Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

"Мы преодолеваем исторический нигилизм": интервью спикера парламента НКР Ашота Гуляна

Дата: 01.07.2011

Интервью ИА REGNUM со спикером парламента Нагорного Карабаха Ашотом Гуляном.

ИА REGNUM: Г-н Гулян, уже 17 лет в Карабахе - перемирие. Как вы оцениваете режим прекращения огня, что он принес Карабаху, как его сохранить?

Перемирие - это возможность для всех сторон конфликта решить спорные вопросы переговорным путем. В этом смысле оно благо, и все стороны должны быть заинтересованы в его сохранении. С момента установления режима прекращения огня в 1994 году нагорно-карабахская сторона старается выполнять все требования соглашения, подписанного Нагорно-Карабахской Республикой, Азербайджаном и Арменией. Но, к сожалению, мы в одностороннем порядке не можем гарантировать, что ситуация на всей линии противостояния не выйдет из-под контроля. Как же сохранить нынешний мир? Просто необходимо достичь соглашения по всем спорным вопросам, установить мирные добрососедские отношения между Азербайджаном и НКР.

ИА REGNUM: О Карабахе сейчас на международной арене говорят не очень много, переговоры ни к чему ни приводят. По вашему мнению, как можно окончательно решить эту проблему?

В плане международного интереса я не могу сказать, что о Карабахе не очень много говорят. Другое дело, что мировое сообщество тревожит не только карабахская тематика. Буквально на днях главы стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (посредническая структура в карабахском урегулировании) - президенты США, России и Франции - на саммите Большой восьмерки во французском городе Довиле выступили со специальным совместным заявлением по нагорно-карабахскому урегулированию. Вспомним и прежние заявления глав государств-сопредседателей МГ ОБСЕ, отмечу также наметившуюся в последнее время интенсивность рабочих встреч министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Непосредственно в переговорном процессе участвует президент России Дмитрий Медведев. Так что международная заинтересованность, безусловно, существует. Что касается окончательного решения, то для этого необходимо, чтобы Азербайджан нашел выход из того тупика, куда он сам себя загнал. Речь идет о том, что официальный Баку пытается повернуть колесо истории вспять, вернуться к ситуации конца 80-ых годов прошлого столетия. Наблюдается и упорная милитаризация этой страны. Это и есть тупик, который угрожает всему южно-кавказскому региону.

ИА REGNUM: Очень многие слышали о карабахском конфликте, но все же до сих пор не могут понять его суть. Если можно, вкратце объясните, что это за конфликт, в чем его суть, каковы его сегодняшние развития?

Если вкратце, то конфликта как такового могло и не быть, если бы Азербайджан в 1991 году, в период распада СССР, пошел бы иным путем, попытался бы посредством переговоров оформить результаты сецессии, то есть выхода Нагорного Карабаха из его состава. Такой шанс был, но соседняя страна им не воспользовалась. Думаю, что это было сознательное решение. На повестке дня тогдашнего руководства Азербайджана стоял один вопрос: пока все заняты своими собственными проблемами, полностью депортировать армянское население Нагорно-Карабахской Республики, а если оно начнет сопротивляться - физически уничтожить. Точно такая же задача стояла перед предводителями возникшего впервые в 1918-20 годах прошлого века на карте мира страны под названием Азербайджан. К сожалению, такой подход у бакинских властей очень популярен и сегодня.

ИА REGNUM: Руководимое вами Национальное Собрание НКР за прошедшие годы приняло очень много законов. Как эти законы претворяются в жизнь? Насколько сегодня Карабах - законопослушная страна?

Мы всегда были законопослушным народом. Приведу в этой связи следующий пример. В советские времена Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджана строго в соответствии с действующим тогда законодательством СССР. Сейчас избранное народом Национальное Собрание принимает законы, которые необходимы для функционирования независимого государства.

Наша страна, стремясь к международному признанию, а также развитию и улучшению национального законодательства, в качестве приоритетных взяла на вооружение стандарты Совета Европы, а законодательная основа по правам человека и основным свободам полностью соответствует Всеобщей Декларации прав человека Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

ИА REGNUM: Скажите, чем отличается жизнь в непризнанной стране от жизни в странах признанных, с какими трудностями вы сталкиваетесь как гражданин непризнанной НКР?

В принципе, ничем. У нас средний уровень жизни - на уровне стран СНГ. С точки зрения демократических свобод мы, думаю, на первом месте во всем регионе Южного Кавказа. Во внутренней жизни общество свободно в той мере, что и на всем постсоветском пространстве.

В нашей стране нормально функционируют все государственные институты: Президент, Национальное Собрание, правительство, органы местного самоуправления. В Нагорно-Карабахской Республике, согласно Конституции страны, периодически проводятся выборы всех уровней. Причем после каждого из них международные наблюдатели отмечают, что они прошли прозрачно, справедливо, в соответствии с международными стандартами и могут рассматриваться как очередной шаг на пути демократизации НКР.

А отличие в том, что наша страна непризнанная. Ведь одно дело - быть частью мирового сообщества, непосредственно влиять на происходящие в мире процессы, иметь возможность в различных международных организациях поднимать волнующие нас проблемы и вопросы, и другое - когда буквально ежедневно приходится доказывать всем, что Нагорно-Карабахская Республика - состоявшееся государство, и оно, как и все другие, имеет право на свободное и независимое существование.

Я уверен, что мировое сообщество осознает все эти реалии, и уже в недалеком будущем НКР будет признана им в качестве независимого государства. Как показывает международный опыт последних лет, подобное осознание уже действует в отношении некоторых других в недавнем прошлом непризнанных государств.

ИА REGNUM: По-вашему, каковы самые главные три достижения для Карабаха за годы его независимости, и какие три проблемы вы можете назвать, которые до сих пор не преодолены?

На первое место я бы поставил то, что мы преодолеваем исторический нигилизм. Подросло грамотное, современно мыслящее поколение, которому чуждо чувство страха. В годы войны за независимость отцы и деды сегодняшней молодежи отстаивали право на жизнь, право самостоятельно решать свою судьбу.

Второе, вытекающее из первого, - вера в будущее, готовность отстаивать свои интересы. И, наконец, третье, как мне кажется, - глубокое уважение ко всему, что связано с Карабахской войной.

Что же касается проблем, необходимо иметь в виду тяжелые последствия этой войны. Хотя государство за прошедшие 17 лет предпринимает все возможное, причем весьма успешно, чтобы восстановить потерянное за войну, но все-таки предстоит еще много работы.

Отсутствие международного признания препятствует нашему участию в региональных процессах. Подобная ситуация привела к тому, что в НКР не поступает прямая финансовая помощь международных структур, что, безусловно, негативно сказывается на социально-экономической ситуации в стране.

ИА REGNUM: Мир меняется, и в меняющемся мире есть много примеров-прецедентов для урегулирования карабахского тупика. Как вы считаете, есть ли в мире какая-то модель именно для решения карабахского конфликта, или тут нужен особый путь?

На практике я не вижу такой "подходящей" модели урегулирования. В концептуальном плане - это верховенство международного права над амбициями того или иного государства, которое игнорирует право на самоопределение. А конкретнее, в урегулировании нагорно-карабахского конфликта необходимо учитывать существующие после окончания войны с Азербайджаном реалии. Они состоят в том, что Нагорно-Карабахская Республика состоялась как независимое и суверенное государство. Да и само урегулирование может состояться лишь при условии полноправного участия НКР в переговорном процессе.

ИА REGNUM: Скажите, как сегодня живется в Карабахе? Насколько там опасно или, наоборот, уютно жить? Какова ситуация социальная, экономическая? Вообще, каково сегодня обычному карабахцу?

Если судить по европейским меркам, жизнь у нас не комфортная. Хотя порой те же европейцы не живут так, как им хочется. В плане стабильности НКР - самая спокойная страна на Южном Кавказе. Простой карабахец живет обычной жизнью, так же, как, скажем, простой грузин или азербайджанец. Особой разницы нет. Причем это не только наше мнение, а и тех, кто хоть раз побывал в НКР.

Конечно, существует своя специфика. Она состоит в том, что мы живем в условиях временного прекращения огня с Азербайджаном, который регулярно грозится начать новую войну. Подобное положение мы не можем не учитывать, и предпринимаем соответствующие меры.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1420813.html