Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Суррогат стоит дешево

Дата: 24.02.2011

Из года в год в Армении увеличивается число представителей культурного шоу-бизнеса, пропагандирующих тюркскую и арабскую музыку. Новоявленные «компьютерные композиторы», создающие хиты с использованием модных ныне турецких, арабских, персидских и даже азербайджанских мелизмов, вступая в «творческий сговор» с поп-звездочками и дебютантами-исполнителями, пытаются диктовать обществу свои вкусы, идущие вразрез с национальными традициями и менталитетом.

К сожалению, среди авторов шлягеров нередко оказываются и профессионалы, которые также предпочитают не отставать от моды и, «украшая» свои творения чуждыми нам элементами восточной музыки, выносят их в мировой, в том числе и евровизийный, эфир под видом армянской песни.

Ситуация в сфере отечественной эстрады дошла до того, что недавно из уст молодого композитора-песенника Ваграма Петросяна прозвучало откровенное признание в любви к азербайджанской музыке, элементы которой он якобы использует в своих произведениях. «У меня нет ни одного друга, который бы ее не любил. Это значит, что в нашей сущности сидит азербайджанская музыка», – заявил В.Петросян, добавив, что был бы не прочь использовать в своих композициях и турецкие мелизмы.

АБСУРДНОЕ В УСТАХ АРМЯНИНА ЗАЯВЛЕНИЕ В.ПЕТРОСЯНА ВЫЗВАЛО ВОЛНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОТЕСТА. На днях в клубе «Де Факто» состоялась пресс-конференция с участием председателя Союза композиторов Армении Роберта АМИРХАНЯНА, на которой маэстро выразил свои соображения по поводу происходящего в современной армянской поп-музыке, назвав это «синдромом ваграмизма». «Ни один уважающий себя армянский композитор не выступит с подобным заявлением, – заметил Р.Амирханян. – Я уверен, что автор данного высказывания абсолютно не знаком с азербайджанской музыкой и даже не в курсе, каким именно культурным пластом пользуется в написании собственных песен. Более того, в наших рядах композитор с этим именем и вовсе не значится».

По мнению Р.Амирханяна, Петросян и ему подобные далеки от истинного творчества, заняты лишь бизнесом и ориентированы на спрос отечественного рынка в сфере поп-музыки. «Сегодня на нашем рынке доминирует дешевый товар, этакие музыкальные суррогаты, которые и произведениями искусства-то назвать нельзя, – добавил глава Союза композиторов, – и этот товар в реальности меньше всего связан с азербайджанской музыкой и в большей степени базируется на элементах арабо-иранского мугама. Во всех случаях музыкальная продукция, предлагаемая сегодня эстрадниками, далека от армянской национальной музыки, которая зиждется на христианской культуре и имеет свои музыкальные принципы».

То, что мугамы, тюркско-арабские мелизмы и элементы восточной культуры преследуют нас повсюду, трудно отрицать. Из более десятка армянских телеканалов сегодня лишь один пытается привить населению страны хоть какой-то эстетический, в том числе и музыкальный, вкус. Рекламные ролики, клипы, эстрадные выступления насыщены танцами живота и восточными мелодиями в армянской интерпретации. Покоя от восточного нашествия в армянской версии нет и вне дома: в каждой второй маршрутке звучит подобная музыка если не в оригинале, то хотя бы в виде телефонного звонка.

Причину происходящего многие видят в глобализации, охватившей сегодня планету, а также в спросе в Армении именно на музыку с мусульманским уклоном, по которой якобы тоскуют наши соотечественники, прибывшие на заре независимости из соседнего государства, да солидная группа бизнесменов из восточного Спюрка и Ирана. Между тем представляется, что виной тому множество пробелов в воспитании подрастающего поколения, в формировании системы национальных, в том числе и гражданских, ценностей в нашем обществе, в безразличии чиновников и общества к происходящему.

ПРИВЕДУ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ. ВОЛЕЮ СУДЬБЫ МНЕ ДОВЕЛОСЬ ПОЖИТЬ ОКОЛО ГОДА В ОАЭ – стране, в корне мусульманской, со своими традициями не только в культуре, но и в быту. За этот период я слышала арабские мелодии лишь в частных квартирах, салонах частных автомобилей и с экранов арабских телеканалов. В любом престижном моле (супермаркете), как правило, звучат классическая музыка или знаменитые песни поп-музыкантов – Элтона Джона, Битлз и т.д. Классическая музыка – неотъемлемый атрибут гостиничных комплексов в городах ОАЭ. Кстати, насколько известно, единственный магазин в Ереване, где звучит в живом исполнении на фортепиано классика, – книжный «Букинист» на ереванском проспекте Маштоца.

Другой пример. Однажды мне довелось побывать вместе с классом сына-шестиклассника на экскурсии. Помню ужас родителей и классного руководителя, когда по возвращении домой подростки включили в автобусе мобильные телефоны, из которых звучали армянские шлягеры с восточным отливом. Не прошло и недели, как в школе было проведено родительское собрание, на котором мы, родители, вместе с классным руководителем разработали программу качественного музыкального воспитания. С того дня уроки музыки в классе были посвящены творчеству Комитаса, армянских и европейских композиторов-классиков и даже песням Битлз и Стиви Уандера. Сегодня с уверенностью могу заявить, что нам удалось уберечь от низкопробных вкусов горстку армянских подростков всего лишь своевременной и правильной реакцией на сигнал SOS.

Но вернемся к пресс-конференциям. Нельзя не согласиться с мнением Роберта Амирханяна, что над музыкой и культурой должен быть установлен контроль, пусть не в виде советских худсоветов – в век прогресса можно разработать более современную модель. «В сфере культуры, в том числе и музыки, должны функционировать ограничения-запреты, как то имеет место в сфере продовольственной или фармакологической, – считает Р.Амирханян. – Ведь без санитарной проверки никто не допустит появления на прилавках пищи и лекарств. А ведь культура – это духовная пища, а национальная культура – это то, что делает нас известными миру, это наше лицо, наша визитная карточка, наше достоинство. Надо сформировать общественное мнение, которое сможет и будет противостоять проникновению в армянскую музыку синдрома «ваграмизма». И ответственность за это должны нести и мы, граждане страны, и ответственные за культуру официальные структуры. Что касается любителя азербайджанской музыки Ваграма Петросяна, то не мешало бы напомнить ему хотя бы о многочисленных хачкарах, разрушенных азербайджанцами, да и о том, что Азербайджан пытается уничтожить культурные ценности армянского народа, нередко присваивая наши многовековые достижения».

Роберт Амирханян намерен выступить с предложением о предоставлении деятелям культуры лицензии, в которую, подобно клятве Гиппократа, черным по белому будут вписаны строки о моральной обязанности любого творца перед своей национальной культурой и народом. И, как сказала известная певица Шушан ПЕТРОСЯН, «мы не должны забывать, что азербайджанцы убивают армянских солдат, охраняющих тех, кто сегодня слушает и пропагандирует песни в виде армяноязычных завываний и клокотаний».

Магдалина ЗАТИКЯН, «Голос Армении»