Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Николай Бордюжа: страны ОДКБ активизируют военное сотрудничество

Дата: 12.09.2008

Президент России Дмитрий Медведев недавно заявил, что миру необходима новая общая система коллективной безопасности. Какую роль в ней могла бы сыграть Организация Договора о коллективной безопасности? На вопросы телеканала "Вести" ответил секретарь организации Николай Бордюжа.

- Николай Николаевич, здравствуйте. Каковы главные угрозы сейчас для стран ОДКБ?

- Форсированное создание военной инфраструктуры вокруг России и государств-членов ОДКБ. Создание военной инфраструктуры. Для чего? Для того, чтобы этот военный потенциал использовать. Ну, конечно, только для этого. Ведь не создаются же военные базы для каких-то других целей, не тратятся же деньги впустую. Значит, когда-то эти базы выстрелят. Когда-то понадобятся те или иные политические цели, которые преследуют государства, создающие инфраструктуру, реализовать, в том числе, с помощью военной силы. И вот тогда эти базы будут использоваться. Это нас очень беспокоит.

- А вот в этой связи, что будет сейчас делать ОДКБ?

- Прежде всего, это некоторые политические шаги. Я хочу обратить ваше внимание на ту декларацию, которая была принята на заседании Совета коллективной безопасности. И там черным по белому написано, что государство обеспокоено наращиванием военного потенциала вокруг государств-членов Организации. В том числе обеспокоено решением о создании Третьего позиционного района в Восточной Европе. Это политические шаги. И это не единственный шаг. То есть, об этом говорят представители государств в международных организациях. Говорят министры иностранных дел. Конечно же, есть и другие меры, в том числе и военного характера. Все это учитывается при развитии военной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности. И последний саммит, который прошел, однозначно поставил перед нами задачу: максимально активизировать военное сотрудничество. И сегодня мы готовим соответствующее предложение в этом плане.

- Дмитрий Медведев сказал о том, что миру необходима новая общая система коллективной безопасности. Вот как вы думаете, какая роль будет отведена ОДКБ?

- Он говорил о новой системе в мире. Но он говорил о том, что мы должны собраться все. То есть, заинтересованные государства Европы, России, а также те международные организации, которые участвуют в обеспечении безопасности. То есть, мы должны быть реальными игроками в сфере обеспечения глобальной безопасности. Мы не стремимся к глобальной роли, как НАТО, но соответствующую нишу в системе глобальной безопасности ОДКБ должна занимать. Она и занимает. Но что значит должно? Значит, мы должны войти в соприкосновение, во взаимодействие с другими такими структурами, в том числе и НАТО. О чем мы неоднократно говорили и говорим, и продолжаем говорить.

- А что, по-вашему, нужно сделать организации, чтобы повысить свою репутацию на мировой арене?

- Надо так же, как и НАТО, тратить, например, десятки миллионов долларов на свою раскрутку, чего пока нет в ОДКБ. Но это все, понятно, что это шутка. На самом деле, нужно сделать только одно. Нужно придать этой организации более практический характер. То есть, недостаточно просто заявлений, встреч президентов. Нужна практическая работа по всем направлениям. По наркотикам, кроме заседания координационного совета, нужно выйти на каждодневное взаимодействие по линии оперативных структур, на создание единых банков данных, на систему подготовки кадров для всех. На создание системы, при которой бы все участники, то есть службы, соответствующие службы государств, имели одинаковый потенциал. Это значит - одинаковая спецтехника, одинаковые кадры, соответствующее вооружение. И многие, многие другие вещи. Вот это значит практическая работа. То же самое, практическая направленность, должна быть в военной составляющей. Не только те решения, которые принимаются на уровне министров. Эти решения должны реализовываться через соответствующее наполнение вооружением, техникой двусторонних группировок, создание каких-то интеграционных систем, ну, например, систем связи, региональных систем ПВО. Вот это практическое наполнение всего того, о чем мы говорим. В этом, да, мы подписываем эти соглашения, и они должны работать. По большому счету все, что мы делали до этого, оно все работает, работает соглашение подготовки кадров, военных кадров для ОДКБ. Что это значит? Это значит, что только в РФ ежегодно в военные учебные заведения поступает более 800 представителей государств-членов ОДКБ. Представляете, какой потенциал готовится в учебных заведениях России для наших союзников. Мы сейчас подписали соглашение в сфере подготовки кадров для правоохранительных органов, спасательных служб, противопожарных подразделений и спецслужб. Вот примерно то же самое мы должны достичь и в этом направлении. И везде должна быть, прежде всего, практическая направленность. Хватит говорить. Мы все красиво говорим. Особенно, так сказать, высшие руководители и министры. Нужно реализовывать. Плюс к этому еще маленькое добавление. Для того, чтобы это реализовывать, нужно действительно реально финансировать конкретные целевые программы. Вот мы подготовили сейчас положение, и подписали президенты положение о порядке финансирования и разработке целевых программ, вот это надо делать.

- А какие вообще дальнейшие планы у ОДКБ, может быть, она будет создавать какие-то совместные военные базы, где они будут находиться, что-нибудь подробнее по этому поводу.

- Я бы не хотел с точки зрения баз сравнивать ОДКБ и НАТО. Потому что НАТО стремится к глобальному превосходству. В этой связи, например, американцы говорят: у нас есть свои национальные интересы, ну, к примеру, на Кавказе. И начинают вести разговор о каких-то базах. ОДКБ призвано обеспечить суверенитет и территориальную целостность, прежде всего, и вообще безопасность входящих государств. И это совершенно другая конструкция. То есть, если мы и создаем базы, то эти базы необходимы именно для защиты суверенитета. Базы ОДКБ - 201-я база в Таджикистане для обеспечения стабильности в Центрально-Азиатском регионе. База военно-воздушная "Кант". Это все российские базы, но они просто действуют в интересах ОДКБ. Для чего? Для воздушного прикрытия возможных боевых операций на территории Центрально-Азиатского региона. Коллективные силы быстрого развертывания. Только для этого. Мы не предполагаем создавать базу там, где, ну не знаю, в Боливии. Нам она не нужна как таковая. Вот или где-то еще. Нам нужны базы для того, чтобы обеспечить безопасность территории, на которой действует Договор о коллективной безопасности. База 102-я "Гюмри" в Армении. Для обеспечения стабильности на Кавказе и защиты нашего союзника Армении. И не более того.

- Как вы, в целом, оцениваете прошедший саммит и на какое сотрудничество рассчитываете со странами ОДКБ?

- Я думаю, что этот саммит был знаковым по многим причинам. Ну, во-первых, потому что мы подписали достаточно много очень серьезные документов, и они дают нам основу для дальнейшей работы. Действительно, очень серьезные документы. На этом саммите все главы государств, все делегации поддержали роль России в кавказском конфликте. Для нас это очень важно. И - третье. Те договоренности, которые достигнуты между главами государств, говорят только об одном, максимальной активизации деятельности ОДКБ. Вот признано, что организация - единственный инструмент для обеспечения с коллективных позиций безопасности этих государств, которые входят. И вот на фоне этого обострения, попыток диктовать свою волю со стороны некоторых игроков, таких глобальных игроков, признана необходимость максимально активизировать работу по всем направлениям, которые считаются для организации приоритетными.

- Николай Николаевич, спасибо за ваши комментарии.