купцы, славясь своей порядочностью, были настолько привычны «китайскому глазу», что армянская национальная одежда служила залогом свободного передвижения по стране. Следует заметить, что экономическая польза, приносимая армянскими купцами Китаю, была настолько ощутима, что, по приказу императора, армяне были полностью освобождены от уплаты налогов. Ношением армянской национальной одежды достаточно часто пользовались купцы и миссионеры из разных стран. О чём писал в 1603 году иезуит Коес Бенет, который одеваясь как армянин, спокойно путешествовал по городам и весям Поднебесной.

    Об армяно-китайских отношениях писали известные армянские историки и учёные – Фавстос Бузанд (к. IV - н. V в.в.; историк), Моисей Хоренский (V в.; отец армянской историографии), Анания Ширакаци (VII в., астроном, математик, геометр) и др.. Другой средневековый армянский автор -- Вардан Айкгеци (к. ХII - н. XIII в.в.) писал: «Мудрые купцы, собираясь в дальние путешествия, отдавали свои деньги под расписку купцам, приезжающим из той страны, куда они сами собирались и, приехав туда, предъявляли расписку и получали обратно свои деньги».

     Торгово-экономические отношения Армении и Китая имеют весьма солидный возраст ещё со времён династии Хань. (2) А период правления династии Тан (3) армянские купцы проложили мощный трафик. Успешной торговле между странами способствовал и торговый «Великий Шёлковый путь». Армения импортировала из Китая, нефрит, разнообразные национальные шелка, как тонкие, так и атласные, а также всевозможные готовые изделия из них. В Передней Азии особенно высоко ценился китайский фарфор, издавна славившийся своим высоким качеством. В Европе, впервые о фарфоре узнали в 851 году, от еврейского путешественника из Андалузии, Солимана (Соломона-древ.евр.). Фарфор появился там лишь в ХШ веке. А вот на армянских базарах китайский фарфор появился намного раньше чем в Европе.

     Особенно пользовались популярностью некоторые виды национальной китайской посуды. Это т.н. «магическая посуда с изображением квадрата «Ло шу», которая шла нарасхват у астрологов, гадателей и магов всех мастей. Другой вид модной и престижной посуды, сами китайцы называли просто «зелень» (позднее в Европе она получит название «силадон»). В Италии (на родине знаменитых отравителей Борджиа и Медичи) бытовало даже такое поверье, что если в эту, нежно-зелёную, посуду попадёт вместе с кушаньем яд, то она непременно потрескается. Изделия в стиле древней техники «силадон» до сих пор производятся в Китае (село Чанлу).

     Английский историк Г. Джордж Уэльс, ссылаясь на многочисленные китайские источники, пишет, что армяне в Китае меняли привезённое с собой римское и армянское золото на поделочный камень жадеит. Об этом же писал и русский историк Полиевктов. В Передней Азии он пользовался небывалой популярностью. А уже ко II веку, взаимные торговые операции пошли так успешно, что армянские купцы имели во многих крупных города Китая свои торговые дома и деловые представительства.

     Из Армении в Китай, в свою очередь, экспортировали сосуды и изделия из мрамора, травертина и туфа всех цветов, (4) алебастра. А также национальные ковры, паласы («карпеты»-древ.арм.), парчовые и шерстяные ткани, (5) армянские красители «кошинель» («вордан кармир»-древ.арм.) и киноварь (сндик»-древ.арм.), кармиз. (6) Следует добавить, что, пользовались популярностью лазурит («ладжвард»-древ. арм.), шушанский янтарь («базмагуни»-древ.арм.), (7) призматический евклаз, яшма, сюникский обсидиан («сатани е(h)унк»-древ.арм.) (8) и разнообразные изделия из металла, в том числе и армянское литьё (из золота, серебра, электрума). (9) Особенно ценилась в Китае яшма, из неё изготавливали важные ритуальные свадебные украшения. Кроме того, в императорском «Запретном дворце Гугун» были популярны бассейны из яшмы и других поделочных камней. (10)

    Кроме прочих товаров из Армении в Китай экспортировали и армянские вина. Китайские учёные во время археологических раскопок довольно часто находят многочисленные керамические и фарфоровые статуэтки, изображающие тип «классического армянина», сидящего с подогнутыми ногами и держащего на коленях винные бурдюки. Получается, так, что, куда бы армян судьба не заносила, они везде традиционно культивировали виноград и изготовляли вино! Ведь с глубокой древности армяне не только употребляли вино как напиток, но и широко использовали виноград и все его производные (ягода, листья, виноградный ус, зольные части) в кулинарных, медицинских, санитарно-гигиенических и косметических целях. О чём свидетельствуют многочисленные древние и средневековые источники Средиземноморья, Востока, Европы. А также есть сведения по данному вопросу и в древних армянских лечебниках («ахрабадины»-древ. арм.).

     Японский исследователь Иосимо Саяка приводит интересные сведения о том времени. Некий христианин, по имени Саркис, пустил корни в провинции Ган-су и значительно продвинул торговое дело в этой местности. Латинские архивы тоже имеют достаточно информации об армянском присутствии и купеческих армянских колониях Китая. В 1294 году французский епископ Жан д’Монд Ювиньон встретил в Китае многочисленную и крепкую армянскую диаспору, которая оказала св. отцу, как христианину, всяческое содействие в языческих землях. В своих докладных записках в Ватикан, Ювиньон гордо «похвалялся» перед Миссионерским Советом тем, что он смог из несторианской ереси перевести в католицизм изрядное число китайских армян. Историк де Кастелло пишет, что купцы Гуан-чжоу (Кантон) настолько процветали, что могли, без ущерба для своего бизнеса, строить храмы и открывать при них многопрофильные храмовые мастерские («горцатун»-древ. арм.) и церковную школу.

    Католический миссионер Бенедикто Госье написал труд о христианском присутствии в Китае. Но автор не перенёс тягот непростого путешествия и умер. Труд, написанный Б.Госье, увидел свет благодаря мужественному и благородному поступку армянского купца по имени Исаак (Саак-древ.арм.). Несмотря на многодневные лишения, он передал безценный архив и записи покойного ватиканскому представителю Н.Тригонесу, который и издал труд Б.Госье.

     Переписка епископов Перегино де Ясфелло и Одорико Пордено рассказывает о многочисленной армянской общине и крепком торговом бизнесе в городе Цзян-чжоу (ХIV в.). Армянские купцы прибыли в эти земли морем. Они, довольно в короткий срок, организовали колоссальный торговый трафик от Индии до китайского порта Фукбэн. Итальянский епископ Андреа Перуджини (1307 г.) писал об одной богатой армянской бизнес-леди по имени Тангор. Эта дама сильно поразила воображение св. отца тем, что на свои средства построила роскошный храм, странноприимный дом для христианских паломников и жилой дом для батюшки. Кроме того, «госпожа Тангор» учредила из своих личных доходов различные жалованья -- для батюшки, младшего персонала храма и для персонала прочих храмовых заведений. Это показывает высокий духовный и торгово-экономический уровень армянских общин, как несторианских, григорианских, так и православных.

    Но в конце ХVIII века Англия, не в силах перенести успешную торговую деятельность армянского купечества, вернулась к политике противостояния и открытого нападения на конкурентов. В ход шли интриги, дискредитация и откровенный грабёж. Англичане добились почти полного вытеснения армянского контингента из данной сферы.

     Торговля, как известно, является благоприятным фактором развития и преобразования экономики и соответственно, последующего процветания государства. Поэтому развитие науки, строительства, ремёсел, торговых связей и оборотов, цивилизованных, крытых, охраняемых рынков и прочей инфраструктуры становятся приоритетными направлениями в экономике Армении.

 КОММЕНТАРИИ:


1). В маршрут «Великого Шёлкового пути» вливалась международная транзитная торговая дорога Двин -- Партав (столица Агваанка). О богатых армянских портах сообщал Михаил Атталиат, а арабский источник Ал-Истахрий писал: «у армян есть место, откуда входят в Рум, известное под именем «Тарабезунда». Туда стекаются купцы, а затем отправляются для торговли в страны Рума…всё, что попадается из парчи, шёлка и румских одежд…это из Тарапезунда», см. также труды Г. Кедрина. Другой источник пишет: «Жители Карса возвышались неизчислимыми богатствами, накопленными и с моря и с суши. «Евреи в Армении. Средневековье», с. 220.

2). Династия Хань (202-до н.э. –220 н.э.) – китайская династия, правившая перед эпохой Троецарствия.

3). Династия Тан правила в Китае с 618 по 906 г.г.. У купцов издавна на хорошем счету были армянские и китайские торговые дороги, входящие в маршрут «Великого шёлкового пути». Армянские власти повсеместно способствовали превращению торговли в высокодоходную сферу деятельности. Ведь общество, практически напрямую, зависило от уровня развития производства. Уместно заметить, что по пути следования караванов по приказу армянских царей строились «караван-сараи»,с банями, почтовые станции и т.д.. Соответственно, развитие производства могла обеспечить только мощно развитая торговля и охраняемые торговые пути сообщения между странами. Поэтому, армянские торговые дороги, вплоть до границ Средней Азии, охранялись армянским патрулём. А в Китае, так и вовсе, ещё со времён правления Западной Ранней династии Хань (202 г. до н.э.-8 г. по Р.Х.) Шёлковый путь охранялся, по приказу императора, китайскими новобранцами. Территория же Средней Азии была зоной опасности и подвергалась нападениям разных кочевых племён. (Прим. С.Н.).

4) В советское время этот сорт туфа называли «пятнистый азизбековский». Лебединский В., «В удивительном мире камня», с. 119.

5). «Доказано, что в Армении искусство тканья существовало уже около 700 года до н.э.». Об армянских тканях, шерстяных изделиях и коврах, восхищённые арабы писали так: «…нет им подобных среди предметов земли из конца в конец и во всех направлениях», Б.С.Э., изд.  2, т. III, с.59. Из всех видов тканей особенно ценился шёлк. Вообще шёлк в жизни армян имел много способов применения. Помимо того, что его просто носили, им еще и лечились! Да, да, лечились! А. Амасиаци писал: «…кто носит шелковую рубашку, не будет знать вшей… а если его (т.е. шёлк; прим. С. Н.) сжечь… промыть глаз и посыпать на язвы глаз, то может исцелить их и успокоить боль…если съесть его, то шёлк развеселит сердце … а сожжённый шёлк очищает тело от избытка слизи и черной желчи, тело питается и укрепляется, тогда просветляется разум, обостряется зрение…шёлк увеличивает половую силу. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей», Прага, «Артик», 1980, с. 98. Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с. 62, п. 202. Например, в анийской Армении шёлк считался мерилом благоденствия, т.к., в лучшие периоды подъёма экономики, даже крестьяне носили шелка. Асо(h)ик писал:«…пастухи стали появляться в шёлковых халатах…». Езецкая Н, Сопоницкий О., «История искусства народов СССР, IV-ХШ в.в.», т.II, с. 157-158. Кормезен Э., Дрампян И., «Художественные сокровища Матенадарана», с. 64, 157, 158, 168, 169.

6). Кошинель («вордан кармир»-др.арм.) кермесный, красный червь (подотряд кокцид «Cocoidea» - лат.). Кошинель выползала в сентябре, на рассвете, в это время ее и собирали. Из 3-х видов армянской кошинели, особенно высоко ценилась та кошинель, что размножается на арм. растении «бедренец камнеломковый» («сэв ворданарм»-древ.арм.;«Pimpinella saxifrada L., «Apiceal»-лат., «сэв ворданарм»-др. арм.). По данным армянских историков Лазаря Парбеци и Моисея Хоренского, европ., араб., инд. источников -- это была самая стойкая краска. Кошинель употребляли для окрашивания книжных миниатюр, карпетов, ворсовых ковров, войлока, шерсти, хлопка и шелка. Кроме того, кошинель применялась армянами в косметике для изготовления кремов, притираний, лосьонов, помады, румян и краски для ногтей с незапамятных времен. Крупнейшие изготовители этой краски – города Двин и Аштарат. Выбор минеральных пигментов, для изготовления красителей, был весьма широк. Эти красители производили из мела, киновари, охры, ярозита, аурипигмента, гарниерита, лазурита, азурита, вивианита, графита и природной сажи и др.. Амасиаци А. «Ненужное для неучей». Научное наследство, § 1565, с. 677. Абрамян А. «Рукописные сокровища Матенадарана», с.31. ТV России, I канал, «Хочу все знать с Михаилом Ширвиндтом», 15ч., 20 мин., от 15. 02. 2011г.. Айвазян «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане», с.19-21, 25. Ибн-Ал-Фатих писал: «В Армении находятся рудники ртути, медного купороса, меди и серебро-свинец», там же, с.39.

7). Янтарь («базмагуни»-древ.арм.), в древности и в средневековье особенно ценилось его одно важное свойство.С помощью янтаря можно было обнаружить яд в напитке. Стоит опустить на нитке зубец янтаря, и если в бокале есть яд, то возникает  некое радужное мерцание искр, сопровождаемое треском и пламенем. С. Н..

8). В предысторический период из обсидиана (вулканическое стекло) изготовляли наконечники для копий, скребки, ножи, рубила. Позднее -- делали зеркала, наконечники для стрел, серпы, ювелирные украшения, ритуальную посуду. Обсидиан армяне называли «коготь дьявола» («сатани егунк»-древ.арм.). В наше время в Армении из обсидиана производят бетонные наполнители и образивы, так как он является отличным кислотоупорным материалом. Например, в НПО «Камень и силикаты» (Ереван) ещё в советский период, армянские инженеры создали скальпели из обсидиана. Такое лезвие в 100 раз острее, чем хирургический скальпель из стали. Соответственно, при повышенной остроте скальпеля в разы уменьшается потеря крови и увеличивается время заживления раны. Кроме того, уродливые шрамы (рубцы) становятся тоньше и незаметнее. Эти разработки привлекли внимание японцев и американцев. Респондент: Алексанян Марлен Васпуракович. Википедия, Googlе.

9). Искусством литья армянские мастера славились с древности. Ещё при раскопках в Кармир-Блуре (городище Муханнат-тапе) советскими археологами были найдены литейные формы для производства секир и топоров. В Ленинакане была обнаружена древняя литейная мастерская и формы для отливки ювелирных украшений. Трон царя Урарту украшали литые статуи из золота языческих божеств Анаит, Рохгана, Аст(h)ик. Кроме того, при раскопках в Ани ак. И. Орбели были обнаружены остатки двух меднолитейных мастерских, в виде каменных тиглей разнообразных по форме. На них сохранились следы медного сплава. А знаменитые «победные списки» добычи царя Саргона перечисляют сокровища, захваченные в Армении: 3 600 талантов бронзы в слитках, 4 медные статуи богов (вес одной статуи ==1 800 кг.), 400 чаш и 33 колесницы из серебра, двери, оббитые чистым золотом, золотой дверной запор и много чего ещё. Бабенчиков М., «Народно-декоративное Закавказья и его мастера», с. 56. Орбели И. «Развалины Ани», с. 47, 52. Айвазян С. «История России. Армянский след», с. 55.

10). Моду на подобные бассейны ввела Ян Гуй Фэй («Драгоценная жена»- древ.кит.) любимая наложница императора Сюань Цзуна (685-756) и знаменитая китайская поэтесса (стиль жанра -- пейзажная лирика). Любовь к роскоши полностью опустошила государственную казну. Совет высших военачальников «мягко» порекомендовал императору избавиться от прекрасной транжиры. Под их давлением Сюань Цзун вынужден был принести в покои к любимой женщине золотой шнурок на шёлковой подушке, на котором она и удавилась. (прим.С.Н..). Википедия.

  Источники:

1). Jane Castаon Mahler. The Westerners among the figurines of the Tang dynasty of Roma. 1959. Serie orientale Roma, XX.

2). Бурцев А., Гуськова Т., «Драгоценные камни», с. 77.

3). Ибн-Батута, соч., с. 31, пер. на арм. яз. Р. Ачаряна.

4). Орбели И. «Развалины Ани», СПб, 1911, с. 47, 52.

Он же, «Басни средневековой Армении», М.,1956, с. 36-37.

5). Поло М. «Путешествие», М., 1940, с. 17-18.

6).Чалоян В. «Армянский ренессанс», с.15, 16, 166-170. Яндекс, meng. am >history /chinaam/ part 06 htm, также, см. Google.

7). «Сведения арабских писателей  о Кавказе, Армении и Азербайджане», вып. ХХIХ,с . 19-21, 25, 38-39.

8). «История агван», СПб, 1861, с. 130-131.

Наталья Соболь, историк-арменовед, 27.10.2012.