Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Процесс пошел… Европа зачастила в Арцах, сознавая роль истинных субъектов региональной политики

Дата: 03.05.2011

Вряд ли стоит сомневаться в том, что международные европейские структуры заинтересованы в процессе мирного урегулирования конфликтов в южнокавказском регионе. И хотя подобные рода утверждения аксиоматичны по определению, предпринимаемые евроструктурами шаги в данном направлении, в свою очередь подтверждают сказанное. Свидетельствует об этом и резолюция Европарламента, принятая в начале апреля, в которой обобщая итоги европейской политики в отношении граничащих с Европой стран, отмечается важность установления практических связей с фактическими властями и общественностью непризнанных государств.

Смелый и в определенном смысле новаторский шаг Европарламента в деле урегулирования региональных конфликтов, в частности, азербайджано-карабахского, безусловно, можно приписать выражению решительного настроя европейских структур, обеспокоенных, прежде всего, нарастанием напряженности и заталкиванием проблемы в тупик. Вполне естественно, что европейское «новаторство» привлекло внимание как самого международного сообщества, так и государств южнокавказского региона. Не говоря уже о странах-посредниках в мирном урегулировании карабахского конфликта. Следует заметить, что резолюции не принимаются всуе, либо в качестве теоретических рассуждений по проблеме, которая в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Для их изучения, для более точного их осмысления и совершаются визиты в регионы конфликта представителями европейских структур. Применительно к нашему случаю – депутатов Европарламента. К счастью, подобные визиты становятся для европейских чиновников все более частыми. Более предметными. И более отражающими реалистичное понимание вещей, предмета исследования. Если вспомнить недавний визит в Арцах депутата Европарламента, докладчика Европарламента по Армении, поляка Томаша Поребы, то следует отметить его слова. сказанные в Степанкерте в беседе с журналистами: «Для того чтобы доклад был более реалистичным и беспристрастным, считаю необходимым провести встречу со всеми сторонами».

Понятно, что одной или двумя встречами трудно создать правильное объективное представление о сути проблемы, о причинах и истоках конфликта. Именно поэтому депутат Европарламента и выразил мнение, что необходимо активизировать контакты между Арменией, Арцахом и Евросоюзом. И сразу же попал в немилость бакинским властям. Официальный Баку среагировал на этот вполне разумный и логичный подход к делу со свойственной ему и ставшей уже привычной истеричностью. Томаш Пореба без колебаний был включен в «черный список», с лишением его права на въезд в Азербайджан. Конечно, МИД НКР не замедлил прокомментировать данное решение, выступив с соответствующим заявлением. Но ожидать более разумных шагов от Баку не следовало ожидать. Ведь двумя месяцами раньше еще два депутата Европарламента, Дамиен Абад и Мишель Ривази, представляющие Европейскую Народную партию и Союз Зеленых, также прибыли в Арцах с ознакомительным визитом. Причем, в сферу их интересов входили проблемы беженцев. Естественно, что во время встреч с руководителями НКР речь по большей части шла именно о них, и европарламентарии выразили готовность обсудить вопрос арцахских беженцев с представителями европейских структур. Что, конечно же, не могло понравиться бакинским властям, и два парламентария из Европы в одночасье попали в разряд персон «non grata» для Баку.

Откровенно говоря подобная политика своеобразной «охоты на ведьм» со стороны Баку не может не нервировать, не говоря уже о том, что по большому счету мешает работе международных структур в деле мирного урегулирования конфликта. Однако, следует признать, что в последнее время подобные истеричные выпады бакинских политиков в контексте европейской политики становятся для них же и «малопродуктивными».

Вот и совсем недавно в Степанакерте побывала делегация «Европейского союза депортированных и изгнанных лиц». Члены организации провели ряд встреч на высоком уровне. В частности, состоялась встреча с президентом НКР, который выразил свою благодарность за поддержку и готовность представить проблемы арцахских беженцев в различных европейских инстанциях. С обеих сторон была зафиксирована готовность к будущему сотрудничеству.

Словом, Европа зачастила в Арцах, и это не радовать не может. При этом, участившиеся визиты представителей европейсих структур, вовлеченных в обсуждение проблем гуманитарной сферы, не следует считать случайностью. Безусловно, их нельзя рассматривать вне контекста вышеупомянутой концепции Европарламента. Того же мнения придерживается.

«Тот факт, что в Европарламентом были ратифицированы пункты, касающиеся мирного урегулирования конфликтов на основе всеобъемлющих принципов международного права, – считает заместитель председателя постоянной комиссии НС НКР по внешним сношениям Сергей Газарян, – свидетельствует о том, что европейское общество действительно осознает, что неразрешенность этих конфликтов серьезно препятствует развитию региона. В то же время это предупреждение о возможных отрицательных последствиях в случае «разморожения» конфликтов».

Визит делегации «Европейского союза депортированных и изгнанных лиц», по словам С.Газаряна, определенным образом связан с принятой концепцией Евросоюза.

«Обнадеживает тот факт, – отмечает он, – что руководство Евросоюза ознакомилось с позицией властей НКР относительно проблемы беженцев. В ходе встречи с президентом республики было отмечено, что хотя карабахская сторона, в отличие от азербайджанской, не политизирует данные проблемы, это ни в коем случае не означает, что они не волнуют власти НКР».

Из всего сказанног напрашивается пока такой вывод: активизация контактов представителей международных структур с властями НКР – закономерный процесс, не имеющий никакой связи с внешними политическими спекуляциями азербайджанской стороны.

Что касается контактов европейских официальных лиц с властями непризнанных государств, то, по мнению заместителя председателя Комиссии, в Европе, безусловно, осознают, что нельзя надеяться на успешную реализацию программы, игнорируя роль реальных субъектов региональной политики. Эти контакты сами по себе свидетельствуют о фактическом признании, за которым должно последовать юридическое.

Тем более, что международное право не лишено подобных примеров.

Рузан Ишханян

Defacto.am