Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь » Святые ААЦ

 

Житие и мученичество святого священномученика Нерсеса Великого Аршакуни, архиепископа Великой Армении

Человеческое око своим слабым светом не в силах узреть безграничные глубины божественного света. Ибо если на вещественное солнце нельзя смотреть нашими немощными очами, а смотрящие лишаются и того скудного света, коим обладают, то какой же чистотой души и сердца надо обладать, дабы приблизиться к Богу и божественному. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5; 8) - глаголет Господь наш Иисус Христос. Именно таким и явил себя в жизни сей святой отец наш Нерсес Великий. Будучи преисполнен Духа Святого, он чистым сердцем и искренней верой созерцал Господа и приводил в трепет своим праведным образом жизни сущих во плоти. Обладая великою любовью, во-первых к Богу, а потом и к людям, исполняя заповедь Господню, в которой Господь Иисус говорит «да любите друг друга, как Я
возлюбил вас» (Иоан. 15; 12), блаженный отец показал нам пример истинного пастыря, готового со всею ревностью и самоотречением души своей положить жизнь за паству свою.
Итак, прежде чем начать повествование о славном и дивном Нерсесе, следует рассказать о великом знамении Господнем, произошедшем до рождения блаженного отца. По смерти святого архиепископа Юсика, один из двух его сыновей-близнецов, которых звали, Пап и Атанагинес (Афиноген), должен был унаследовать кафедру архиепископа Великой Армении. Однако, сыновья св. Юсика вели богомерзкий образ жизни, безбожничали и злодействовали. Они были крайне дерзки, не имели страха Божьего, вели весьма развратную и распутную жизнь, презирали и высмеивали божественные порядки. Они также были известны, как неисправимые гуляки, которые не подражали святым предкам своим и не следовали по стопам родителя своего св. Юсика; не обращали внимания на добродетели великого Григория, не помнили о духовном своем благородстве и даже о чести вечной жизни; они уподоблялись людям века своего, и избрали себе военное поприще.
Случилось как-то раз, когда братья-близнецы находились в области Тарон, пришли они к храму Аштишатской обители, где почивали честные мощи св. Иоанна Крестителя, который изначально был воздвигнут руками их прадеда, св. Григория Просветителя. Сильно напившись, они стали надсмехаться над святым храмом, и заходя в епископские покои, пили вино и проводили время с блудницами, шутами и ашугами.
Святые и заветные места сии они, глумясь, попирали. Когда сим образом нечестивые братья развлекались в покоях епископских, вдруг, не весть откуда, подобно молнии, явился Ангел Господень и мгновенно поразил обоих братьев на месте. Став свидетелями этого страшного знамения, люди, находившиеся с ними, убежали, от великого стаха, объявшего их. Страх и ужас царил тогда в той области. И настолько страх был велик, что не нашлось и человека, который взял бы тела сих несчастных и предал бы погребению. Так Свыше постигло наказание нечестивых Папа и Атанагинеса. И лежали тела их тогда под обеденным столом в течение нескольких месяцев, так как никто не смел входить туда из-за великого страха, до тех пор, пока тела их совсем не сгнили и разложились там, а кости расчленились и распались.
От братьев-близнецов сих остались сыновья, один из которых и должен был унаследовать архиепископский престол. Однако, сын Папа, был
рожден от наложницы, ввиду чего он и не мог унаследовать престола, а сын Атанагинеса и супруги его, царевны Бамбиш, герой нашего повествования, дивный и славный Нерсес, был слишком молод возрастом, да и не окончил еще свою учебу, которую проходил в Кесарии Каппадокийской 912), вследствии чего на архиепископский престол был избран некий Парен из Аштишатского монастыря. Этот Парен во всем подчинялся нечестивому царю Тирану, в любом деле сообразовался с его желаниями и даже раболепствовал пред ним, что и было на руку царю. Однако народ хотел видеть достойного предводителя, и из святого и прославленного рода великого Григория Просветителя. Так прошло несколько лет, Арменией в то время правил уже сын Тирана,Аршак.
Как-то раз, к царю Аршаку съехались на совет вельможи и предводители нахарарских родов и домов, владетели общин, все сатрапы, нахарары  и азаты, главы и князья, воеводы и бдешхи. Все были движимы единодушным желанием собраться и подумать о своем духовном руководителе, о том, кто достоин занять уже пустующий архиепископский престол и пасти разумное стадо Христово. Среди всех собравшихся
встретила всеобщее одобрение та мысль, что руководителем должен быть избран один из оставшихся потомков великого Григория, происходящий из рода его. Ибо все единогласно говорили царю:
-«Подобно тому, как Господь обновил царство ваше, нужно, чтобы и духовное предводительство было возобновлено чрез представителя его (св. Григория) рода; ибо когда этот престол будет занят им, -говорили они-, то и чистые нравы возродятся в стране Армянской!».
Затем, участники совета один за другим провозгласили имя Нерсеса, сына Атанагинеса, внука святого первосвященника Юсика, сына св. Вртанеса, который был сыном первого великого первосвященника Григория. Сей Нерсес в молодом возрасте вел жизнь светского человека и был женат; с отроческих лет он воспитывался и учился, как уже отмечалось выше, в Каппадокии, в великом городе Кесарии, под руководством
преданных ему учителей, и стяжал любовь своих сотоварищей. А к этому времени Нерсес состоял на военной службе у царя Аршака, был его любимым советником.
Сей Нерсес был величественным и статным мужем, высокого роста, весьма приятной наружности, равного которому по красоте другого нельзя было сыскать. Страх Божий царил в благоговейном и любящем Бога сердце его, посему, в соблюдении заповедей Господних, был он весьма
строг. Нерсес отличался многим человеколюбием, благопристойностью жизни, был он мудр, справедлив в поступках, кроток в общении, мил,скромен, милосерден к бедным, в супружеской жизни порядочен и исполнен любви к Богу. С ближними обращался по заповеди - любить, ближнего как самого себя (Мф. 22; 37-39). А по службе военной Нерсес был безукоризненно доблестного поведения. С младенческого возраста жил по заповедям Господним - праведно, не вдаваясь в споры, оказывая услуги товарищам. Он был неутомим, ревностен сердцем к Богу и горел Духом Святым. Любил бедных, страждущих, заботился о них, даже свою одежду и пищу делил
с ними. Помогал притесненым, попавшим в тяжелое положение, покровительствовал обиженным и защищал их.
Так вот, когда св. Нерсес облаченный в военные доспехи и в нарядном плаще, с подобающими его чину украшениями стоял на услужении возле царя, у его изголовья, держа в руке стальной царский меч в золотых ножнах, - все присутствующие на собрании громогласно и единодушно воскликнули:
-«Да будет Нерсес нашим пастырем!».
Услышав от них слова сии, от столь неожиданного их желания, св. Нерсес начал возражать им, ибо не хотел и отказывался, говоря, что не достоин такой чести. Однако в то же время видел, что все твердили одно и тоже пред царем, возглашали одно и то же:
-«Никого иного не хотим пастырем над нами, а только его; никто другой не должен воссесть на престол, но только он!».
Св. Нерсес же, из великого смирения, и не считавший себя достойным сего призвания, выступил вперед и стал наговаривать на себя, и приписывать себе такие грехи и беззаконные деяния, которых не совершал. Услышав это, всех присутствующих объял смех, ибо всем была известна святость жизни его. Войско же, находившееся при царе, в один голос возгласило:
-«Пусть на нас, на наши головы, падут твои грехи; пусть на нас и на детей наших падут твои деяния; однако ты восстанови святые деяния предка твоего Григория и то же пастырство над нами!».
И так как, ничего иного св. Нерсес не нашел, дабы чем ответить им и возразить, то стал бранить их, говоря:
-«Вы нечестивы и поганны, не могу я быть пастырем над вами и взять грехи ваши на себя; я не могу быть лицеприятным и не смогу стерпеть ваших злодеяний. Сегодня вы любите меня понапрасну; завтра тоже понапрасну вы станете моими врагами и ненавистниками; вы связываете меня с собою на свою же голову. Оставьте меня в покое, быть может удастся мне тогда без забот по недостоинству своему провести жизнь свою полную страданий и грехов, ожидая грядущего вечного Суда».
Войско же, возроптав на эти слова св. Нерсеса, возгласило:
-«Именно ты - грешный и должен быть нашим пастырем!».
Провидением Божьим была подобная настойчивость народа. Царь Аршак же, видя такую непреклонность св. Нерсеса, разгневавшись, потянул к себе меч с царским поясом, который св. Нерсес носил при себе, и снял с него. Затем он приказал насильно связать его пред собою, и остричь его прекрасные кудри. Царь повелел снять с него нарядную мантию. После чего принесли монашескую одежду и надев на него, совершили обряд пострига в монахи. Затем царь повелел, и призвали епископа-старца Фавста, дабы он рукоположил св. Нерсеса в диаконы.
Во все продолжение своей блаженной жизни, св. Нерсес внутренне носил и созерцал в себе Господа Иисуса Христа и имел благородный облик. По надежде своей он был распят со Христом и погребен вместе с Ним, и по любви веры - умер за грехи и со всею искренностью сердца своего надеялся на Воскресение. Поэтому он справедливо удостоился архиепископского престола своих святых предков, престола апостола Фаддея, а также духовного наследия их. И было сие от Господа, что блаженный Нерсес был призван к столь высшему и ответственному служению, и что у всех возникла мысль почтить его достойным сана архипастыря. Он же, по великой богобоязненности своей и смирению, не считал себя достойным этого высокого служения Богу, в которое его и возвели. Но, как уже отмечалось выше, блаженный Нерсес достиг этого по единодушному принуждению народа и по велению Господа; тем более что о нем и ранее было предвозвещено Богом в видении деду его св. Юсику, что из его рода произойдет великий муж, который будет светочем для царства Армянского.
Тогда собрались великие князья, которые должны были сопровождать вожделенного ими Нерсеса туда, где по обычаю армянскому совершалось помазание духовных предстоятелей Великой Армении. Много армянских епископов собралось в тот день у царя по тому поводу. Посоветовавшись, все единогласно решили, что блаженный Нерсес должен занять архиепископский престол. И с единогласного одобрения всех, епископов и царя, и множества мирян, отправились в путь: великий князь Мардпет Айр, великий князь Аспет Багарат, великий князь Цопка Даниил, Мегендак Рштуни, князь Андовк Сюникский, Аршавир, князь Ширака и Аршаруника, Ной, князь другого Цопка (смежного с первым), и князь Паргев из дома Аматуни. Их всех снарядили и отправили в путь с великими дарами и с доверительной грамотой, чтобы они поехали в Кесарию, столицу Каппадокийской страны, к великому архиепископу Евсевию и там совершили рукоположение св. Нерсеса в архиепископа Великой Армении.
Велика была радость их и ликование, когда они прибыли на место и увидели великого архиепископа, святого и чудесного Евсевия. Они передали ему грамоту царя Аршака и преподнесли привезенные ими дары. Он же, со своей стороны, весьма любезно их принял, воздав им большие почести и, согласно канонам, по апостольскому чину созвал многолюдное собрание епископов, дабы рукоположить блаженного Нерсеса в архиепископа Великой Армении. В то время свершилось великое чудо, ибо, как только они вошли в церковь, белый голубь на глазах у всех священников и множества народа влетел в храм и сел на святой алтарь. Затем, когда великий первосвященник Евсевий в сопровождении пресвитеров, среди которых был и святой великий Василий, вошел внутрь храма, то голубь отлетел с алтаря и сел на него, где и пребывал долгое время. Когда же настал час и приступили к рукоположению св. Нерсеса, голубь тот отлетел со святого Василия и сел на голову блаженного Нерсеса. Когда совершилось над ним это знамение и чудо ниспосланное Богом, весь народ и великий архиепископ Евсевий были поражены. Все обратились к блаженному Нерсесу, говоря:
-«Ты оказался угоден Богу, Святой Дух Божий сошел на тебя, ибо это было подобием Святого Духа, который сошел на Господа» (Мф. 3; 16).
Затем совершили чин рукоположения, возвели и посадили его на архиерейское седалище и оказывали ему почести, и многие провозглашали ему энкомию (похвальное слово), что значит: Святой Дух Божий почил на нем. Сам же св. Нерсес не переставал считать себя недостойным всего того, что случилось с ним. Далее с большою торжественностью проводили его в обратный путь, а также великих армянских
нахараров и сатрапов. Все они с великим сознанием приобретенной духовной славы вернулись в Армянскую страну. Сам царь Аршак выехал им навстречу, доехав до горы Арюц. Здесь произошла их радостная встреча, и, обменявшись взаимными приветствиями и благословением, они вернулись оттуда в страну. Таким образом св. Нерсес воссел на архиепископский престол. Мир и покой водворились в стране во
время его пастырства; так как жизнью своей и поведением он подражал великому Григорию, был необычайно добр, как святые предки его, восстановил и продолжал апостольское учение тех же отцов и так же заботился о сохранении в целости паствы своей от видимых и невидимых врагов. Он походил на первых учителей Христовой Церкви, и плоды его учения были подобного же рода и такой же зрелости как у них, и за время своего пастырства и руководства святой отец обильно снабжал народ духовнойпищей. Такая на нем почила благодать, что творил он великие чудеса, исцелял больных, где представлялся случай, обращал заблудших на истинный путь. Он творил и такие чудеса: когда видел человека крайне упорного, то убеждал его, внушая страх, а тех, уши сердец которых были открыты, убеждал словами проповеди. Св. Нерсес ввел в страну Армянскую благочиние, какое видел в Римской Империи, в особенности в царствующемграде Константинополе, в период, когда пришлось ему там жить: отстраивал разрушенные церкви и восстанавливал развалившиеся алтари; для маловерных он учредил порядок покаяния, дабы они могли уверовать в Бога и спастись. Верующих он утешал упованием на вечные блага и награды Божьи.
 Блаженный Нерсес вновь прославил престол апостола Фаддея и стал достойным сыном, подобным своим святым отцам. Он давал отпор злословящим и заставлял их молчать, в корне пресекал беззаконие, как на словах, так и на деле. И всю страну Великой Армении, где раньше отцы его сеяли проповедь животворящего слова, он оросил дождем своей проповеди. Подобно работнику-жнецу св. Нерсес взрастил духовное растение, сотрудничая с сеятелями, и собрал обильную жатву в житницах Царствия Божия. Он оказался достойным преемником и продолжателем своих отцов-работников. Неизреченно великие силы носил блаженный Нерсес в себе; особенное внимание он обращал на то, чтобы упорядочить дела милосердия; во-первых, сам лично благотворил, затем служил другим примером благотворительности и вообще поучительным словом увещевал всех, направляя их мысли к добру. Поучал, что величайшими благами являются любовь, надежда, вера, святость, ласковость, кротость, незлобливость (ср. 1 Кор. 13; 1-13). Призывал призирать на бедных, лечить их и обнадеживал, что милосердные получат воздаяние при обетованном Христом Втором Пришествии; и когда будет Страшный Суд с неугасимым огнем, грозил людям немилосердным, напоминая о вечных муках и о Втором Пришествии Сына Божьего Иисуса Христа. И вселил в народе такой страх, что все живущие в пределах Армении люди, веруя словам его, одинаково и доброхотно предоставляли свое имущество своим беднякам и делали это с великой радостью (ср. Деян. 4; 32-35).
Спустя некоторое время блаженный архиепископ Нерсес отправился в область Тарон и, вызвал к себе всех епископов Армянской страны. Съехались они в селении Аштишат, где впервые была построена церковь, которая была матерью церквей армянских и местом, где происходили церковные Соборы. Все охотно явились на Собор и имели полезное совещание об упорядочении мирских дел церкви и об установлении общих правил веры. Тут они наладили и установили порядок, и весь народ Армянской страны превратили как бы в единую общину. Св. Нерсес на всех распространял установленные апостолами правила: всех наставлял, увещевал, влек усердно к благотворительности. И то же повелевал делать по всей армянской земле, в гаварах (областях), провинциях, во всех уголках государства Армянского. Подыскивали подходящие места и отводили их под постройку домов для призрения бедных, где должны были быть собраны больные, прокаженные, увечные и припадочные.
Постановили построить убежища для прокаженных, определить им питание и лечение, а для бедных - приют. Ибо великий Нерсес повелел, и святой Собор единодушно одобрил, чтобы подобные люди оставались в своих убежищах, не выходили нищенствовать, выставляя напоказ свои страдания и не ступали ногою за свой порог, и чтобы все считали себя обязанными помогать им.
 «Нужно, -говорили они, -чтобы не нарушался порядок мира, а следует, чтобы все без различия были милосердны и с осторожностью носили им пищу и удовлетворяли их нуждам». Так святой Собор и устроил, организовал и утвердил30.Блаженный отец наш Нерсес Великий научил страну многим способам благотворительности и утвердил много установлений и правил своих святых отцов. Он поучал, что всегда нужно иметь в виду надежду на Воскресение, не думать, что смерть человека бесповоротна, что нет надежды на возврат к жизни; поэтому не нужно над умершим отчаянно плакать и стенать, без меры оплакивать его, а уповать на Второе Пришествие Господне и на обновление чрез Воскресение, значит ждать пришествия Господа, где каждый человек получит вечное воздаяние по делам своим.
Дабы браки были законные, он поучал, чтобы вступившие в брак не обманывали друг друга, не строили козней друг против друга, чтобы более всего воздерживались от кровосмесительного брака с близкими родственниками, в особенности от сожительства с невестками и от других подобных нечистых дел. И установил правило: не употреблять в пищу мяса и крови умерших естественной смертью животных, и во время дней
очищения не иметь сношения с женой, ибо все это он считал осквернением пред Господом. Святой архиепископ осуждал коварство, лицемерие, жадность, зависть, похотливые страсти, несправедливость, мужеложество и содомию, сплетни, пьянство, чревоугодничество, блуд, мщение врагам, ложь, вражду и немилосердие, ложную клятву и кровавое убийство; мерзкое скотоложество, неверие в Воскресение, безнадежное оплакивание умерших – ибо все это ведет человека в ту же гибельную пропасть, говорил он. Повелевал всей стране и самому царю, вельможам и вообще тем, кто имеет власть над другими, чтобы были они милосердны к своим рабам, слугам, к меньшой братии и ученикам, чтобы любили их как членов своих семейств, чтобы незаконным путем и чрезмерно не обременяли их податями, напоминая им, что и для них есть Господь на небесах. Рабам же и слугам в свою очередь, предписывал быть верными и покорными своим господам, за что они получат воздаяние от Господа Бога. И все церкви во дни великого Нерсеса обрели мир и обновление. В Великой Армении возросло еще большее и повсеместное почитание священства. Порядки в церквах стали пышно процветать во всей полноте; установились порядки со всем великолепием в кафолических церквах, благолепие богослужения возросло, число священнослужителей увеличилось. Блаженный Нерсес увеличил численность церквей, и умножил во много раз количество монашествующих. В разных местах во всех гаварах Армении св. Нерсес основал школы греческого и сирийского языков. Многих угнетенных спасал, томящихся в плену выкупал из плена, одних спасал проповедью
страха Христова, других за выкуп освобождал и возвращал в свои места. Вдовам, сиротам и неимущим, предоставлял покой и попечение, радость и горе делил святой отецс ними. Дом его и стол всегда были открыты для бедных, чужестранцев и пришельцев. Любовь его к бедным была столь велика, что хотя во всех гаварах он и построил дома для призрения их и назначил для них пособие, так, чтобы кроме вставания с постели они ничем более себя не утруждали, все же без них за стол на трапезу не садился. И сам он, великий архиепископ, своими руками обмывал, помазывал и перевязывал раны их, своими руками раздавал им пищу и все свое имущество расходовал на них; все странники вкушали отдых под сенью его покровительства. И что делал святой архипастырь сам, тому учил и других; сам был чист, трезв и бодр, и всех людей готовил к восприятию слова Божьего. Подобно пророкам и апостолам поучал он милосердию:
-«Ваши грехи, -говорил он, -вы должны искупать милосердием и ваши нечестивые деяния состраданием, и подаянием нищим».
Напоминал об апостолах, которые для призрения нищих избрали великого первомученика и архидиакона Стефана и товарищей его, того, который удостоился лицезрения Сына Божьего по правую сторону Бога Отца (Деян. 6, 5; 7, 55-56). Так и еще паче св. Нерсес выделял слова Христовы, сказанные им одному богачу, исполнявшему все заповеди: «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на
небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19; 21). Или же, подобно самому Павлу, он заставлял всех радеть о добрых делах, говоря:
-«Достигайте любви, ревнуйте o дарах духовных!».
Св. Нерсес охотно рассказывал народу, как Ахайа и Македония добровольно усердствовали некоторым подаянием между святыми в Иерусалиме (Рим. 15; 26), чем и вызывал большую ревность у слушателей. Блаженный отец поощрял их неотступно творить добро и благие дела, говоря, что «хорошо ревновать о добром всегда», стремясь этим опять же неотступно со всеми вместе идти по стопам Христа Господа. «Взирайте,
-говорил он, -на Начальника и Совершителя веры Иисуса», и опять: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». И все твердил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, которые и во Христе Иисусе». Опять же сказано им: «Иисус делал и учил от начала. А желанный брат Господень Иаков, в своем послании, ссылаясь на весь сонм святых и на святолюбивого Господа, говорил: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен»» (Ик. 5; 10-11). Такие и подобные сим речи он говорил постоянно, ночью и днем, не переставая поучать и
наставлять. С мудростью осенявшей его благодати Святого Духа блаженный Нерсес, первосвященник армянский, во все дни жизни своей поучал и наставлял всех, как сострадательный отец и милосердная мать, духовной любовью воодушевлял всех великих и малых, почтенных и отверженных, богатых и бедных, азатов и нахараров. И надзор над страной он осуществлял со всей заботливостью любящего отца, не ленясь и
не мешкая, до конца своей жизни. Подобного мужа, как он, другого никогда не было более в стране Армянской.
Спустя время, по поводу утверждения договора о мире и согласии, заключенного между армянским царем и римским императором, немалая роль в котором в прошлом была отведена св. Нерсесу Великому, понадобилось армянскому царю еще раз послать великого архиерея Божьего Нерсеса и с ним десять сатрапов из числа армянских вельмож к императору, с большим снаряжением и дарами, чтобы они отправившись в
Константинополь, возобновили договор о мире и согласии между императором и ими.Перед отбытием в Константинополь св. Нерсес Великий рукоположил своего диакона св. Хада епископом Багреванда и Аршаруника, и, сделав его своим местобюстителем, поручил ему все дела по надзору над Церковью до поры своего возвращения. И вот, прибыв на место, они приехали в императорский дворец. В это время великий римский царь Валент находился в заблуждении в вопросах веры, впав в арианскую ересь. И, прийдя к императору, этот последний не удостоил св. Нерсеса встречи с ним, и, более
того, настроившись весьма враждебно по отношению к святому отцу за его
православный образ мыслей, приказал сослать блаженного Нерсеса на необитаемый
остров35. В то время архиепископский престол у римлян занимал духоборец
Македоний36. Когда поступил царский приказ сослать св. Нерсеса Великого за якобы
обман и измену царю, то к нему подходят некоторые из последователей ереси
Македония и говорят:
-«Если ты примешь наше исповедание, то отец наш Македоний освободит тебя».
Однако, св. Нерсес на предложение их ответил отказом, вследствии чего и был
сослан. А Пап, сын царя Аршака, который находился в качестве заложника у Валента, и
с ним все остальные князья, дали согласие Македонию и были освобождены им. С ними
вместе Валент отправил письмо Аршаку с ложными обвинениями на блаженного
Нерсеса, дабы как-то объяснить cвой вероломный поступок, и чтобы задобрить царя
Аршака, Валент также вручил армянским сатрапам несметные сокровища и так их
отправил в путь. Когда же князья вернулись на родину и сообщили своему царю о всем
совершившемся с ними в Византии (т. е. в Константинополе) и о судьбе там св. Нерсеса,
то привели тем в великий гнев царя своего. Хотя царь Аршак и много гневался на
Валента за то, как он поступил со св. Нерсесом, и отринул сокровища, присланные
Валентом и, даже предпринял военный поход против римлян, опустошая восточные их
провинции, ему пришлось смириться с этим.
И вот, на пятнадцатый день плавания, в период дуновения зимних ветров, корабль
на котором находились ссыльные: св. Нерсес и с ним семьдесят человек, половина
которых состояла из епископов других городов Империи, а другая половина из клириков
других церквей, достиг берега необитаемого острова, и высадил их там. Это былпустынный остров, где не было ни воды, ни еды и даже съедобных растений. Остров
был песчаным и каменистым, и ни один корабль не заплывал в сторону того острова.
Однако, св. Нерсес был рад тому, что выпало ему на долю переносить мучения за имя
Христово. С блаженным отцом также находились двое его приближенных, один из его
диаконов Ростом и Тирит. По прошествии некоторого времени, более слабые из них
стали испытывать муки и страдания от голода и жажды, стали слабеть и изнывать. Тогда,
видя все это, св. Нерсес стал ободрять всех и утешать, говоря:
-«Будьте крепки и тверды, не бойтесь, ибо Господь наш Иисус Христос принял в
жертву Исаака, благословил Иакова в странничестве, Который спас Иосифа от рабства
и поставил его господином всего Египта, повелел терновому кусту огнем распустить
листья и зацвести, повелел воздуху послать с небес сладкую пищу в виде россы, дал возмущенному и озлобленному народу перепелов на съедение, и Сам Христос невидимо скитался с ними по безводной пустыне, доставлял сладкую воду томившемуся от жажды народу, и что в будущем должно было случиться, предвещал жезлом Моисея, пронзил скалу и исторг для них воду, и таким образом сохранил тогда им жизнь, и Сам в пустыне малым количеством хлеба накормил народ. Христос Господь наш был пригвожден ко древу и распят, и как уже я говорил вам, Сам тоже был пронзен в бок и источил для нас спасительную воду, дабы мы могли, покаявшись, омыться и очиститься, и обрести жизнь; Он Сам стал Хлебом для нас (Иоан. 6; 48-51), дал нам пить от пречистой крови Своей, дабы смешать плоть с плотью и кровь с кровью, и воссоединить божество с нашей душой и нас со Святым Духом, и, наконец, уподобить наше существо божеству. И вот, Тот, Кто оказывал нам столь великое множество благодеяний, в то время как мы даже словами не благодарили Его, так, как же можете вы думать, что Он оставит нас умирать с голоду, когда мы хоть в малой мере подверглись гонениям ради имени Его Святого. Нет, это не так! Мы с верой умолим Господа, и нам дастся пища. Что же, разве мы просим знамения? Нет, знамение нужно для маловерных и для исправления злых, а что до нас, то Господь знает наши нужды и что нам полезно, и согласно этому приуготовит то, что необходимо нам! Мы не из тех, о которых сказано, что «род лукавый ищет знамения» (ср. Мф. 16; 4). Боже упаси! Господь может сохранить нам жизнь и без пищи, может и дать нам пищу, может нас и удостоить смерти во имя Его, или даровать нам мирную кончину, приобщив и удостоив нас Царствия Своего Небесного».
Сказав это и еще много подобного речей, он прибавил:
-«Уж лучше кладите вы все земные поклоны, дабы удостоиться вам Христова человеколюбия!».
Когда все ссыльные трижды поклонились до земли, в то же мгновение в море поднялась могучая буря и сильный ветер, и волны морские стали выбрасывать на берег острова рыбу в большом количество, так что, там образовывались кучи, и вместе с рыбой, также много дров. Когда собрали дрова и сложили в одну кучу, они подумали о том, где же им достать огня, дабы возжечь дрова. И вдруг, удивительным образом, дрова сами собою воспламенились и стали гореть. Увидев столь великое чудо и умилившись им, они вознесли благодарственную молитву любоблагоутробному Богу, зажарили рыбу,сели и стали ее вкушать. После окончания трапезы им понадобилась вода для утоления жажды своей, и в тот миг блаженный Нерсес встав, разрыл песок в одном особом месте, откуда в туже минуту чудесным образом забил источник пресной воды, и пили оттуда все, пребывающие на острове. Подобным образом, в продолжение всего своего
заключения они получали пищу из моря, а св. Нерсес всегда непереставая утешал их, и говорил им:
-«Запомните и удержите в памяти слова Господа, Который сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они
ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они
растут: ни трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не
одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра
будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и
неговорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?». Потому что всего
этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во
всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится
вам» (Мф. 6; 25-33). Видите, братья, что Бог поступает с нами так, как с сыновьями
Своими, в назидание нам, дабы соделать из нас людей полезных, дать нам стяжать
почетное имя и удостоить нас величайших наград. Взамен этого Он хочет от нас лишь
немного добродетели, только то, чтобы мы любили Его, за что Он творит для нас
бесчисленное, безмерное, несчетное, несравненное количество благ, благодеяний и чудес
и в Своем человеколюбии воздает добром; ибо Он не пожалел даже жизнь Свою
положить за нас и даже соделался для нас пищей и питьем!».
Подобным образом, братия сии всегда с благодарностью благословляли Господа
Иисуса Христа, ночью и днем, непрестанно служа Ему. Братия дожидались заката
солнца и затем радовались пище, посылаемой Господом, выбрасываемой морскими
волнами для приготовления пищи. Таким образом блаженный Нерсес всегда
поддерживал в них дух терпимости и смирения, в течение девяти месяцев, пока они
пребывали на острове том.
В те дни армянский царь Аршак шел по пути, неугодному Богу. Насколько в
молодом возрасте он действовал с божественной мудростью, настолько в зрелом
возрасте впал в бесстыдство и распутство, и хотя святой пастырь Хад много раз укорял
его, но он не обращал на него никакого внимания. Беззаконый царь начал войну с
собственными нахарарами. Аршак предал мечу многих нахараров и, в особенности,
истреблял род Камсараканов, ибо с завистью смотрел на крепость их Артагерс и на
Еруандашат, их родовое поместье. Под предлогом их награждения, он созвал их к себе,
как сродников своих, в покинутый свой дворец в Армавире и приказал перерезать всех
– мужчин, женщин и даже детей. Много подобных иных злых и грязных дел было
сотворено руками беззаконного царя. Блаженный епископ Хад, узнав о всем том, что
соделал царь, придя к нему, начал укорять его обличительными словами. Царь Аршак же
не внимая его обличениям, приказал взять его и побить камнями. Однако святого
епископа Хада чудом спасли нахарары из рода Апахуни, вырвавшие его из рук убийц.Император же Валент, подав уже в этой жизни достойный его помыслов пример
вечной геенны, околел в Адрианополе, охваченный пламенем, а корону Империи
получил Феодосий. Этот до основания снес храмы идолов, которые были закрыты еще
святым Константином. Благоверный Феодосий также возвратил всех святых отцов,
сосланных от руки нечестивых ариан в рудники за правоверие, и среди них св. Нерсеса
Великого, и, призвав его к себе в Констанитинополь, содержал в большом почете, пока
истинная вера не была очищена от богохульств нечестивого Македония. Ибо тот не
признавал Святого Духа Господом и то, что Он подлежит поклонению и прославлению
вместе с Отцом и Сыном, но считал Его чуждым божественной природе, сотворенным,
слугой и исполнителем, неким воздействием, но не Сущностью и Лицом. И собрались
тогда в царствующем граде Византии святые отцы - Дамасий Римский, Нектарий
Константинопольский, Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл
Иерусалимский, Геласий Кесарийский, Григорий Назианзинский, Григорий Нисский,
Амфилохий Иконийский, Нерсес Великий и другие епископы, числом сто пятьдесят,
которые прокляли и отвергли всех духоборцев.
После окончания Святого Вселенского Собора самодержец Феодосий с великими
почестями отправил блаженного Нерсеса в Армению. И вот, св. Нерсес был возвращен
своему народу, который во все время его пребывания на острове том воссылал молитвы
о нем Господу. Когда святой отец достиг Армянской страны, навстречу ему пошли из
разных гаваров епископы со своими паствами, все нахарары и все правители гаваров.
Люди приводили к нему своих больных и страждущих, и он исцелял их всех, за что они
благодарили и славили Бога Всевышнего. Любовь к своему архипастырю была у народа
настолько велика, что людям казалось буд-то и сами они с ним вернулись из заключения.
Все были объяты великим ликованием и радостью, ибо народ увидел плод от молитвы
своей: чтобы вернулось их духовное сокровище и архипастырь, ибо Бог исполнил
просьбу их, развеял горечь их сиротства, утолил печаль, гнетущую их сердца, и утешил
их всех учением милосердного духовного отца. Все ободрились, радость сменила лютую
печаль. Сам царь Аршак с великой радостью выехал к нему навстречу. Обновилась и
просветлела жизнь в стране и порядки в церквах.
Итак, св. архиепископ Нерсес, вернувшись в Армению, ознакомился с делами своего
местоблюстителя, святого Хада, и увидел, что он действовал верно и правильно, шел попути Господа Бога, не уклонялся ни вправо, ни влево, поэтому вознес великую
благодарность Богу за то, что увидел своего духовного сына Хада таким, каким сам
желал, и принял его с большой любовью. Но когда он услышал от Хада о беззакониях
царя, о злых делах и кривых путях его, то весьма опечалился, много плакал и горевал,
вопил и рыдал, особенно по поводу города Аршакавана, который был построен на грехах
и беззакониях, злодеяниях и хищениях, ибо нечестивый Аршак повелел, дабы со всех
концов Армянского царства собрались все беззаконые, нечествые, убийцы, блудники,
воры, разбойники и подобного рода негодные люди, в этот гнусный и наполненый
всякого смрада город его же имени – Аршакаван. Город сей был гнездом безбожия.
Всякий мог убить, ограбить, обесчестить, украсть и избежав наказания, получить
убежище в этом безбожном городе, что и всячески поощрялось царем. Ввиду чего,
св. Нерсес пошел ко двору Аршака и сказал ему:
-«Почему ты забыл Господа своего и пренебрег заповедями Его, Создателя, Который
сотворил все из ничего, Который является Отцом сирот, Судьею вдов, Который ради нас
перенес бедность, Который не оставляет без внимания бедных, а в Своем человеколюбии
питает их? Бог - справедливый Судия, могущественный и долготерпеливый; Он внимает
всем страдальцам и ни от кого не терпит пренебрежения. Почему и по какому
побуждению пренебрег ты Его заповедями? Ведь отец твой Тиран погиб вследствие
такой нечестивости. А ты не вспомнил Того, Кто не припомнил тебе грехов отца твоего
и предоставил тебе место его, престол и венец отца твоего. Пред Господом и Богом
твоим ты стал творить беззакония, безбожные и бессовестные дела, совсем как содомяне.
Вся страна плачет, стонет от тех лишений и хищений, при посредстве которых ты
захотел возвеличиться; ты не насытился богатствами своего обширного царства, которые
даровал тебе Вседержитель Христос.
Итак, слушай, что я тебе говорю и исполни то, дабы спасти себя от гибели и от гнева
Божьего, и дабы ради тебя не погибла несчастная наша страна. Ибо я видел сон о том,
что на эту обреченную Армянскую страну надвигается гибель и разрушение. Ты
прикажи срыть до основания поселение Аршакавана и распусти людей, которых ты
собрал, дабы разошлись они по своим местам и вернули всем, что должны, дабы не
навлечь тебе на себя гнева Божьего и не погибнуть за содеянное тобою зло. А за грехи,
совершенные тобою, мы упросим всю страну поститься и молиться, и мы с тобою
приступим к покаянию, кто знает, быть может Господь простит безмерные грехи твои.
Если же ты очень дорожишь тем местом, то я сам отстрою посад справедливым путем и
буду держать в благоустройстве для тебя».
Потерявший же всякую совесть царь, глумился над словами святого мужа и
украдкой смеялся над тем, что он говорил. Заметив это, и разгневавшись, св. Нерсес
сказал ему:
-«Знай, о царь, что об этом предвещал Бог устами пророка, сказавшего: горе тому,
кто строит дом свой неправдою, горницы свои беззаконием. Тот станет притчей, будут
вопить и говорить: горе тому, кто по алчности отнимает то, что не его, ибо какие бы ни
были большие и красивые дома его, превратятся они в руины, и в них не будет жить
человек, они станут пастбищами для овец, логовищами для зверей, норами для лисиц,
гнездами для журавлей и ворон. Поэтому то, что построено твоими руками, разрушится
и более не восстановится, поселившиеся там нечестивцы совершенно погибнут, ибо
место это станет достоянием диких животных, которое более не восстановится и вовек
там не будет обитать человек!».
Сказав все сие Аршаку, св. Нерсес удалился со двора его и отправился объезжать все
гавары Армении, поучать и восстанавливать порядки в церквах. После сих слов
блаженного Нерсеса, едва ли прошло три дня, как Господь подверг город Аршакаваннаказанию. На людях и животных этого города стали появляться гнойные язвы, которые
иные называют чумой. Это бедствие не продолжалось больше трех дней, и город
обезлюдел; около двадцати тысяч домов перемерло, никого из людей не осталось в
живых, ибо все внезапно погибли, ввиду того, что мор был всеобщим. Тогда уже сам
царь, с большой поспешностью и страхом в душе, выехал искать св. Нерсеса. Найдя же
блаженного мужа, царь просил помолиться за него, боясь, что и сам помрет, ибо так он
был перепуган. В ответ же ему св. Нерсес сказал:
-«Так как на свете этом праведники и грешники живут вместе, и ради праведников
временно щадится и жизнь грешников, то живут они и продолжают жить на свете этом
ради праведников. Подобно плевеле, посеянной злонамеренной рукой с чистой
пшеницей, которая возрастает вместе с нею, щадится и она, ибо с чистой пшеницей
растет и плевела, и дабы при чистке пшеницы от плевелы не выдернуть и чистой
пшеницы. Поэтому и плевела, подобно пшенице, временно поддерживается россой,
дождями, теплом и ясным солнечным светом. Продолжается это так до времени жатвы,
когда жнут пшеницу и собирают в житницы Царствия Небесного, а плевелу бросают в
вечный огонь и сжигают. Жатва сия - конец времен, когда придет Сын Божий и велит
сопровождающим Его небесным работникам произвести жатву среди всех, вышедших из
могил усопших. Тогда Он сделает отбор, праведников подобно пшенице возьмет с собою
в Царствие Свое, а грешников подобно плевеле повелит бросить в вечный и неугасимый
огонь. Ты же, царь, еще до наступления времени жатвы выполол плевел из пшеницы и
преждевременно собрал в одно место без пшеницы, поэтому и огонь преждевременно
настиг и весь плевел, собранный в одном месте и сразу уничтожил. Но ты, о царь,
блюди себя, как бы и тебе не погибнуть, а также и стране ради тебя».
Царь же, упав на колени, жалобно умолял и просил помириться с ним и дал обет
после того никогда более не отступать от слов его. Однако, сие покаяние в царе было
весьма кратковременным событием, ибо прошло после того весьма немного времени, и
Аршак из-за многой зависти убил своего родного плямянника Гнела. Услышав об этом
страшном событии, св. Нерсес прийдя ко двору Аршака, обрушился на него с великими
обличениями и укоризнами. Однако, бесстыдный Аршак, в очередной раз показав свою
волчью сущьность, ни во что не поставил святого отца и даже полностью пренебрег им.
Ввиду чего св. Нерсес сказал царю следующее:
-«Действительно, подобно тому, как аспид затыкает уши свои, дабы не слышать
гласа искуссного заклинателя и не принять лекарства от мудрого лекаря, так точно и ты
заткнул уши свои, дабы не слышать спасительных для тебя словес божественной речи, а,
переняв нрав у зверей, стал пожирать людей. Так как пошел ты против воли Господа
твоего Христа, то да будешь ты ничтожным и презренным, как пролитая вода, и когда
натянешь лук, ослабнет рука твоя. И гибель ваша, которая предсказана устами пророков
- испить вашему роду Аршакуни последнюю чашу, - совершится, вы выпьете, напьетесь,
сгинете и более не восстанете48. И во время пришествия Господня ужас вечного огня
объемлет вас, низвергнетесь вы во мрак и не увидите солнца славы Сына Божьего. А ты,
Аршак, за то, что совершил деяние Каина, испытаешь и проклятие Каина. Лишишься ты
царства своего при жизни и испытаешь мук больше, чем отец твой Тиран, и горькой
смертью в страшных мучениях закончишь ты жизнь свою на этом свете».Сказав все сие царю Аршаку, блаженный Нерсес удалился со двора его и более не
появлялся там, уединившись в одном особом месте, проводя жизнь смиренного
затворника.
В это же время персидский царь Шапух вновь обретший досуг от войн, отправил
против Аршака некоего Пахлавика Аланаозана, сородича Аршака, с могучей ратью.
Аршак, увернувшись от него, оказался покинутым многими своими нахарарами.
Выведенные из терпения своим беззаконым царем, они, доверившись Аланаозану,
добровольно отправились к Шапуху и, удостоившись почестей, возвратились в
Армению. Поэтому Аршак в растерянности послал гонца к начальнику персидских войск
со следующим обращением: «Ты, кровь моя и родня! Зачем ты так люто преследуешь
меня, хотя мне известно, что ты пришел не по своей воле, не дерзнув ослушаться
Шапуха, приказавшего тебе напасть на своего родственника. Но теперь дай мне
укрыться где-нибудь на время, пока я, собравшись с духом, смогу перейти в Римскую
страну; тогда ты завладеешь моей страной и получишь от меня много благ как от
близкого родственника». Аланаозан же посылает ему такой ответ: «Если ты не пощадил
наших сородичей Камсараканов, которые были гораздо ближе тебе, чем мне, и по части
веры, и как соотечественники, как же ты можешь ожидать пощады от меня, чуждого тебе
и по вере, и по месту обитания? И почему это я должен, в надежде на твои блага, кои
получу ли, еще неизвестно, утратить те, что я уже обрел от собственного царя?». Тогда
Аршак, доведенный до крайности, против воли отправляется к Шапуху; тот заключает
его под стражу и силой принуждает написать, чтобы Парандзем, его супруга, явилась ко
двору. Шапух же повелевает всем вельможам прибыть вместе с Парандзем. Когда
армянские нахарары, которые еще до Аршака предались персидскому царю Шапуху,
узнали, что он требует приезда их жен наравне с женами сторонников Аршака, и
увидели также, что Аланаозан отбыл и что отряд, присланный с этой целью, невелик, то
объединились и прогнали его. Сами же со своими женами и детьми бежали в Римскую
страну. Да и царица Парандзем не пошла на зов мужа, но, забрав сокровища, кинулась в
крепость Артагерс и подала весть своему сыну Папу, надеясь спастись из рук Шапуха.
Шапух же царь, разъярившись на это, заковал Аршака в железные оковы и велел отвести
его в крепость по названию Анхуш. И, собрав большое войско, он отправил его в
Армянскую страну под начальством отступивших от Христа армянских князей,Меружана Арцруни и Ваана. Те пришли и предали огню множество городов, и
подвергли осаде крепость Артагерс. Но хотя они и не могли овладеть неприступной
крепостью, однако гнев Божий тяготел над Аршаком и защитники крепости, не
согласившись дожидаться вестей от Папа, добровольно, без принуждения, сдались. Вме-
сте с сокровищами и царицей Парандзем они были уведены в плен в Ассирию и там
посажены на кол на оглобли телег и умерщвлены. В это же время поступил приказ царя
Шапуха полностью снести укрепления всех городов и увести в плен евреев, тех, которые
были приведены армянским полководцем Барзапраном Рштуни во дни царя Тиграна и
жили в Ване, в области Тосп, оставаясь при своей вере; их Шапух поселил в Аспахане.
Увели в плен также тех евреев, живших в Арташате и Вагаршапате (Эчмиадзин) и
приведенных тем же царем Тиграном, которые в дни св. Григория Просветителя и
Трдата Великого уверовали во Христа; и с ними также был еврей Звита, иерей города
Арташата. Персидские военачальники увидев иерея Звита, сказали ему:
-«Выходи из среды пленных и уходи куда хочешь».
Иерей Звит же не согласился на это и сказал им:
-«Куда вы погоните паству, туда же погоните и меня, пастыря их. Ибо не подобает
пастырю оставлять паству свою, а должен он жизнь свою положить за овец своих».
Сказав это, он вошел в толпу пленных и пошел в Персидскую страну со своим
народом. Тогда Меружан и Ваан, подойдя к царю Шапуху, стали злословить по поводу
Звита, иерея Арташата, что тот пошел с пленными с целью увещевать их твердо
держаться христианской веры. Поэтому Шапух велел пытать Звита, дабы тот оставил
христианскую веру. Но тот не согласился и принял мученическую смерть. Аршак же,который находился в заточении у персов, узнав обо всех этих ужасных бедствиях,
постигших Армению, поступил с собой подобно Саулу, чем и подтвердилось
пророчество св. Нерсеса Великого.
После смерти Аршака Шапух собрал большое войско под начальством отступника
Меружана и наслал на Армению, поручив ему ведать страной. Он и замуж выдал за него
свою сестру Ормиздухт и одарил его грамотами на многочисленные селения и поместья
в Персидской стране, и обещал ему трон царя Армении, лишь бы тот, совладав с
нахарарами, обратил страну в веру маздеистов. Меружан обязался выполнить это и,
захватив по прибытии многих нахарарских жен, заключил их в разные крепости в
надежде на обращение их мужей. Он принялся за отмену всех христианских порядков,
заключал в оковы и высылал в Персидскую страну епископов и священников под
предлогом невыплаты налогов. Сжигал все книги, какие ему попадались, и приказал
учиться персидской, а не греческой грамоте, не сметь говорить по-гречески или
переводить с этого языка, якобы с целью положить конец близости и дружеским связям
армян с греками, на деле же, чтобы закрыть пути христианскому вероучению; ведь в то
время еще не было армянской письменности и служба в церквах велась на греческом
языке.
В это же самое время, армянский полководец Мушег Мамиконян собрал всех мужей
из азатов и нахараров, сколько их осталось, и вместе с ними отправился к римскому
императору Феодосию. И представил он царю мольбу Армянской страны: рассказал о
всех страданиях, которые претерпели они, и просил императора поставить царем над
Армянской страной Папа, сына Аршака. Великий и благочестивый царь римский
поставил Папа, сына Аршака, царем над Армянской страной, как и просил его Мушег. И
большую оказал тогда Феодосий помощь армянам, послав вместе с царем Папом и
благородным Мушегом в Армянскую страну полководца своего Терентия с
многочисленной римской армией. Прибыв в Армению, они застают нечестивого
Меружана завладевшим и распоряжающимся армянской землей и, прогнав его,
освобождают страну. Но перед тем, как Меружан покинул бы им захваченные места, он
приказал своей личной охране повесить нахарарских жен на крепостных стенах, а трупы
оставить на виселицах, пока не разложатся и не распадутся и не станут добычей птиц. В
те ужасные дни, претерпела мученичесво княгиня Амазаспуи, содержимая нечестивыми
Меружаном и Вааном в цитадели города Ван, в провинции Васпуракан. За отказ
отречься от Христа святую мученицу Амазаспуи обнажили догола и, стянув ноги
вервью, повесили с башни вниз головою. Висев так, блаженная Амазаспуи предаладушу свою Господу. Тело же ее многие дни сияло на высоте снежной белезной, и так,
что многие день ото дня приходили смотреть на нее, как на некое чудесное явление.
Воспитательница же Амазаспуи, одев на себя широкое платье и обвязав спину поясом,
тайно ожидала под башнею, на которой висела ее воспитанница, пока не распалось все
тело св. Амазаспуи. И сколько не падали кости ее вниз, женщина та, все их бережно
собирала и, сложив, отнесла их ее родным.
Царь Пап же, и все люди страны, и владетели больших и малых областей стали
искать великого архиерея Божьего Нерсеса. Ибо знали, какое дерзновение имел он пред
Всевышним, знали, что может он умолить Бога ниспослать благоденствие Армянской
стране и спасение от врагов, ибо, что бы ни просил блаженный Нерсес у Бога, Бог давал
ему. Кроме того, по великой мудрости своей, святой отец мог дать им полезные советы и
наставления. Поэтому они считали важным для себя делом разыскать того, кто был
весьма велик в очах Господних.
Когда же царь Пап разыскал св. Нерсеса, то стал вместе со всею армянскою знатью
умолять его, дабы он, как отец всех армян, руководил ими полезными наставлениями и
возносил бы за них молитву пред Господом. С большим трудом удалось им уговорить
святого отца поехать с ними в царский стан, ибо со времени смерти Гнела, племянника
Аршакова, до этого времени царствования Папа, св. Нерсес не приезжал в царский стан.
Теперь же, им с большими мольбами удалось повезти его с собою. После того
полководец Мушег привел в порядок и организовал все отряды армянских войск и
сделал смотр всем войскам, собравшимся под его начальством. И организованные,
вооруженные и готовые к войне отряды, он вывел на смотр с развевающимися
знаменами и показал в торжественной обстановке своему царю Папу, великому
первосвященнику Нерсесу и римскому военачальнику Терентию. Царь Пап выразил
большую благодарность полководцу Мушегу и пожаловал ему величайшие награды.
Св. Нерсес же благословил Мушега и сказал ему:
-«Да благословит тебя Господь наш Иисус Христос, да ниспошлет Он тебе удачу и
да дарует тебе победу во все дни жизни твоей; чрез тебя, чрез твой род да спасет Он
страну Армянскую навеки!».
В это же время отступник Меружан прибыв ко двору Шапуха, известил его о
всяческой помощи, оказанной Феодосием царю Папу. От царя Шапуха поступил
приказ, чтобы всем персидским войскам идти на войну в Армению под начальством
Меружана. Со своей стороны, Пап и Терентий также извещают самодержца Феодосия о
том, что Шапух приказал всем войскам идти походом на Армению. Тогда и Август
Феодосий повелел великому комиту Аддею отправиться на помощь Папу со всем
римским войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов,
носившие шелковые знамена с изображением драконов. И также великий и славный
полководец армянский Мушег, из дома Мамиконянов, собрав огромное войско,
воссоединился с Терентием и Аддеем. Местом сражения стало поле, называемое
Дзиравом63, и боевые порядки стали сходиться. Отпрыски храбрых армянских нахараров,
жаждавшие подвигов, вышли в средину порядков под водительством своего
военачальника Смбата, сына Багарата из рода Багратуни64. Вышли и двинулись имнавстречу также их противники из персидской рати, и все смешались. Стоило только
персидским юношам повернуться, как армяне и греки пускались за ними вдогонку и,
подобно урагану, срывающему листья у лесных деревьев, столь же стремительно они
сбивали их с коней копьями и бросали их трупы на землю, не давая им укрыться в своих
боевых порядках. Когда же персы обращали армянские войска вспять, то они
укрывались за сомкнутыми щитами храбрых греков, как в укрепленном городе, не терпя
никакого ущерба. Ибо начальник греческой пехоты Горгоний устроил все так, что
боевые порядки Папа были прикрыты ее щитами, как стеной. Так как греческие воины
носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то
они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из
ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними
колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же
драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, можно
сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая
рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по
берегам рекой, ибо цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды.
Когда же святой и великий архипастырь Нерсес увидел все происходившее, он
взошел на вершину горы Нпат, воздел руки к небу и не опускал их в своем молении,
подобно первопророку Моисею, пока не был повержен второй Амалик65. Когда же
напротив армянских войск взошло солнце, блики от покрытых медью щитов, как от
огромной тучи, стали отражаться в горах, а из-за них, подобно сполохам зарницы,
выскакивали покрытые броней храбрецы из армянских нахараров. Один только их вид
привел персидскую рать в замешательство; немного растерялись и армяне, ибо
восходящее солнце мешало им смотреть вперед. Но лишь обе стороны столкнулись,
сверху их осенило облако и навстречу персам со стороны греков и армян подул сильный
ветер. Так, все греческие и армянские войска, получив помощь Свыше, покрыли все поле
трупами неприятелей и, обратив всех оставшихся в бегство.
И стали вновь обстраивать все те места, которые были разрушены врагами,
восстанавливать церкви, и царство постепенно стало обновляться, и дела постепенно
стали поправляться и сопровождаться успехом. Мудрый архипастырь же св. Нерсес
руководил, просвещал, наставлял и упорядочивал: строил убежища для бедных, по
прежнему своему обычаю, внедрял в управление страной наилучшие порядки, какие он
видел при прежних царях. В особенности же он упорядочил богослужение и восстановил
полностью здания церквей и часовен, благоустроив их.
После завершения войн и успокоения страны Армянской св. Нерсес Великий
утвердил между царем Папом и нахарарами уговор следовать во всем по пути
справедливости, чтобы дела соответствовали христианской вере, дабы царь не походил
на отца своего, творя неправедные дела и нанося ущерб своим подданым, а
придерживался бы закона, проявляя отеческую заботу о нахарарах; те же, чтобы
перестали восставать и пренебрегать им, но служили бы царю своему верно. Тогда царьвернул Спандарату Камсаракану все, что было отнято его отцом Аршаком, области
Ширак и Аршаруник, принадлежавшие роду Камсараканов, не как незаконно
захваченные его отцом Аршаком, а в качестве вознаграждения за услуги Спандарата,
отличившегося в битве против персов. Другим нахарарам он также вернул отнятое,
всячески выказывая чуждый алчности нрав и проявляя щедрость. Однако, стоит
рассказать и о том, что этот Пап, когда еще был новорожденным младенцем, нечестивая
мать его Парандзем посвятила его бесам, поэтому он с детства был одержим бесами. Так
как он всегда исполнял волю бесов, то и не хотел искать исцеления, а всегда возился с
бесами, и бесы чародейственно показывались на нем, и каждый человек с открытыми
очами видел их на нем. Ибо, каждый день, когда люди приходили к царю приветствовать
его, то видели, что бесы в образе змеев выползали из-за пазухи царя Папа и обвивали его
плечи. Все, кто видел, боялись подходить близко к нему, Пап же говорил им: «Не
бойтесь, они мои». И многие всегда видели таких существ на нем. Бесы угнездились в
нем в большом количестве и всегда показывались людям, которые приходили повидать
царя. Когда же к царю входили св. Нерсес или св. епископ Хад, то бесы от великого
страха пред сими святыми мужами исчезали и делались невидимыми. И вот по причине
того, что этот Пап погряз в постыдном пороке и был сильно порицаем блаженным
Нерсесом, то он и смотрел на святого косо и задумал погубить его. Однако, опасаясь
самодержца Феодосия, не решался на явное злодеяние, не осмеливался даже на словах
оскорбить его открыто или применить строгость к нему; но и народ страны Армянской, и
войска не допустили бы так поступить с человеком, от которого зависело само
благоденствие государства, из-за его праведных дел, святого поведения, мирного
руководства, а также за явленные им чудеса и знамения все смотрели на него, как на
Ангела небесного. Ибо весь народ прибегал к молитвам его, и вообще все очень любили
его: и великие и малые, почтенные и отверженные, богатые и бедные.
Св. Нерсес же всегда давал отпор царю Папу, бранил его, порицал его за
многочисленные злодеяния его и не позволял ему ступать на порог церкви. Всегда
порицал и наставлял его, чтобы он отказался от пагубных дел, исправился, и всегда
призывал его к покаянию. Он приводил ему примеры из Священного Писания, устрашал
его вечными муками Страшного Суда, дабы заставить его отрезвиться и исправиться и
пойти по пути справедливых порядков и чистых дел. Однако царь Пап все время
враждовал с великим первосвященником за то, что тот порицал его за злодеяния и грехи.
Царь не хотел образумиться, исправиться и не мог сносить постоянных нареканий
порицателя, поэтому он задумал убить великого первосвященника Господнего Нерсеса.
Но так как нельзя было сделать это открыто, он лицемерно так представил, будто
исправился и умолял св. Нерсеса назначить ему покаяние. Нечестивый царь пригласил
святого отца в свой дворец в местечко Хах в гаваре Екехиац66, велел приготовить для
него ужин, упросил Божьего человека сесть на царское седалище, будто таким образом
он сумеет очиститься от своих злодеяний, и тогда он принесет покаяние. Посадив
св. Нерсеса на первенствующее место, сам царь, сняв с себя порфиру, стоял на ногах во
время ужина, и налил в чашу чистого вина для св. Нерсеса, и тут, примешав к напитку
смертоносный яд, поднес ему. Выпив из чаши, св. Нерсес в туже минуту догадался о
злом деянии царя, и сказал:
-«Благословен Господь Бог наш, удостоивший меня испить эту чашу и ради Господа
принять эту смерть, к которой стремился я с отрочества своего. Итак, я приму сию чашу
спасения и призову имя Господне (ср. Пс. 115; 4), дабы удостоил Он меня достичь света
- удела святых и получить свою долю наследия. А тебе, о царь, подобало, как царю,
открыто приказать убить меня; ибо кто бы мог запретить тебе или кто бы мог удержатьтвою руку и отвести от того дела, которое ты хотел совершить? О, Господи, прости им
это деяние, которое они совершили против меня, прими душу раба твоего, Ты,
дарующий покой всем труженикам и Свершитель всех благ».
Сказав это, святой отец встал и удалился в свои покои. Вместе с ним вышли из
царской трапезной и пошли все великие армянские нахарары, и Мушег Мамиконян и
Айр Мардпет, и вообще все те, кто был в трапезной, пошли с ним. И войдя в свои покои,
св. Нерсес раскрыл подрясник и увидел около сердца посиневшее место, величиною с
хлебец. Великие нахарары предлагали ему тюраке, дабы спасти его, но св. Нерсес не
приняв, отверг их предложение, и сказал:
-«Для меня великое благо есть, что пришлось мне умирать за бдительное отношение
к заповедям Христовым. Вы сами знаете, что все, что я говорил вам, говорил публично;
нужно было, чтобы и смерть постигла меня публично, чего я желал; но мне выпал благой
жребий вместе с избранниками Божьими, и мой удел приятен мне. Благословляю
Господа, даровавшего мне этот жребий, и очень рад, что скоро расстанусь и уйду из
этого беззаконного и нечестивого мира».
Сказав им еще много другого, св. Нерсес предостерегая, просил их всех строго
блюсти себя и соблюдать заповеди Господни. После этого кровь хлынула комьями изо
рта его и продолжала вытекать около двух часов. Затем он встал, стал на колени и
просил в молитве Господней даровать прощение своему убийце. После этого святой отец
помянул в молитве всех людей, близких и дальних, презренных и почтенных, помянул в
молитве даже тех, кого вовсе и не знал. Окончив молитву, он, воздев к небу руки и очи
свои, воззвал:
-«Господи Иисусе Христе, прими мою душу» (ср. Деян. 7; 59).
Сказав это, св. Нерсес испустил дух. И тело человека Божьего святого архипастыря Нерсеса взяли служители церкви: епископ Фавст, глава служителей Трдат, и армянский полководец Мушег Мамиконян и Айр Мардпет, и все азатское царское войско и из местечка Хах, где свершилось убийство, отвезли в селение его, в местечко Тил. Святого похоронили с пением псалмов, гимнов, с зажженными лампадами, с большой церемонией и многими поминовениями. После убийства святого архипастыря Нерсеса, все впали в глубокую печаль, и все люди страны Армянской в один голос твердили и говорили: «Слава армянская закатилась, ибо праведник Божий ушел из нашего мира». Князья и нахарары также говорили:
 «Теперь мы знаем, что наша страна погибла, ибо невинно пролилась праведная кровь, тем более что умер он за имя Божие». Скорбно взывал и Мушег: «Невинно пролилась кровь святого Божьего; отныне я уже не смогу пойти против врага или действовать копьем против кого-нибудь. Ибо я знаю, что Бог оставил нас, мы покинуты и не сумеем поднять главы своей, я знаю, что с этих пор не будет больше победы над врагами Армянской страны, ибо все победы мы одерживали благодаря молитвам усопшего и его святого рода». И во всех пределах Армении, от края до края, оплакивали его азаты и нахарары, все жители страны Армянской. Впоследствии, за вероломный свой поступок, царь Пап принял достойное его возмездие, он был отвезен в стан греческого войска полководцем Терентием и погиб там под секирою, после семилетнего своего нечестивого правления.
В то время в Армении жили два знаменитых пустынника-монаха, которые подвизались в горах. Одного из них звали Шалита, он был сирийцем, и жил на гореАйрюц, а другого звали Епифанием, этот же был греком, и отшельничал на одной большой горе на месте бывшего языческого капища, посвященного богине Анаит, которое называли «Престолом Анаит». Эти блаженные отцы были учениками священномученика Даниила Чудотворца, который в свою очередь был учеником великого и славного Григория Просветителя. И вот, как-то раз, когда эти блаженные отшельники сидели каждый на своей горе и возносили молитвы Богу, в тот час, когда умер св. архиепископ Нерсес, каждый из них видел со своей горы открытыми очами среди бела дня, что человек Божий Нерсес был возносим на небеса, ибо Ангелы Божьи уносили его ввысь, и сонмы их встречали его. Пустынники, увидев это видение, весьма удивились этому явлению. Однако, св. Шалита, живший на горе Айрюц, будучи опытным подвижником, уразумел, что блаженный Нерсес скончался, и сам он видит душу его, возносимую Ангелами Божьими. А вот св. Епифаний понял так, что св. Нерсес в теле своем вознесен был на небо. И вот оба они, спустившись со своих гор, со всею поспешностью прибыли в гавар Екехиац, и порасспросив, узнали, что святой первосвященник Нерсес отошел из жизни сей в мир иной, и пришли в селение Тил и увидели место, куда было положено честное тело святого отца. Тут, эти блаженные мужи, встретив друг друга, в присутствии народа рассказали то, что видели. И были мужи те ангельского нрава, возрастали и жили в пустыне, творили величайшие чудеса, и всем были известны и знакомы святые деяния их, по причине чего народ охотно верил им.
Так, пренебрегши жизнью своею во имя Господа нашего Иисуса Христа, блаженный и великий отец наш Нерсес, принял мученическую смерть и, окончив долгий подвиг свой, отошел ко Христу Богу в небесные обители, дабы принять от Него венец вечного воздаяния, благословляя и прославляя Пресвятую Троицу – Безначального Отца, Предвечного Сына и Святого и Животворящего Духа, Коей да подобает вечная слава,
честь и поклонение, всегда ныне и присно, и во веки веков, аминь!