Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Армен Саркисян: Армения – маленькая страна, но глобальная нация

Дата: 11.07.2011

В середине июня под сводами Букингемского дворца – официальной лондонской резиденции британских монархов впервые раздалась армянская музыка и прозвучали духовные песнопения. Известный скрипач и дирижер Максим Венгеров в сопровождении Лондонского Филармонического оркестра исполнил «Крунк» («Журавль») Комитаса. Прославленное сопрано Рене Флеминг вместе с хором Баха исполнила духовные армянские песнопения «Сурб, Сурб» (Свят, свят) и «Айр мер» (Отче наш) Макара Екмаляна.

Инициаторами же эксклюзивного благотворительного вечера выступали и гостей-меценатов со всего мира встречали принц Чарльз Уэльский и президент Международного центра «Евразийский дом», бывший глава правительства Армении Армен Саркисян. В таком вот королевском режиме проходило торжественное мероприятие, посвященное программе «Ереван, моя любовь».

Корреспондент ИА REGNUM воспользовался случаем приезда в Ереван автора программы и попросил его ответить на несколько вопросов.

- Г-н Саркисян, какую цель преследует инициированный Вами проект «Ереван, моя любовь» и кто принимает участие в его реализации?

- Во-первых, «Ереван, моя любовь» – это большая программа. На первом этапе предусматривается строительство трех зданий в центре Еревана – в районе церкви святого Ованнеса. Цель, которую мы при этом преследуем, – сохранение архитектурно значимых зданий нашего города, это выражение нашего отношения, нашей любви к родному городу. Мы часто говорим, что Еревану около трех тысяч лет, что он ровесник Рима. Но можно ли сравнить сегодня Рим с Ереваном в том смысле, сколько там памятников сохранилось и как римляне относятся к свой истории? Где-то в центре Рима вы никогда не увидите, как разрушают историческое здание, чтобы вместо него построить некое подобие стандартных новостроек. То есть этот проект поможет сохранить частицу нашего культурного наследия. Во-вторых, реконструкция старых зданий – не самоцель. Если дом построен, значит, в нем должны жить люди. Так вот, одно из зданий нашего проекта – это клиника-ясли для плохо слышащих детей, во втором двухэтажном доме найдут приют те матери с детьми, у которых есть определенные социальные и психологические проблемы в семье или в обществе. В третьем здании будет находиться общинный и духовный дом культуры. Для жителей этого района нужно место, чтобы они имели возможность собираться, говорить о проблемах, о своей жизни и т.д. Возможно, во время этого общения и обмена опытом ли, чувствами ли, мнениями ли что-то полезное и получится – кто-то что-то передаст, кто-то усвоит. А рядом со зданиями мы создадим маленький парк. Вот и будет островок маленького Еревана. На следующем этапе мы восстановим еще 4- 6 зданий и их также поставим служить простым людям.

- И для этого стоило беспокоить «всю королевскую рать», проводить изысканные вечера на элитарном уровне?

- Особенность проекта еще в том, что он параллельно решает несколько задач. Мы провели два мероприятия по сбору пожертвований. Первый благотворительный вечер прошел в прошлом году в Виндзорском замке, а в этом году акция состоялась в Букингемском дворце. Оба мероприятия по праву можно назвать абсолютно эксклюзивными, поскольку в Букингемском дворце за год бывает всего несколько приемов. В частности, до армяно – британского вечера там состоялась свадьба принца Уильяма и был еще государственный ужин в честь президента США Барака Обамы. Но самое главное, что из 250 участников нашего вечера более половины меценатов и доноров были не армяне. География спонсоров очень обширна – на ужин приехали из Австралии и Аргентины, из России и Китая, из Европы и Африки. То есть создался некий клуб, для членов которого особенно важно сохранение общечеловеческого культурного наследия. В данном случае, для этих людей теперь важны Армения и Ереван, история армянского народа и его культура. Этот совместный армяно-британский проект является важной вехой и ярким примером «высшего пилотажа» дипломатии между нашими странами. Принц Чарльз хочет восстановить старый маленький замок в Шотландии, тем самым пытаясь возродить там туризм. Дело в том, что в этой области процветала угольная индустрия, которая теперь пришла в упадок, и принц решил таким образом помочь этому уголку своей родины. Следовательно, теперь уже для меценатов-армян интересен и важен этот замок, его биография и месторасположение.

- И сколь же можно собрать за один такой ужин в галерее Букингемского дворца – в соседстве с полотнами Рубенса и Рембрандта?

- После мероприятия в Виндзорском замке было поднято около $ 1,5 млн.. Думаю, что окончательный подсчет сбора пожертвований приема в Букингемском дворце составит столько же. Но важно другое и более ценное – это цепная реакция благотворительности. В частности, строительная компания, которая возводит в Ереване новостройку по соседству с нашим проектом, узнав об акции, подарила нам 1200 кв. метров земли. Нас, конечно же, воодушевляет, что пример добра, милосердия заразителен. Сейчас идет такой процесс. К нам уже поступило два спонтанных предложения, когда люди, например, предлагают спонсировать какое-то одно здание полностью. Не внести скажем какую-то сумму денег, а взять на себя довольно серьезную ответственность. И мы собираемся и дальше развивать разные способы подключения людей и организации к программе. Например, параллельно со строительством зданий необходимо найти решение образовательных и других программ. То есть мы выступаем как генераторы идеи и денег, а теперь хотим включить в процесс как можно большее количество организаций, специалистов, профессионалов. Для тех, у кого болит сердце за наш город, за наши будущие поколения, мы создаем платформы активной поддержки. Мы можем оставить им деньги, а можем передать и более ценные вещи.

- Многие наши именитые и успешные соотечественники из-за рубежа, возвращаясь на историческую родину, как правило, создают свой бизнес. У вас нет такого желания?

- Во-первых, я не возвращаюсь в Ереван, поскольку считаю, что я отсюда никуда не уезжал. Я здесь родился, у меня здесь дом. Возможно, бываю не так часто, как хотелось бы. Во-вторых, у нас немало именитых армян, у которых фактически нет бизнеса в Армении. К примеру, у таких больших благотворителей этой страны, как Луиз-Симон Манукян, Керк Керкорян и т.д. Сейчас очень многие российские армяне подключаются именно к благотворительным, а не к бизнес-программам. Конкретно у меня бизнеса в Армении нет. Вероятно, слухи в этой области есть, но бизнеса нет.

- Вы за эти годы помогли многим талантливым студентам из Армении получить образование в вузах Великобритании, Европы, России и США. Многие из этих людей ныне работают в Армении в самых различных областях – от экономической и общественной до политической сфер, их можно встретить в рядах оппозиции или же в провластных политических силах. Вы с ними контактируете? Не возникало соблазна создать собственную партию, движение?

- У нас несколько лет была особая программа, когда ежегодно 20-25 молодых девушек и ребят с нашей помощью получали образование в Гарварде или в Кембридже. Были и такие, кого мы направляли на эксклюзивные курсы. Сегодня часть из них занимается бизнесом, часть работает в правительстве, кто-то поддерживает правящие партии, для кого-то ближе оппозиция. У них есть свои клубы, но я туда не хожу. Их интересы, кроме профессиональных, которые могут служить Армении, я, естественно, разделять не могу. Я занимаюсь благотворительностью, и это – мое кредо.

- Вы в свое время возглавляли правительство Армении, дипломатические миссии в ряде европейских стран, и, вполне вероятно, Вам хорошо известны как экономическое состояние страны в настоящее время, так и геополитическое положение государства в регионе. Вы могли бы это оценить с «экспертной точки зрения», на предмет наиболее оптимальной перспективы «прорыва» в развитии, прорыва во внешний мир? С высоты Вашего положения, как вы оцениваете состояние Армении и есть ли пути выхода из кризиса?

- С высоты это или со стороны, но я в этом вопросе плохой собеседник. Я, обычно, к себе и к другим отношусь очень строго, к сожалению, включая и моих детей. Когда они выросли, то признались, что в детстве у них была одна проблема – я мало их хвалил, мало им говорил: «Молодец». Я всегда говорил: «Ты можешь сделать лучше». Я и к Армении отношусь, как к своим близким, как к своей семье. Я всегда буду говорить: «Ты можешь сделать намного лучше».

- А в какой сфере? К какой особенно области могло бы это относиться?

- Вы знаете, конкретика может звучать как абстрактная, как совет или как деловое предложение. Абстрактный разговор – неуместен, совет кому-то давать через электронное издание или газету – бессмысленно, потому что если я знаю, как это сделать лучше, то сам и решу, как поступить. Вот я решил заняться благотворительностью. Делать же поправки в той или иной части экономики страны – это дело правительства.

- В настоящее время Вы возглавляет группу глобальных инвестиционных компаний, специализирующихся на нефтегазовом, горнодобывающем секторах, недвижимости и отрасли высоких технологий, а также занимаете важные посты в международных организациях, таких как Мировой экономический форум, Евроатлантическая инициатива в области безопасности, Институт Восток-Запад, Глобальный фонд лидерства. Вот с этих позиций, каким Вам видится перспектива дальнейшего экономического развития Армении? Есть ли потенциал для интеграции государства в мировые влиятельные экономические структуры, и в полной ли мере он задействован? На какие направления следует, в первую очередь, обратить внимание для достижения стабильности и благополучия?

- Армения должна смотреть в будущее, должна иметь видение и программу на ближайшие 20 -30 лет. Страна, у которой, к сожалению, нет нефти, нет газа, нет в большом количестве угля. Вместе с тем, к счастью, есть талантливые люди, которые в течение ряда лет каким-то чудом сохраняют в рабочем состоянии атомную станцию. Есть, в принципе, люди, которые и в Армении и вне Армении создают новые технологии. В моем качестве я встречаюсь очень часто с людьми, которые находятся на абсолютной передовой таких технологий, Вот, к примеру, Гагик Захарян занимается проблемами энергетики в России – дистрибуцией и транспортировкой электроэнергии. Я дружу, в частности, с Нубаром Афеяном из Бостона. Он работает над созданием дизельного топлива на основе генетически модифицированных бактерий. Это абсолютная фантастика! Армянин возглавляет в Америке одну из самых передовых научных групп. Вот на это необходимо обращать внимание, вот какой ресурс развивать. Армения, в принципе, может решить свою энергетическую безопасность. Она в состоянии стать страной, которая экспортирует электроэнергию.

- Во время сбора средств для проекта «Ереван, моя любовь» Вы сказали, что мир становится все меньше и меньше, а количество человеческих конфликтов, экономических и экологических проблем становится все больше и больше, но главным вопросом остается – «какое будущее мы хотим для наших детей». Вы также подчеркнули, что «сохранение культурного и духовного наследия является жизненно важным для выживания любой нации и, по сути, для всего человечества» – наряду с наличием чистой и устойчивой среды. Вы не находите, что это особенно актуально для Армении, но весь вопрос в том, насколько это достижимо в Армении 2011 года?

- Для такой страны, как Армения во всех наших делах очень важно качество нашей деятельности. Мы не настолько богаты, чтобы разбазаривать то, что у нас есть. Мы – маленькая страна, но глобальная нация. И эта маленькая квартира – Армения должна стать домом для армян всего мира. Соответственно, она должна быть всегда прибранной, аккуратной, в ней должен циркулировать чистый воздух. Независимо от того, сколько сегодня в этой квартире людей живет и независимо от того, как много гостей у нас будет завтра. Нам нужно учиться трудолюбию и аккуратности, например, у Китая, Японии, Сингапура. В этих странах процент аккумулирования финансовых ресурсов и отношение к природным ресурсам особенное. Нам просто надо знать, что не может человек бережно относиться к природе и не бережно – к своей культуре, к своим зданиям. Вспомним, Китай 30-40 лет назад был самой большой, но и самой голодной страной в мире. А сейчас экспортирует не только электронику высшего качества, но и продукты питания, но и все остальное. Это разве не чудо, когда голодная страна с миллиардным населением смогла стать 2-ой экономикой в мире. Тогда как в Армении 3 млн. населения, и еще 10 млн. армян живет вне страны. Так давайте же соберемся вместе и построим нормальную страну. И если кто-то скажет, что это чрезвычайно сложная задача, я не соглашусь. Если есть видение для страны, в которой мы хотим, чтобы жили наши дети, если есть доктрина, то при дисциплине, законности и правильном отношении к людям, возможно, мы и не станем второй экономикой в мире, но первой в ряду «малых стран» – точно станем! Я в это верю.

Беседовал Валерий Гаспарян

ИА REGNUM