Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

А.Крылов: В политике нет справедливых идей, которые заставят главных игроков забыть о своих государственных интересах

Дата: 15.01.2011

Почему пример Судана может или не может стать прецедентом в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта? И насколько ситуации схожи? В беседе с корреспондентом Panorama.am президент Научного общества кавказоведов, доктор ...

Почему пример Судана может или не может стать прецедентом в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта? И насколько ситуации схожи? В беседе с корреспондентом Panorama.am президент Научного общества кавказоведов, доктор исторических наук Александр Крылов подошел к теме, которая уже несколько дней активно обсуждается в армянских СМИ, основываясь на ряде исторических фактов.

«Пример Судана во многом уникален, но является показательным уроком для тех государств, которые имеют сходные проблемы. Сейчас в Южном Судане проходит референдум об отделении и создании собственного независимого государства. Я напомню, что на аналогичном референдуме в соседней Эритрее в 1993 г. за независимость проголосовало 99,8% участников. Как и тогда, возможность, что южане проголосуют за сохранение единого государства, никем серьезно не рассматривается’»,- заявил А.Крылов.

По словам политолога, согласие официального Хартума на отделение Юга было вынужденным, и об этом никто и не умалчивает. Суданское правительство оказалось не в состоянии остановить распространение анархии и военных действий не только на Юге, но и на новых территориях. В 2003 г. они распространились на западную провинцию Дарфур, в которой за несколько лет погибло более 400 тысяч человек, численность беженцев составила около 3 млн. На юге межплеменная рознь поставила под угрозу этническое, да и физическое выживание местных народов. Так что в этих условиях продолжение военного противоборства между Севером и Югом становилось самоубийственным и для правительства, и для южносуданских повстанцев. «Осознание этой печальной истины суданскими властями и заявленная ими готовность согласиться с любыми результатами референдума открыла возможность появления в скором будущем нового государства в Африке – независимого Южного Судана»’,- отметил он.

Однако не стоит даже думать, что отделение Южного Судана не приведет к автоматическому решению острых проблем на Севере и Юге. Более того, высока вероятность новой конфронтации, на этот раз между соседними государствами, как это случилось в соседней Эфиопии, власти которой согласились на проведение референдума, а затем на независимость бывшей северной провинции Эритреи в 1993 г. После этого Эритрея попыталась решать собственные проблемы за счет оказавшейся отрезанной от моря Эфиопии, что и привело к росту напряженности, ну а в 1998 г. стороны вернулись к привычному военно-силовому способу решения проблем. Не стоит даже напоминать, что пограничный конфликт между Эфиопией и Эритреей продолжался более двух лет, его жертвами стали десятки тысяч человек, около 1 млн. 200 тыс. стали беженцами. С тех пор граница между двумя странами продолжает оставаться закрытой, а сохраняющаяся напряженность в отношениях между государствами превратилась в одно из основных препятствий на пути их социально-экономического развития.

А.Крылов указал на тот факт, что сохранению напряженности на Африканском Роге способствует и внешний фактор:
«В частности, американские попытки изолировать и ослабить Судан (объявленный частью «мирового зла») путем формирования в регионе антисуданского политического блока внесли немалый вклад в рост напряженности в отношениях между странами региона. В крайне опасный для региона фактор превращается и суданская нефть, борьбу за контроль над которой уже ведут не только Север и Юг, но и США, Китай и другие внешние игроки’»,- отметил собеседник Panorama.am.

В настоящее время для Судана важны не столько заранее предсказуемые результаты проводимого на Юге референдума, сколько будущие перспективы развития Севера и отделившегося Юга, так как, по мнению политолога, судьба Севера будет зависеть от того, удастся ли суданским властям в условиях жесткого давления со стороны США и их союзников остановить процесс дезинтеграции и всеобщего распада. Тем более, что похожая задача (прекращение межплеменной вражды и налаживание эффективного управления страной) будет стоять перед властями независимого Южного Судана.

Он также выразил уверенность, что как и в случае с Эритреей, проблем с признанием нового государства Африки после его признания Хартумом, скорее всего, не будет. Так что ООН ожидает очередное пополнение, а политическая карта мира уже в ближайшем будущем может претерпеть изменения. Однако:

«Эти изменения не будут последними и дело тут не в участившихся «косовских» и т.п. «прецедентах». В политике нет таких прецедентов или благородных и самых справедливых идей, которые заставят главных политических игроков забыть о своих государственных интересах. Так что, и после появления нового государства Южный Судан возможность признания тех или иных государств будут определять не прецеденты, а соотношение многочисленных и разнообразных внутренних и внешних факторов»,- заметил А. Крылов, отвечая на вопрос, что может ждать от суданского референдума Нагорный Карабах.

«Главную роль в том, что политическая карта мира будет изменяться, сыграют не прецеденты, а то, что в природе нет ничего вечного. Это в полной мере относится к современным государствам. Они могут укрупняться как Германия или распадаться мирным путем, как это произошло с Чехословакией. Куда чаще распад происходит в результате кровопролитных длительных войн, что, к сожалению, на нашей планете бывает куда чаще. Будем надеяться, что нынешний референдум в Судане приведет к окончанию одной из таких войн и станет стабилизирующим фактором в масштабах всего Африканского Рога».

Источник: http://www.panorama.am/ru/politics/2011/01/15/krilov/