Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную» Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь
Духовенство армянской Церкви носит как общие для всех
христиан облачения облачения, так и уникальные ризы,
не встречающиеся в других церквях.
Облачение диакона сходно с нашим: стихарь, орарь, поручи.
Облачение священника включает в себя Hoghatap, Shapik,
Poroorar, Goti, Bazpan, Shourchar, Vakas, Saghavart.
Перед облачением священник поочередно с дьяконом читают
131 псалом, после священник читает молитву. Перед каждым
предметом облачения дьякон говорит: Паки и паки миром
Господу помолимся.
а священник творит над предметом крестное знамение,
говоря: Благословение и Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После благословения, сначала надевает митру (Saghavart),
говоря:
Возложи, Господи, шлем спасения на главу мою, дабы
вести войну с силами врага. Благодатью Господа нашего
Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Затем снимает митру, одевает Hoghatap, (сандалии, которые
одеваются входящими в алтарь и прислуживающими при
богослужении. Снимаются на время Евхаристического канона
и причащения) и подризник,
Shapik, (одевается служащим литургию, символизирует
духовную радость, с которой священник приступает к
Престолу Божию), читая молитву: Облачи мя, Господи,
в покров спасения и в милоть веселия. И ими же сохрани
мя. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же
подобает слава, честь и держава ныне и присно и во
веки веков. Аминь.
Poroorar, епитрахиль, символизирует праведность, которой
христиане укрепляют себя в борьбе со грехом. Молитва:
Возложи, Господи, правду на выю мою. И очисти сердце
мое от всякой греховной скверны. Благодатью Господа
нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь
и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Goti, пояс, символизирует веру, которая дает силу душе.Молитва:
Опояши поясом веры чресла сердца и ума моего и нечистые
помыслы угаси во мне. И сила благодати Твоей да пребудет
во мне. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему
же подобает слава, честь и держава ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Bazpan, поручи, символизируют моральную чистоту.
Правый Поруч:
Подаждь, Господи, крепость десной руце моей и омый
всякую нечистоту мою, дабы непорочно служить Тебе душой
и телом. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему
же подобает слава, честь и держава ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Левый Поруч:
Подаждь, Господи, крепость на шуюю руку мою и омый
всякую нечистоту мою, дабы непорочно служить Тебе душой
и телом. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему
же подобает слава, честь и держава ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Vakas, особый наплечный высокий воротник, символизирует
праведность.
Молитва: Возложи, Господи, правду на выю мою. И очисти
сердце мое от всякой греховной скверны. Благодатью
Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава,
честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Shourchar, фелонь, символизирует славу новой духовной
жизни и веру, защищающей против зла. Носится и как
мантия, без епитрахили.
Молитва: Господи, по милости Твоей ризой света покрый
мя и от козней вражих огради мя, дабы я смог достойно
восхвалять всеславное Имя Твое. Благодатью Господа
нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь
и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Saghavart, митра, (сходная с православной, но, как
правило, без икон), символизирует спасение души и Царское
служение Христа, котрого представляет на литургии священник.
Митра - обязательный элемент облачения предстоятеля
на Божественной литургии; в некоторых случаях ее носят
и диаконы.
Архимандриты одевают наперсный крест.
По облачении же глаголет:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу
спасения, и одеждею веселия одея мя: яко жениху возложи
ми венец, и и яко невесту украси мя красотою. Благодатью
Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава,
честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Плат: Омый, Господи, руце мои от всякой греховной нечистоты.
Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает
слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Епископ при совершении литургии помимо священнических
одежд одевает также омофор, панагию, (патриарх - орла
и палицу) и тиару (латинская митра без ленточек сзади,
которые прикрепляются к вакасу)
вместо митры и посох с богато украшенным сулком. Также используется особый ручной крест с платком.
Цвета облачений следующие
Зеленый - Свв. Апостолов, Свв. Патриархов, Свв. Мучеников
и Свв. Подвижников.
Синий - Свв. Патриархов и Свв. Подвижников
Золотой (желтый) - Свв. Царей, Св. Ковчега и в праздник
Шохакат.
Красный - Св. Вардана, Св. Вкмч. Георгия, Св. Саркиса,
всех праздников посвященных Св. Кресту, Великая Суббота,
Пятидесятница, Св. Эчмиадзина, Вербное Воскресенье.
Белый - Св. Пасха, Рождество Христово, Преображение
Господне, Богородничные Праздники, на вечерних Богослужениях
накануне воскресных дней (также допускается в праздник
Шохакат наряду с желтым цветом).
Фиолетовый (или черный) - на богослужениях Великого Поста и погребении.